ГБОУ « Специальная школа – интернат г. Грязи»
«Экология и человек»
Подготовила : Т.А.Минакова
2016- 2017 уч. год
Внеклассное мероприятие «Экология и человек»
Цель: Активизация познавательной деятельности, расширение кругозора детей, их знаний о природе;
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей среды.
Воспитание доброго, внимательного и бережного отношения к природе, живому миру.
Задачи : Прививать ученикам бережное отношение к природе;
Работать над основными аспектами влияния человека на природу;
Развитие экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью.
Оборудование: компьютер с экраном, презентация
Ход мероприятия:
Учитель:
-Здравствуйте! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которого касается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем.
У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность
(слайд 1)
Наука экология пытается дать ответы на трудные вопросы о взаимодействии природы и человека, о том, как это правильно сделать? Слово экология состоит из двух греческих слов: «ойкос» ( жилище, дом) и «логос» ( учение) , В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Послушайте стихотворение «Земля – наш общий дом»
Мы речь ведем о том,
Что вся Земля – наш дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
-А что мы с вами называем общим домом?
- Правильно, природу.
-А какая она сейчас? (Слайд 2)
- Я предлагаю посмотреть несколько слайдов на одну и ту же тему. Что за тема объединяет эти слайды? (слайды 3-11) )
-Правильно, тема загрязнения окружающей среды.
Учёными подсчитано:
За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;
Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.
Учитель:
Входя в наш собственный дом, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с близкими, поддерживаем мир в семье. А вот в общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов: это стихийные бедствия, типа ливней, засух, морозов, ураганов. Разрушения продолжаются, их наносит человек.
Учёные установили:
Морские черепахи у берегов Центральной и Южной Америки погибли из- за того, что в их пищеводах застряли пластиковые пакеты, выброшенные за борт пассажирами авиалайнеров;
В Африканских джунглях уничтожаются десятки тысяч слонов, отравляющихся ядохимикатами от водоёмов, куда слоны приходят на водопой.
Пингвины в Антарктиде гибнут от нефти
- Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
- Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души. Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души.
- Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе должны формироваться благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Люди не должна дать засохнуть дереву жизни (слайд 12)
- О том, какой должна быть человеческая душа, о ее сохранении и об отношении к природе написал в стихотворении «Просьба» замечательный поэт Роберт Рождественский (слайд 13)
- Звучит песня на стихи Р.Рождественского «Просьба» в исполнении Большого детского хора, солист Сергей Парамонов (слайды 14-29)
- Если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. Экология души – путь человечества в будущее
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко (слайд 30)
_Узнать о красоте нашего мира, научиться понимать природу, возвысить свою душу помогут книги, рассказывающие о живой природе (слайд 31)
- Давайте подведем итог нашему разговору. (слайд 32-33)
-Что мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую катастрофу? (обмен мнениями)
Ведущий.
Быстро летит время. Вы окончите школу, Станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить?
Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.
Источники
http://jahonnamo.tj/images/fevral-2015/ekologi-25.jpg
http://4.bp.blogspot.com/-V8etHU0dhXI/U1iuNIoQ8MI/AAAAAAAAEpM/I6hc_q3jSeQ/s1600/ekologiya_kniga.jpg
http://vmirepozitiva.ru/wp-content/uploads/2010/09/Leaf_carving_5.png
http://usenkomaxim.ru/wp-content/uploads/2012/07/Rezba-po-listyam.-Rabota-odinadtsataya.jpg
http://fb.ru/misc/i/gallery/25179/593977.jpg
http://st.vitalk.vn/img/2015/4_23/7-00654_2kl90dp0ob2e1.jpg
http://kenh14cdn.com/thumb_w/600/cPLqMkXoPs3Tkua5x0JnElZd2udVtV/Image/2015/04/0h/0A/anh13-357fc.jpg
http://static.anninhthudo.vn/Uploaded/phamthuha/2012_05_31/52328_1312012_1.jpg
http://www.krasfun.ru/images/2014/12/a6c3f_93a7fbc3-698a-4af9-b730-11f997231c73.jpg
http://avivas.ru/photo/luchshie_foto_national_geographic_iyl.html
http://avivas.ru/photo/luchshie_foto_national_geographic_iyl.html
http://www.liveinternet.ru/tags/%EB%F3%F7%F8%E8%E5+%F4%EE%F2%EE+National+Geographic/
https://audioknigi.club/uploads/topics/preview/00/00/63/65/e2cd6ae079.jpg
http://cdnportal.inetproduce.ru/sites/173/posts/2015-03/210fa33c6baeb02b35243bbe4242503a.jpg
http://www.zastavki.com/pictures/1920x1200/2012/Space_Lost_planet_033759_.jpg
http://shoyher.narod.ru/izbrmysl/gyotei_4.jpg
https://thumbs.dreamstime.com/thumb_3358/33582272.jpg
http://cameralabs.org/media/cameralabs/images/Dasha/00013_year/009/19/1/2/Deers-with-antlers-in-forest-with-autumn-foliage.jpg
http://www.topauthor.ru/uploads/2013-05/original/1a2c5b41984b26dbe5ec9511c63ea688.jpeg
http://veda.ru/uploads/content/11042013/134bf8f6d0800c1f9c46b96c0a4f41c7.jpeg
Гуревич Л. Е., Паршикова И. И. Экология души — путь в будущее человечества [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.