СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь педагогам ДОУ в овладении технологий ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Просмотр содержимого документа
««Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 48 «СОВУШКА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

















Презентация на тему

«Экологическая сказка как

метод формирования экологической культуры

воспитанников»





Подготовил:

Воспитатель

Палушкина О.В.









Смоленск, 2017 г.

Цель – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в

овладении технологией ознакомления детей с элементарными

экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах

экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для

формирования положительно - эмоционального отношения к экологической

сказке.

Ход:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я продолжу тему экологического

воспитания и в своей работе постараюсь вас познакомить с

технологией ознакомления детей с элементарными экологическими

представлениями через экологические сказки.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей

планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является

актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -

научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться

богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё

преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая

роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится

экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке,

обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых

понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое

воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом- на экране появляются картинки.

- что общего между этими картинками? (экология)

- что общего между этими картинками? (сказка)

- как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы

знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она

воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С

помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это

происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в

младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое

понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?

Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте,

рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с

состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка

растаяла.

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о

том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит

весна, за весной лето и т.д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом

«экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру,

взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.

Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об

обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к

другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и

дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с

удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием

формирует у детей представление о причинно-следственных связях в

природном комплексе.

Задание участникам мастер-класса

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно

выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под

нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал

Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят

в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится

равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На

ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца

зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем. »

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц».

Ведущий:Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был

очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить

утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему

навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц:«Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри ,какая погода,

все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя,

а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага ,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья,

трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: « И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от

меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: « Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем

каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты

зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий:Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В

этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.

Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик:Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился,

солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил,

засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что

находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все

живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на

землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться

всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и

радоваться всему вокруг»!

Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.

Алгоритм составления сказок.

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким-либо словом. ПР: лес.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:

хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно

разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они

умеют думать и чувствовать, как люди

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по

отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываюся в уста мудрого

объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к

разным:

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих

способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там -

то...», «Как кто - то учился мудрости».

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и

отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли

красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились,

кувыркались по мягкой зелёной травке.

Итак мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же

этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4.Исправление ошибок в сказках.

-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно

работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,

увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной

деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в

воспитании детей.

- Я хочу закончить нашу игру словами Жана Жака Руссо:

«Вы – талантливы все»!

Список литературы:

1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для

детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.

2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.

3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова-

Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001.

5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. -

Москва 2002__


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!