муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Петраковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Утверждена:
на заседании педагогического Совета приказом от «___» _________20 года №___
МКОУ Петраковской СОШ директора
«___» ________20года _______________ И. .В. Морозова
Протокол №_______________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Экологическая тропинка»
возраст детей 8 - 10 лет
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель программы:
Сумина Елена Валерьевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»……. ……..3
1.1. Пояснительная записка ………….………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………….……….5
1.3. Содержание программы …………………………………..……………. 6
1.4. Планируемые результаты………………………………. …………….…...10
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» ………12
2.1.Календарный учебный график ……………………………………………..12
2.2.Условия реализации программы……………………………………. ……..12
2.3.Формы аттестации…………………………………………………………...12
2.4.Оценочные материалы………………………………………………............13
2.5.Методические материалы…………………………………………………...14
2.6.Рабочая программа воспитания…………..……………………………………………... 16
2.7.Календарный план воспитательной работы 17
3.Список литературы 18
Приложения 21
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая тропинка» естественно - научной направленности. Программа посвящена детям младшего школьного возраста деревни Городище Здвинского района НСО. Программа определена проблемой загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведёт к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решения данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач всей системы образования, которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе, начиная с первого этапа обучения. Именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей, так как внеклассная работа учащихся имеет ряд преимуществ. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа внеклассной работы имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальных сочетаниях традиционные инновационные формы и методы работы.
Актуальность программы.
Программа определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретет характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предполагаемый материал о природе, о животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предлагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. К числу важнейших задач относятся также воспитание гордости за свое село, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно – научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Отличительная особенность Программы
Программа - модифицированная, составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Юный эколог» Н. А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, направлена на формирование экологической компетентности обучающихся и способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
К отличительным особенностям программы можно отнести то, что программа «Экологическая тропинка» нацелена на определение природного многообразия, как самостоятельной ценности, так и условия, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Адресат Программы
Программа адресована детям от 8 до 10 лет.
Набор в группу – свободный, по желанию обучающихся.
Программа будет интересна тем детям, которые душой чувствуют природу, тянутся к взаимодействию с ней, всё воспринимают с любовью, испытывают восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным, стремятся ей помочь.
Объём и срок освоения программы
Объём программы – 34 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Уровень программы – стартовый.
Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области экологических связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями такие, как «среда обитания», «царства живой природы», «признаки живых организмов», «наблюдение», «тип питания», и другими.
Формы реализации образовательной программы. В кружке «Экологическая тропинка» занимаются обучающиеся 2 - 4 классов. Состав учебной группы – постоянный на протяжении одного учебного года.
В основе обучения лежат групповые занятия, используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Занятия проводятся в учебном кабинете начальных классов, в природе, на пришкольном участке.
Режим занятий
Учебные занятия проводятся с обучающимися 1 раз в неделю по 1 часу.
Общее количество в неделю – 1 час.
Во время занятий делается перерыв 1-2 раза по 10-15 минут по мере необходимости, например, если работа предполагается за компьютером.
Занятиям с компьютерной техникой соответствует документ «Гигиенические требования к терминалам, персональные электронно-вычислительные машины и организация работы с ними».
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы через разнообразные формы внеклассной деятельности
Задачи программы:
Личностные:
- создать условия для формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Метапредметные:
- развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Образовательные:
- формировать системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрещения;
- формировать интерес к изучению природы родного края.
1.3.Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Форма контроля |
Зан. | Пр. р. | Экск. | |
1 | Введение | 1 | | | Беседа, анкетирование |
2 | Среда обитания | 5 | 1 | 1 | Викторина, деловая игра, практическая работа, творческие работы |
3 | Жизнь животных | 4 | | | Защита проекта, игра, КВН, беседа, конкурс |
4 | Реки и озёра | 7 | | 1 | Защита проекта, исследование, организация и проведение акции, выпуск газеты, викторина, игра, выпуск листовок – призывов, доклады, игра, викторина |
5 | Человек и животные | 6 | 1 | | Организация и проведение игр, викторина (текущий контроль), защита проекта |
6 | Сельскохозяйственный труд | 5 | 5 | | Практическая работа, составление схем, заполнение таблиц, защита мини - проекта |
7 8 | Итоговое занятие Воспитательная работа | 1 5 | | | Конференция Мероприятия модулей рабочей программы воспитания |
Содержание программы
1.Блок «Введение»
1.1. Введение. Жизнь на Земле.
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой « Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли.
Контроль: Беседа, анкетирование
2. Блок «Среда обитания»
2.1. «Времена года на Земле»
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от измерений температуры и осадков.
Контроль: Аппликация, рисунки, творческие работы
2.2. «Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе»
Найти признаки ранней осени. Построить предположение о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1 – 2 недели
Контроль: Викторина «Осенние изменения в природе»
2.3. «Изменения окружающей среды»
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Контроль: Схема
2.4. «Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»»
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
Контроль: Практическая работа
2.5. Поход в осенний лес. Инструктаж по технике безопасности.
Контроль: сочинение
3. Блок. «Жизнь животных»
3.1. «Динозавры – вымерший вид животных».
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.
Контроль: Беседа с элементами рассказа
3.2. «Просмотр видеофильма о жизни динозавров»
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Контроль: Беседа, рисунки
3.3. «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»»
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материалов к теме проекта.
Контроль: Защита проекта
3.4. «Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений».
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Новосибирской области. Разгадывание загадок.
Контроль: Конкурс
4. Блок «Реки и озёра».
4.1. «Реки и озёра»
Пресная вода. Осадки.
Контроль: Графический диктант
4.2. «Получение кислорода под водой»
Жители рек и озёр – рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода
Контроль: Индивидуальные сообщения
4.3. «Растения и животные пресноводных водоёмов».
Беседа об обитателях пресных вод. Растения, рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоёмов.
Контроль: Выпуск газеты
4.4. «Жизнь у рек и озёр»
.Обитатели рек и озёр. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Контроль: Викторина
4.5. «Околоводные птицы».
.Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания.
Контроль: Альбом в рисунках
4.6. « Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоёмов»
.Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод – причина загрязнения водоёмов.
Контроль: Защита проекта
4.7. « Удивительное рядом. Реки и озёра моей малой Родины»
Творческие работы
Контроль: выставка работ
5. Блок «Человек и животные»
5.1. «Жизнь среди людей»
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек.
Контроль: Мастер-класс «Изготовление кормушек»
5.2. «В гостях у доктора Айболита»
Игровая программа по уходу за домашними животными
Контроль: Конкурс
5.3. «Уход за домашними животными»
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки)
Контроль: Инструкция
5.4. «Знаменитые заповедники и национальные парки мира»
Виртуальное путешествие.
Контроль: Картинный диктант
5.5. «Люди и паразиты»
Понятие паразиты. Питание за счет других. Работа со справочной литературой.
Контроль: Таблица
5.6. «Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями»
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини – сочинение «Защити себя».
Контроль: Мини – сочинение
6. Блок «Сельскохозяйственный труд»
6.1. «Почва»
Представление о необходимости и рыхлении почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, чернозёмные).
Контроль: Практическая работа
6.2. «Семена овощных и декоративных культур»
Беседа о многообразии семян различных культур. Различие семян по внешнему виду. Закрепление знаний о правилах посева и хранения семян.
Контроль: Практическая работа
6.3. « Операция «Забота»
Побелка стволов деревьев и кустарников на пришкольном участке. Инструктаж по технике безопасности.
Контроль: фотографии
6.4. « Подготовка почвы на пришкольном участке»
Инструктаж по технике безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание цветочных клумб, внесение органических удобрений.
Контроль: Практическая работа
6.5. «Высадка рассады на участке. Составление графика полива»
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Контроль: Защита мини – проекта, практическая работа
7. Блок «Конференция»
Смотр знаний и отчет по изученному курсу.
Контроль: Доклады по изученному материалу по разделам, выступления о проделанной работе
1.4. Планируемые результаты
Результативность дополнительной общеразвивающей программы «Экологическая тропинка»
Диагностика сформированности компетентностей обучающихся
Личностные:
- участие в решении экологических проблем родного края;
- оценивание обучающимися жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы.
Метапредметные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности;
- планирование и выполнение мини – проектов, проведение мини – исследований.
Образовательные:
- сформирована потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- сформировано преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;
- созданы условия для осознания места и роли человека в биосфере, интереса к познанию мира природы.
- овладение начальной формой исследовательской деятельности.
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
- связь между человеком и природой;
- экологическую ситуацию в своей местности;
- исчезающие виды растений и животных в своём регионе;
- правила поведения в природе;
- правила техники безопасности при работе с инструментами, инвентарём.
Обучающиеся должны уметь:
- работать со справочной литературой;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
- оформлять результат своей деятельности;
- выполнять практические работы;
- проводить наблюдение в природе за отдельными объектами, процессами, явлениями;
- применять коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
- Ребенок повысит уровень информированности в области экологии;
- Ребенок повысит интерес к природе родного края.
- У ребенка войдёт в привычку соблюдение правил поведения в окружающей среде, контролирование своих действий, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- У ребёнка будет выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
В результате реализации данной программы у обучающихся формируются следующие ключевые навыки и умения:
- аналитические – умение мыслить, анализировать, оценивать информацию, систематизировать, обобщать, отбирать необходимую, делать выводы, собственные умозаключения;
- коммуникативные – умение работать в команде, общаться, решать коммуникативные проблемы;
- исследовательские – умение выделить проблему, найти способы и методы ее решения;
- рефлексивные – умение себя контролировать, заниматься саморазвитием, осуществлять самонаблюдение.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график (приложение № 1)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. МКОУ Петраковская СОШ, площадью 36 кв.км. по адресу Здвинский район, д. Городище, ул. Мира, 37, просторное помещение для занятий или зал, 6 учебных столов, 12 стульев, 1 шкаф с плакатами, таблицами, оборудованием для опытов ; звуковая аппаратура: компьютер, фотоаппарат или телефон с камерой, проектор, экран; учебная доска, материалы и инструменты для оформительских работ (канцтовары), пришкольный участок, сельскохозяйственный инвентарь
Информационное обеспечение:
- Фотоматериалы к различным темам
- Интернет источники
Кадровое обеспечение: программу реализует учитель МКОУ Петраковской СОШ Сумина Елена Валерьевна. Образование высшее. Педагогический стаж 29 лет, первая квалификационная категория.
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологическая тропинка» предполагается использовать следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: педагогическое наблюдение, защита проектов, тестирование, выпуск плакатов, листовок – призывов, фотоальбомы, проведение мини – исследований, акций, выступление на различных мероприятиях экологической направленности, результативность конкурсов, практических работ.
Формы подведения итогов реализации программы
* Диагностика по личностным и метапредметным результатам проводится в начале и в конце учебного года с целью определения уровня готовности обучающихся к обучению:
- опрос,
- беседа,
- педагогическое наблюдение.
*Текущий контроль проводится в ходе учебных занятий и закрепляет знания п конкретной теме:
- мини-опрос,
- наблюдение,
- тестирование,
- мини - проект,
- мини - исследование
- практическая работа
* Промежуточная аттестация проводится с целью выявления степени усвоения обучающимися программы в рамках учебного года в декабре
Итоговый контроль проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым в мае:
- конференция
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
готовые работы
журнал посещаемости
материал тестирования
перечень готовых работ,
грамоты, дипломы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
альбом, газета, коллаж, плакат, фотоальбом, журнал
защита творческих работ, мини - проектов, мини - исследований
участие в конкурсах, экологических конференциях.
2.4. Оценочные материалы
- Опрос по теме «Ведение», реализуется во входящей диагностике
Текущий контроль:
-Творческие работы детей;
- Мини – проекты, исследовательские работы, практические работы;
- Беседы по вопросам, рассказы, выступления;
– Акции;
Итоговый контроль:
- Конференция (доклады и выступления)
2.5. Методические материалы
При обучении используются следующие методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, анализ текста);
- эвристические («нахожу», «открываю»);
- наглядные (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ, видеоматериала, наблюдение, работа по образцу и т.д.
т.д.);
- игровые (ролевые, деловые, интеллектуальные, творческие, подвижные и др.);
- частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный;
- методы контроля и коррекции.
- практические (практические работы, экскурсии, опыты, наблюдения)
Методы воспитания: методы мотивации и стимулирования: поощрение, порицание, методы эмоционального стимулирования, убеждение.
В процессе обучения запланированы различные формы учебного занятия:
беседы, экологические и интерактивные игры в природе, викторина, тестирование, экологические акции, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в конкурсах, экскурсии, целевые прогулки, практическая деятельность в природе, экологические праздники и др.
Педагогические технологии.
На основе личностно-ориентированного подхода при обучении по данной программе используются следующие педагогические технологии:
личностно-ориентированное обучение (заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала, без использования так называемого приема «проб и ошибок», при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.
педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
технология КТД (формирование и развитие коллектива; развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; развитие творчества как коллективного, так и индивидуального; обучение правилам и формам совместной работы; реализация коммуникационных потребностей детей);
технология ИКТ (изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ);
проблемное обучение (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности);
коммуникативная технология;
игровые технологии (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков);
технологии развивающего обучения;
Здоровьесберегающие (психолого – педагогические технологии- эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка которые повышают работоспособность; учебно - воспитательные технологии –это обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся
Алгоритм учебных занятий
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
Усвоение новых знаний и способов действии.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действуй
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского), организация и проведение игр, конкурсных программ, КТД, встреч и т.д.
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
VIII этап: информационный.
Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Дидактические материалы
Папка с банком игр, раздаточный материал (памятки, рекомендации). (Приложение № 4)
2.6.Рабочая программа воспитания
Цель программы: создание благоприятных условий для усвоения знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут
Задачи программы 1)активизация работы по участию в общественной деятельности
2)вовлечение школьников в кружковую работу по школьным программам внеурочной деятельности с целью реализации их возможностей 3)организация разнообразных видов деятельности для реализации воспитательного потенциала детей
Особенности воспитательного процесса:
Виды деятельности: познавательная «Дела с пользой», художественное творчество «Моё творчество», спортивно – оздоровительная деятельность «В здоровом теле – здоровый дух», трудовая деятельность « Терпенье и труд всё перетрут», игровая деятельность «Делу – время, а потехе – час»
Формы деятельности: беседа, акция, трудовой десант, игра, экскурсия, проект,, практическая работа, викторина и т.д.
Содержание: Блок 2 «Среда обитания»
Поход в осенний лес «За здоровьем в гости» Спортивно – оздоровительный модуль.
Блок 4 «Реки и озёра»
Час творчества «Удивительное рядом. Реки и озёра моей малой Родины». Изготовление поделок, аппликаций, макетов, карт и т. д. Модуль художественного творчества.
Блок 5 «Человек и животные»
Виртуальное путешествие «Знаменитые заповедники и национальные парки мира» Познавательный модуль.
Игра «В гостях у доктора Айболита». Уход и оказание помощи братьям нашим меньшим. Игровой модуль.
Блок 6 «Сельскохозяйственная деятельность»
Акция «Забота».
Весенняя обработка и побелка деревьев на пришкольной территории. Модуль трудовой деятельности.
Планируемые результаты:1) формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности 2)развитие мотивации личности к познанию и творчеству через разнообразные виды деятельности 3)привитие потребности любить и охранять природу
2.7. Календарный план воспитательной работы
Название модуля | Мероприятие | Сроки |
Спортивно- оздоровительный | Поход в осенний лес « За здоровьем в лес» | 11.10.2021 |
Художественное творчество | Час творчества «Удивительное рядом. Реки и озёра моей малой Родины» | 10.01.2022 |
Познавательная деятельность | Виртуальное путешествие «Знаменитые заповедники и национальные парки мира» | 25.01.2022 |
Игровая деятельность | Игра «В гостях у доктора Айболита» | 08.02.2022 |
Трудовая деятельность | Акция «Забота» | 12.04.2022 |
3. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( далее – ФЗ) (в редакции 2020 года);
Федеральный Закон от 31.07.2020 г.№304 –ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996 – р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 « Об утверждении СанПиН 2.4.4.31.72 – 14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (далее – СанПиН) (в редакции 2020 г.);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020г.);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (далее – Целевая модель);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.09.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным, образовательным программам среднего профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам;
Устав МКОУ Петраковской СОШ
Литература для педагога
Александрова Ю.Н. Юный эколог Текст /Ю.Н. Александрова Л.Д. Ласкина, Н.В.Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Моложавенко В.С. Тайна красоты Текст /В.С. Моложавенко. – М., 1993.
Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А.А.Плешаков – М.:Просвещение, 2009.
Плешаков А.А. Зелёные страницы Текст /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.
Литература для обучающихся
Энциклопедия Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство « Астрель», 2016.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012.
Энциклопедия. Мир животных (т 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2015.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2016.
Приложение № 1
Календарный учебный график
,
№ п/п | Дата проведения | Время проведения | Разделы программы | Всего часов | | Формы аттестации/ контроля |
Практические работы | Экскурсии |
1. | | | Вводные занятия Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. | 1 | | | Входящая диагностика. Беседа, анкетирование « |
2. | | | «Среда обитания» |
2.1 | | | Времена года на Земле | 1 | | | Аппликации, рисунки, творческие работы |
2.2 | | | Наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой природе | 1 | | | Викторина |
2.3 | | | Изменения окружающей среды | 1 | | | Схема |
| | | |
2.4 | | | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке». | 1 | 1 | | Практическая работа |
| | | |
2.5 | | | Поход в осенний лес « За здоровьем в лес» | 1 | | | |
| | | | | | | |
3. | | | «Жизнь животных» |
3.1 | | | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | | | Беседа с элементами рассказа |
3.2 | | | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | | | Беседа, рисунки |
3.3 | | | Экологический проект «Почему нужно защищать природу7» | 1 | | | Защита проекта |
3.4 | | | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | | | Конкурс |
| | | | | | | |
4. | | | «Реки и озёра» |
4.1. | | | Реки и озёра | 1 | | | Графический диктант |
4.2. | | | Получение кислорода под водой | 1 | | | Индивидуальные сообщения |
4.3 | | | Пресноводные животные и растения | 1 | | | Выпуск газеты |
4.4 | | | Жизнь у рек и озёр | 1 | | | Викторина |
4.5 | | | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоёмов» | 1 | | | Защита проекта |
4.6 | | | Околоводные птицы | 1 | | | Альбом в рисунках |
4.7 | | | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 | | | Игра «Собери пазлы» |
4.8 | | | Час творчества «Реки и озёра моей малой Родины» | 1 | | | Листовки, призывы, доклады |
5. | | | «Человек и животные» |
5.1 | | | Жизнь среди людей | 1 | | | Мастер – класс «Изготовим кормушки для птиц» |
5.2 | | | Ролевая игра «В гостях у доктора Айболита» | 1 | | | Игра |
5.3 | | | Домашние животные | 1 | | | Конкурс, рассказы |
5.4 | | | Виртуальное путешествие «По знаменитым заповедникам и национальным паркам мира» | 1 | | | Картинный диктант |
5.5 | | | Уход за домашними животными | 1 | | | Инструкция |
5.6 | | | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил» | 1 | | | Защита проекта |
5.7 | | | Люди и паразиты | 1 | | | Таблица |
5.8 | | | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | | | Мини сочинение |
6. | | | «Сельскохозяйственный труд» |
6.1. | | | Почва | 1 | 1 | | Практическая работа |
6.2 | | | Семена овощных и декоративных культур | 1 | 1 | | Практическая работа |
6.3 | | | Акция «Забота» | 1 | | | Фотоотчёт |
6.4 | | | Изготовление «посадочных лент» семян культурных растений | 1 | 1 | | Практическая работа |
6.5 | | | Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 | 1 | | Практическая работа |
6.6 | | | Высадка рассады на участке. Составление графика полива. | 1 | 1 | | Практическая работа, защита мини проекта |
| | | | | | | |
7. | | | «Итоговое тестирование» |
7.1 | | | Итоговое занятие Конференция | 1 | | | Доклады, выступления |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО | 34 | | | |
Приложение 2
Оценочные материалы
Входящий контроль
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТ
ганизаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).ихологическая оценка организаторских способностей в рамках организуемой группы», аналитико-диагностическая игра «Менеджер»;
- анкеты: «Необитаемый остров», «Я и мое объединение», «Изучение личности школьника, особенности характера»,
- подборка упражнений, банк игр: «Встаньте в круг», «Стартин», «Аплодисменты», «Все, как один» и др.