СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая игра "Экологический светофор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомление детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека и природы, формирование мотивационной сферы экологической деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра "Экологический светофор"»

«Экологический светофор»


Цель: Ознакомление детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека и природы, формирование мотивационной сферы экологической деятельности. 
Оборудование: Набор цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждой команды, набор карточек с изображением и описанием деятельности и поступков человека в природе, набор букв (из которых составляется слово), карточки с названиями растений, презентация, видео о красной книге.


Ход мероприятия


Здравствуйте ребята! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о правилах поведения. Вы с детства знаете как вести себя в гостях, как вести себя, гуляя по городу и переходя дорогу. А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в природе? Я вам предлагаю необычную игру, она называется «Экологический светофор».

Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей.

Экология - это наука о дружбе человека с природой. Давайте вспомним, что такое живая и неживая природа. Как вы считаете, что относится к живой природе? (разговор о природе)

1. Конкурс « Догадайся»

Если речь в загадке идет о живой природе, вы поднимаете зеленый флажок, а если о неживой - красный. Чья команда отгадывает, получает медаль. Всего 4 команды.

  1. Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу там сосал.

Весной затопал он спросонок.

Ребята, кто он? (Медвежонок).


  1. Чтобы я тебя повез,

Незачем давать овес.

Накорми меня бензином,

Вместо ног моих – резина (Машина)


  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса).


  1. Он всюду - в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь).


  1. Белый-белый пароход

Над деревьями плывет.

Если станет синим,

Разразится ливнем!

(Облако)


  1. В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? ( Белка)


  1. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно – 
    Укусит. Ясно? (Змея).

  2. Я удобный, очень мягкий,
    Вам не трудно угадать, —
    Любят бабушки и внуки
    Посидеть и полежать. (Диван)

  3. Что за дерево растет?
    Снег в июне нам несет
    Этот снег не тает
    В воздухе летает. (Тополь)

  4. На спине я дом ношу, 
    Но гостей не приглашу: 
    В костяном моём дому 
    Место только одному. (Черепаха).

  5. Без рук, без ног,

По полю рыщет,

Поет да свищет.

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

(Ветер)


  1. Три разноцветных круга
    Мигают друг за другом.
    Светятся, моргают –
    Людям помогают. (Светофор)


Ребята, вы знаете, что в экологии тоже есть светофор. Каждый сигнал светофора означает почти то же самое, что и на проезжей части: 

Поступки нужно оценивать следующим образом: 
Красный цвет – природе вред

Жёлтый – вести себя так можно, но только осторожно

Цвет зелёный – всем спасибо, так поступать необходимо!

Запомнили? Проверим. 
— Красный свет? (дети отвечают: "Природе вред!") Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе. 

— Желтый? (дети отвечают: "Осторожно!"). Верно! И это значит, что на все действия, при которых человек должен соблюдать меру или выполнять определенные правила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому себе, зажигается желтый свет. 

— Свет зеленый?.. (Дети продолжают: "Так красиво! — Скажет лес тебе: Спасибо!"). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют вреда лесу, но делают для его обитателей — растений 
и животных — добрые дела! 


2. Конкурс « Какой цвет».

Команды должны поднять цвет, который соответствует ситуации.

  1. Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку

Красный, белый, синий цвет

Замечательный букет.

(красный, так как нельзя рвать цветы, т.к . растения не смогут размножаться)

  1. Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

(красный, нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибнут)

  1. Завтра утром в лес пойдем

И грибов там наберем

И опята, и маслята,

Вот наелись мы ребята.

(желтый, так как грибы можно собирать, но обязательно срезать их ножом)

  1. Посадили деревце

У себя во дворе,

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто, часто мы,

Чтоб оно со временем

Нам дало плоды.

(зеленый, посадка деревьев это очень хорошо)

  1. Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит

(красный, нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных)

  1. С папой сделали мы домик
    для синичек, воробьёв,
    каждый день их хлебом кормим
    и сестричек, и братьёв.

(зеленый, нужно помогать птицам зимой)

  1. Я с друзьми в лес приехал

Музыку на всю включил,

И не слышно песен стало

Тишина вокруг настала.

(желтый, можно слушать музыку, но тихо, чтобы не испугать лесных жителей)


  1. Уберемся мы в лесу

Мусор и бутылки

Целлофаны и бумажки

Недоеденные кашки

(зеленый, нужно очищать лес от мусора)

  1. Елочку зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом

(красный, нельзя рубить деревья, они дают нам кислород, это дом для животных)

  1. Разведу я на окошке

И душистые горошки,

И фиалки, и герани.

Вот попробуйте вы сами

(зеленый, растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие микробы)

  1. Ребята собрались идти загорать на речку, которая протекала около поселка. Над водой весело летали стрекозы, бабочки порхала над цветами, растущими рядом с берегом. Саша и Сережа принялись бегать за стрекозами и ловить их панамкой. Они ловили их и тут же отпускали обратно. (Красный цвет)
    12. Дима шел с младшим братом через лес. Вдруг мальчики увидели кустарник, ветки которого были усыпаны гроздьями ярко красных ягод, «Наверное, это смородина», - сказал Дима. Он взял ягоду в рот, но ее вкус Диме не понравился. Зато брату Сереже ягоды показались вкусными и он с удовольствием начал их жевать.
    (Желтый цвет)

Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Природа заботится о нас с вами, создала лекарственные растения, а какие вы узнаете из следующего конкурса.


3. Конкурс «Зеленая аптека». Каждой команде дается набор букв из которых надо сложить слово (душица, полынь, ландыш, ревень)


Душица – лекарственное растение, благодаря целебным свойствам душицу применяют в медицине для лечения различных заболеваний, при лечении простуды и бронхитах, пневмонии. Настои из душицы помогают облегчить состояние при сильном кашле. Применяют настои и для полосканий при ангине и простудах.


Полынь - применяется при лечении многочисленных заболеваний, таких как аллергия, болезни желудка и легких, герпес, выводит из организма все виды паразитов, лечит гипертонию, анемию, нарушение сна. Полынный сок применяется при перевязках и заживлении мозолей . Если размять растение и приложить к месту таких повреждений, как ушиб или вывих, отечность и боль проходят значительно быстрее.

Ландыш - получают вещества, используемые для изготовления сердечных препаратов. Также его применяют для усиления памяти и развития интеллектуальных способностей. Заготовку растения следует проводить очень осторожно, так как оно обладает ядовитым эффектом.


Ревень - Самые полезные вещества лекарственного травяного растения находятся в стеблях. Употребление растения способствует выводу токсических вещества и шлаков из организма. Он используется для лечения сахарного диабета, ожирения, печени. Американские ученые утверждают, что эта трава является профилактическим веществом против раковых опухолей.


4. Какому животному принадлежит хвост?
- С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
- У неё хвост вместо руля. (Птица.)
- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
- У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
- У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)


5. Закончите стихотворные строчки.

- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).

- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).

- Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы).

- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).

- Ем-ем-ем, деревья мы ... (сажаем).

- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).

- Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы).

- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).

- Ем-ем-ем, цветок не вырву с ...(корнем).

- Вья-вья-вья, нельзя ломать ... (деревья).

-Ать-ать-ать, животным надо ….(помогать)

- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).

6.Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно, стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Новый год.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнёзда.
Гололёд.
ОСЕНЬ Бураны.
Сбор ягод.

7. Конкурс «Красная книга».

Прочитать названия животных, занесенных в Международную Красную книгу. (Учащиеся получают распечатки задания.) Для этого из каждой строки нужно выписать только буквы русского алфавита.

Ответ. Снежный барс, фламинго, беркут, джейран, белый журавль, гепард.

Учитель демонстрирует рисунки данных животных, сообщает сведения об одном из них.

Пример. Гепард — это хищник из семейства кошачьих. Обладает сухим поджарым телом длиной около 140 см, имеет длинные стройные ноги и длинный сильный хвост, который при беге выполняет роль балансира. Мех короткий, негустой, но очень красивый: тон окраски желтоватый, песчаный, а по всей шкуре, кроме брюха, густо рассеяны темные сплошные пятна.

Гепард — самый быстрый зверь. Догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/ч.


Многие животные и растения, которые занесены в «Красную книгу» вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, не дав возможности созреть семенам, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет-сигнал опасности. В данный момент в ней находятся 128 видов животных

8. Конкурс «Звери, птицы, мордочки»

(разгадать животное, открыв как можно меньше карточек на экране)

Берегите каждое деревце, веточку, цветочек. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не травите и не губите рыбу. Не разоряйте птичьих гнезд, не убивайте зверей.


Награждение команд.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!