Экологическая игра « Знатоки природы»»
Подготовила и провела учитель начальных классов:
Андрусенко Татьяна Анатольевна
2025г.
Цель: Обобщить и проверить природоведческие знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира.
Оборудование: маршрутные листы, таблички с названиями станций, таблички с названиями ягод, ребусы на тему «Звери», картинки по теме «Птицы», конверты с разрезанными картинками цветов, кроссворд по теме «Звери», вопросы викторины, загадки.
План подготовки и проведения игры.
деление на команды, выбор командиров;
выбор названий команд и девизов;
приготовление маршрутных листов.
Участники игры: учащиеся 1 - 4 класс.
Ход игры:
– Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой- всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. - Сегодня мы с вами поговорим о природе, вспомним её загадки и может быть даже узнаем что то новое и удивительное. Мы проведем «Экологическую викторину». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Победитель экологической викторины», проигравшая команда получит знак «Участник экологической викторины»
Вы знаете что такое экология? (наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы».) Мы разделились на команды. Придумаем названия:
- Давайте познакомимся с нашими командами.
Разминка: I. Конкурс «Вопрос - ответ»
Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Что делает ёж зимой? ( спит)
2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? ( белка)
3. Эту птицу называют «лесным доктором», он лечит деревья, вытаскивая вредных насекомых из-под коры? (Дятел)
4. Растет ли дерево зимой? Почему? (Нет, оно зимой в состоянии покоя)
5. Назовите животных, которые зимой спят? (Медведь, еж)
6. Какое животное может прожить без воды 45 дней? (Верблюд)
7. Кто меняет шубку 2 раза в год? (Белка, заяц)
8. Назовите профессию человека, охраняющего и оберегающего заповедники? (Лесник)
9. Что такое Красная книга? (Книга, в которую заносят редкие растения, животных, которых нужно охранять)
10. Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры)
11. Кто такие браконьеры? (Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты)
12. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В заповеднике)
13. Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? (Их мало осталось на Земле)
14. Что надо делать, чтобы поддерживать животных зимой? (Подкармливать)
15. Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (Затушить костер, убрать мусор)
Станция «Лесная»
Станция «В мире животных»
Станция «Литературная»
Станция «Птичья карусель»
Станция «Цветочный мир»
Станция «Грибное лукошко»
Станция 1. «Лесная»
Л
ес – это наш зелёный дом
Красиво и уютно в нём.
И эту красоту, уют
Не очень люди берегут.
Ломают ветки, жгут костры
И рвут охапками цветы.
Но если лес – это наш дом,
Нельзя себя вести так в нём.
Задание № 1. «Правила поведения»
- Мы отправляемся в гости в лес. А все знают, что в гостях надо вести себя вежливо и знать правила культуры поведения. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (За каждое названное правило команда получает 1 балл)
Задание № 2. «Ягодный аукцион»
- Летом и осенью в лесу можно найти много вкусных ягод. Я предлагаю вам собрать название ягод из рассыпавшихся букв.
1 | кюлвка | 2 | минала |
3 | орснмиода | 4 | аиклбнку |
5 | ринабя | 6 | нзмлаяике |
7 | КАИЛНА | 8 | ЧКЕРНИА |
9 | | 10 | |
С
танция 2. «В мире животных»
В зоопарке — в клетке,
А в лесу — на воле.
Братья наши меньшие,
Часть большой природы.(Животные)
- На этой станции мы проверим, насколько хорошо вы знаете животных.
Задание №1. «Разгадайте филворд »
Задание № 2. «Ребусы»
Станция 3. «Литературная»
Е
сть на свете чудесное братство
Увлеченных, пытливых людей:
Им крылатое время подвластно,
Перед ними – сто тысяч путей.
Книголюбы, книгочеи-
Все немножко чародеи:
От хорошей доброй книжки
Сердце бьется горячее.
Задание № 1. «Дополни имя сказочного героя»
- Героями многих литературных произведений являются животные. Им даются имена. Узнайте по имени литературных персонажей:
Гена (крокодил)
Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
Каа (удав)
Матроскин (кот)
Серая шейка (утка)
Шушара (крыса)
Тортила (черепаха)
Балу (медведь)
Бэмби (олененок)
Мурка (корова)
Крошка (енот)
Гав (котенок)
Умка (медвежонок)
Шарик (пес)
Муха (Цокотуха)
Задание № 2. «Узнай сказку»
- А знаете ли вы сказки, в которых героями являются растения или животные? Это мы сейчас проверим:
В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
Кто из обитателей болота стал женой Ивана Царевича? (Лягушка)
Какое дерево помогало девочке спасти брата? (Яблоня)
Кто одолел Тараканище? (Воробей)
Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Тюльпан)
Какой овощ мешал спать настоящей принцессе? (Горох)
Какой овощ смогли вытащить только целым коллективом? (Репка)
За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу и сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежник)
На поле этих цветов уснула Элл и по пути к Изумрудному городу (Мак)
На этом дереве в ларце смерть Кащеева (Дуб)
Станция 4. «Птичья карусель»
-
Отгадайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
- Наши пернатые друзья живут в лесу, в поле, на водоемах Они окружают нас круглый год, приносят пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют нас своими звонкими чудесными песнями.
- На этой станции мы проверим, знаете ли вы птиц.
Задание № 1. «Угадай птицу»
- Вашему вниманию предлагаются фотографии силуэты птиц, вы должны назвать их.
Задание № 2. «Пословицы и поговорки о птицах»
- О птицах сложено много пословиц и поговорок. Вам необходимо продолжить пословицу или поговорку о птице.
Соловей берет пением, а человек — ………. умением.
Лучше синица в руке, чем ………. журавль в небе.
Соловья баснями ………. не кормят.
Красна птица пером, а ………. человек умом.
Пуганая ворона ………. куста боится.
Пишет ………. как курица лапой.
Слово не воробей ………. вылетит – не поймаешь.
Кукушка хвалит петуха за то, ………. что хвалит он кукушку.
Всяк кулик ………. свое болото хвалит.
С
танция 5. «Цветочный мир»
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов,
На них разбросаны букеты.
Цветы – одно из чудес природы. Это живая красота земли. Они достойны удивления и восхищения, поэтому, на этой станции я приглашаю вас в путешествие по цветочному миру, где вы сможете разгадать секреты цветов. Все мы знаем, что цветы приносят нам радость, украшают нашу жизнь. Прошли века, а человечество по-прежнему продолжает восхищаться цветами. О них слагают песни, сказки, легенды.
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет.
Очень хрупкий,
Очень нежный,
Называется ... (подснежник).
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется ... (незабудкой).
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь — шапки нет! (Одуванчик.)
На каком цветке гадают —
Лепесточки обрывают? (На ромашке.)
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты.
Яркие, пахучие —
Ай-ай-ай! Колючие! (Роза.)
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим. (Кактус.)
Задание № 2. «Собери картинку»
- Вы получаете 5 конвертов. В каждом из них лежит разрезанная картинка с цветком. Вам необходимо из частей составить целую картинку и назвать изображенный цветок. (Картинки в приложении)
Станция 6. «Грибное лукошко»
- Отгадайте загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- На этой станции мы совершим путешествие в царство грибов и проверим, насколько хорошо вы знаете ли вы грибы.
Задание № 1. «Отвечай – не зевай!»
- В этом задании вам необходимо правильно ответить на вопросы за одну минуту. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов вы наберете.
Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
Назовите грибы, по названию которых можно судить о месте их произрастания. (Подберезовик, подосиновик)
Какая погода предвещает урожай грибов? (Дождливая)
Для кого мухомор не является ядовитым? (Лосей, оленей)
Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов)
Шляпки этих грибов будто смазаны маслом. (Маслята)
Как называются семена грибов? (Споры)
Какие грибы своими шляпками напоминают красивые розоватые лужицы с бегущими волнами? (Волнушки)
Какой гриб называют лесным богатырем? (Белый гриб, или боровик)
У каких грибов, растущих в хвойных лесах, шляпки похожи на воронки, во время дождя в них собирается вода? (У рыжиков)
Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (Шампиньоны, вешенки)
- Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир природы. Сейчас жюри конкурса подсчитает общее количество баллов, и мы узнаем победителей. Я надеюсь, что эта игра вам понравилась, и вы узнали для себя что-то новое.
Приложение.
Станция «Лесная»
Ответы к заданию «Правила поведения»
Не уходить далеко от знакомых мест.
Уметь вести себя в лесу: не кричать, не пугать диких животных, птиц.
Не рвать цветы, особенно первоцветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
Не рвать лесные ягоды, грибы, если не знаешь, полезны они или ядовиты
Не ломать зря деревья. От этого они сохнут и погибают.
Не ловить ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
Не сорить в лесу. Убирать за собой мусор и стеклянную посуду, не оставлять бутылки или осколки стекла; не разводить костры в местах с сухой травой.
Не применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
Не оставлять без присмотра недогоревший костёр;
Не сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена, лучше его закопать. А бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки сжечь.
Ответы к заданию «Ягодный аукцион»
Клюква | Малина |
Смородина | Клубника |
Рябина | Земляника |
Калина | Черника |
Станция «В мире животных»
Ответы к заданию «Ребусы»
Коза
Медведь
Выдра
Белка
Олень
Еж
Корова
Хомяк
Станция 4. «Птичья карусель»
Ответы к заданию «Угадай птицу»
1. Кедровка
2. Сойка
3. Свиристель
4. Иволга
5. Зяблик
6. Чиж
Станция «Цветочный мир»
Ответы к заданию «Собери картинку»