СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География в школе - один из учебных предметов, который дает учащимся систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о месте нашей страны в этом мире. География как предмет обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках географии»

Л.В.ФЕОКТИСТОВА, учитель географии МОУ «Гимназия №29»


«Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее,

что сделано в согласии с природой».

В.В. Докучаев

Первые представления о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и т. д. В начальной школе важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”.

В средней школе экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. Важно воспитать не только образованного человека, но и личность, способную к защите природы.

География в школе - один из учебных предметов, который дает учащимся систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о месте нашей страны в этом мире. География как предмет обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников.

Как ни странно, но в наше время подростки намного больше знают о том, что происходит в лесах Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что их ждёт за порогом собственного дома. Учащиеся хорошо ориентируются в теории, знают сущность глобальных экологических проблем, но плохо представляют, как эти глобальные мирового уровня проблемы проявляются в конкретных ситуациях вокруг нас. И поэтому одна из актуальных проблем географического образования – развитие интересов учащихся в области изучения окружающей среды. Одним из способов развития может быть усиление экологической направленности в преподавании географии.

Большое воспитательное значение по формированию экологического мировоззрения имеют такие темы как, например: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»; «Атмосфера»; «Литосфера»; «Гидросфера и меры борьбы с их загрязнением»; «Глобальные проблемы человечества» и многие другие.

При планировании уроков в курсе «География России. Природа» 8 класс я усиливаю экологическую направленность за счет более глубокого анализа и осмысления с позиций современной экологии всех процессов и явлений, происходящих в окружающей природной среде. Именно сейчас цели изменились, и мы обязаны готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве, осознавая всю серьезность влияния на окружающую среду.

Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя географии творческий подход к организации учебной деятельности.

В процессе формирования экологических знаний на уроках использую следующие методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:

- наблюдение прямое, косвенное с целью описания компонентов природных систем и влияние на них деятельности человека;

- экспериментирование: формулирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов;

- владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;

- моделирование проектов решения экологических проблем;

- анкетирование, опрос, беседы.

По форме проведения уроки экологической направленности применяю самые разнообразные: уроки заочного путешествия, семинары, ролевые и деловые игры, практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты. При изучении курса уделяю большое внимание экологически проблемам своего города, района, края.

Обсуждение экологических проблем планирую в следующей последовательности:

На уроке по теме «Этапы и методы географического изучения территории» происходит знакомство с нормами экологической морали (составление памяток, буклетов);

На уроке «Человек и литосфера» происходит защита проекта «Рекультивация карьеров по добыче кирпичных глин в Рузаевском районе»;

На уроке «Климат и человек» обсуждаются результаты экологической экспертизы воздуха в городе Саранске, Республике Мордовия;

На уроке «Водные ресурсы и человек» проводится конференция «Экологические проблемы морей и отдельно Азовского моря»;

На уроке «Почвенные ресурсы» проводится дискуссия проблемного характера по теме «Урожайность черноземов, серых лесных и дерново-подзолистых почв»;

На уроке «Биологические ресурсы» - составление прогноза видового и количественного состава растительного и животного мира Республики Мордовия;

После изучения темы «Природное районирование» на уроке повторения и обобщения проводится групповая работа «Моделирование процессов влияния хозяйственной деятельности человека на природную зону лесостепи»;

На завершающем этапе изучения природы России проводится урок-защита проектов в виде презентаций, статей в газету, сочинений, рисунков на экологическую тематику.

На уроках географии я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся. На мой взгляд, только при этом условии удастся изменить систему моральных ценностей молодежи, перевести ее с эгоистической позиции на пути совершенствования экологического сознания и нравственного развития личности.

География обладает огромным потенциалом и возможностями для развития экологического мировоззрения, и что очень важно, для воспитания культуры личности. Именно поэтому так важен вопрос формирования экологической культуры как составной части общей культуры человека, за которую, прежде всего, отвечает школьная география.

Основой становления экологической культуры является географическое образование. Роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, она занимает ведущее место в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности. Поэтому значение географических знаний и экологической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.











Список использованной литературы:

1. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.

2. Кашлев С.С. Диагностика экологической культуры. – Мн., Беларусь, 2003.

3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии.- Москва, Просвещение,1990г

4. Материалы конференции «Духовно-нравственное воспитание в системе экологического образования: проблемы и пути их решения».- Ульяновск, 2008.

5. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. – Мн., Асар.,2002.

6. Панчешникова К.М. Методика обучения географии в школе. - Москва, Просвещение,1997г.

7. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования, 1994.

8. Савенок А.Ф., Савенок Е.И. Основы экологии и рационального природопользования. – Мн., Сэр-Вит, 2004.

9. География и экология в ХХ1 веке -№ 5, № 6, № 7, 2008.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!