СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая сказка в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическая сказка в экологическом образовании детей дошкольного возраста»

Экологическая сказка.

Значение экологических сказок

    1. Известно, что форма сказки наиболее доступна для детей дошкольного возраста.

    2. Сказка увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства.

    3. Сказка заставляет переживать вместе с героями.

    4. Экологические сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они должны сообщать детям новые сведения о природе.

    5. Сказка формирует бережное отношение ребенка к животным. Например, сказка К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Из этого произведения дети получают также достаточно сведений об образе жизни лошади, о том, как лошади помогают человеку.

    6. Сказка дает новые представления, которые влияют на последующие поступки детей.

    7. Сказка побуждает умственную активность ребенка, заставляет делать выводы, недоступные для него при других обстоятельствах.

    8. Чтение экологических сказок решает в большей степени задачи формирования экологических представлений (о взаимосвязях существующих в природе, о потребностях объектов природы, об их приспособлениях к условиям существования и др.

Особенности экологических сказок

  1. Важная особенность сказки состоит в том, что она представляет собой прием раскрытия реальных жизненных тем. Именно такое понимание сказки позволяет анализировать с ее помощью взаимоотношения человека и природы.

  2. Значительная переработка сведений, получаемых из природного окружения.

  3. Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью.

  4. Схематичность и краткость изложения материала, облегчающие рассказывание и слушание.

  5. Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке.

  6. Употребление стереотипных выражений, помогающих ребенку усвоить определенную терминологию.


Методика использования экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста

  • Чтение и обсуждение экологических сказок

Методика та же, что и при чтении художественных произведений о природе. В процессе беседы о прочитанном необходимо предложить задуматься над отношением людей к природе, над тем, к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок.

  • Использование фрагментов сказок.

При знакомстве детей с тем или иным природным материалом можно в качестве иллюстраций использовать фрагменты сказок

Например, в сказках Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» и А.Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среды их обитания.

В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).



  • Использование сказочных персонажей.

Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Они с удовольствием отвечают на вопросы сказочного героя, объясняют то, чему научились сами.

  • Анализ сказок с точки зрения различных героев

Этот прием, предлагаемый Джанни Родари, может применяться для целей экологического образования. Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений.

  • Сказочные вопросы

Их можно использовать в играх типа КВН и Брейн-ринг, а также для закрепления знаний. «Сказочные вопросы» могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.

Приведем примеры таких вопросов:

- Назовите сказку, в которой описано уничтожение уникального растения по прихоти девушки («Аленький цветочек»)

- Назовите сказку, в которой описан сбор первоцветов («Двенадцать месяцев»)

- Назовите сказку, в которой описан редкий (волшебный) вид птиц, отличающийся ярким оперением («Конек-горбунок»)

- В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. По какой причине вода в ней могла быть опасной?

- Опишите условия обитания и приспособляемость к ним живых организмов в молочной реке с кисельными берегами.

  • Использование сказок для организации игр.

Многие сказки могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». После чтения сказки и обсуждения ее с детьми раздаются картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предлагается построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями. Можно внести в игру элемент соревнования, поделив группу детей и устроив соревнование – какая подгруппа быстрее составит цепочку.

  • Сказки и изобразительное искусство

Дети с удовольствием иллюстрируют сказки, как известные, так и собственные. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны серии рисунков (иллюстрации к тексту) и поделки из разного материала.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!