ЭКОЛОГИЯ КОНКУРС.
К экологической культуре через творчество.
Все начинается с любви-
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка,
Все начинается с любви….
Р. Рождественский.
Общаясь с учениками на уроке, проводя внеклассные занятия, обсуждая увиденное на экскурсиях, я часто замечаю, что наша сегодняшняя действительность, увы, далеко не благополучная, оказывает негативное влияние на формиров ание их взглядов, убеждений и поступков.
Нет, я вовсе не открываю Америку. Время и впрямь обрушило на нас волны кризисов: социальных, экономических, экологических. Наверное, со временем они будут преодолены. Сложнее с духовно-нравственным кризисом. Он стоек, укореняется надолго. А ведь именно в нравственности , в духовности скрыто то, что либо ускорит наше движение к светлому будущему, либо отбросит еще дальше назад.
Эти суждения и тревоги заставляют искать новые подходы к учащимся, к построению урока, подбору дополнительного познавательного , а вместе с тем и воспитывающего материала. Вдумаемся , что происходило долгие годы: и в жизни, и в школе. Прогресс человечества мы зачастую отождествляли с завоеванием, сводили к искоренению и обузданию природных сил. И только тогда , когда поняли, что такое «завоевание» оборачивается бедой, немного призадумались. Человечество начало осознавать, что его прогресс заключается не только в эксплуатации природных ресурсов, но и в бережном к ним, да и ко всей природе, отношении, в сохранении ее сложного и такого хрупкого равновесия.
Все это теория, скажете. Нет, я как раз хочу повести разговор о практике, о воспитании экологической культуры у детей через творчество, самостоятельное и целенаправленное. В придуманных сказках, фантастических рассказах, в рисунках ребята отражают свое личное восприятие окружающего мира.
В книге Е.Рерих «Иерархия» можно прочитать: «Когда человечество поймет, что есть пространство, насыщенное следствиями человеческих деяний, можно будет лечить планету…».Опираясь на это высказывание, мы с ребятами начинаем изучение биологии со знакомства и осмысления закона «Не причини вреда ничему живому-ни делом, ни словом, ни мыслью». Для младших школьников один раз в неделю провожу так называемые цветочные пятиминутки. Заранее выбираю какой-либо цветок, и ребята должны сочинить про него сказку, нарисовать картинку, найти стихи или сочинить свои об этом цветке, чтобы рассказать всему классу.
Интерес, активность, глубина знаний и ощущений при этом заметно возрастают. К тому же творчество развивает, требует осмысления темы, поиска образных сравнений и т.д. В творчестве детей, в их сказках и рисунках чувствуется борьба добра и зла. Добро, как правило, побеждает, а если оказывается бессильным и гибнет, то преображается в красивом цветке, трансформируется в гармонию красоты, как бы говоря людям. Что оно, добро. Вечно, и если плоды его не видны сегодня, то будут видны завтра.
Ребята растут, взрослеют, глубже чувствуют окружающий мир и себя в нем. Акцент в творчестве восьмиклассников смещается в сторону более строгих суждений, чувствуется боль маленькой души за большую Землю. Так, дети уже обвиняют человека в его безрассудной деятельности по отношению к природе, но верят в торжество разума. В одном из фантастических рассказов есть такая концовка: «И вспо миная ужасный сон ( о том, как гибнет планета), хочется кричать: «Люди, берегите Землю!Берегите наш прекрасный мир!»
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Каков будет исход? Вот как видят эту проблему ребята: «По моему представлению, будущее не станет таким счастливым, как хотелось бы людям. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатству во избежание катастрофы на Земле».
Примеры взросления, более глубокого осмысления происходящего, пробуждения чувства личной ответственности за сохранность природы можно продолжить. Я хотел поделиться своим опытом воспитания экологической культуры. Лично мне он представляется перспективным.
И.А. Штрекер, учитель биологии и химии .
СКАЗКА
Нарциссы.
В далекие времена , когда вся Земля была черно-белого цвета, только Богиня разноцветия обладала разными красками. Ее дочь сжалилась над миром и над тем, как все просят от Богини, и решила даровать им их .Взяв краски, она отправилась на Землю. Там у нее было семь подруг, каждой из них она дарила по нарциссу. Первой она дала алый нарцисс, второй- синий, третьей- зеленый, четвертой- желтый, пятой- оранжевый, шестой- голубой, седьмой- розовый. Все девушки гордились, что обладают разными цветами и приглашали людей посмотреть на них. Узнав об этом , Богиня разгневалась и отправилась на Землю отнять у людей цвета. Разными хитростями она проникала в замки принцесс и забирала краски у цветов. Только одна Амфора сумела сохранить свой желтый цветок. Торжествуя победу, Богиня злорадствовала и нечаянно пролила краски. С тех пор вся Земля красочная, а нарциссы- только белые и желтые.
Каранов Карнилий, 6 класс.
Анютины глазки.
Мой любимый цветок- анютины глазки, или виола. Это , если можно сказать, символические цветы. Фиалки играли большую роль в культурном развитии человечества. Издавна цветок фиалки символизировал одну из добродетелей - скромность. В некоторых странах анютины глазки - символ верности, символ мудрости. Окраска цветка разнообразная, удивительная. В одном цветке множество красок. Мне кажется, это глаза детей Мира.
Род Фиалка достаточно многочисленный. Большая часть фиалок зацветает весной. На Кузбассе наиболее часто встречается фиалка полевая, золотуха в южной части лесной и в лесостепной зонах. Следует отметить небольшие размеры растений, неправильные цветки, наличие шпорцев и нектарников внутри них. В одном из описаний можно прочитать: «Многочисленные фиалки не бросаются в глаза и не видны издали. И все потому, что это тихое, скромное цветение весенней земли запуталось в густой травяной щетине».
В разных странах листья фиалок использовали для приготовления вина, чая, молодые листья добавляли в салаты. Собирают траву фиалки все лето, срезая олиственные стебли.
Голованова Вероника, 6класс.