Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Ленинградской области
«Подпорожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Экологическая викторина «Знатоки леса» для обучающихся 5 класса.
(Слайд 2) Цель: Уточнить знания детей о природе, о лесе и его обитателях.
Задачи:
Продолжать формировать у детей эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.
Воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней; закрепить умение детей вести себя в природе;
Воспитывать бережное отношение и любовь к животным
Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
Ход мероприятия
(Слайд 3)
1 остановка в нашем путешествии – «Грибы – ягоды»
Старичок –Лесовичок:
- Ходили ли вы ребята в лес по ягоды и по грибы? (ответы детей).
А какие грибы вы собирали? (ответы детей)
Старичок –Лесовичок:
- А мой лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, отгадайте-ка их: (Слайд 4-6 )
Очень дружные ребята, У березок, посмотри:
У пенька живут... (Опята). Здесь один, тут целых три!
(Подберезовик)
Белая панамка, Где хвоинок многовато,
Бледная... (Поганка) Поджидают нас... (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети, Он в лесу стоял,
В ярко-красненьком берете. Никто его не брал,
(Подосиновик) В красной шапке модной,
Никуда не годны.(Мухомор)
Ходят в рыженьких беретках,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые…… – ( Лисички)
Этот гриб живёт под елью
Под её могучей тенью
Мудрый бородач- старик
Житель бора……(Боровик)
Старичок –Лесовичок:
— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые).
— Что значит – ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)
— Что значит – съедобные? Назовите их. (Ответы детей)
Вот сейчас мы и узнаем как вы знаете какие грибы можно собирать, а какие нельзя.
(Слайд 7) Игра «Собери съедобные грибы»
Картинки с изображением разных (и съедобных и ядовитых) грибов лежат на полу двое детей по команде должны собрать только картинки с изображением съедобных грибов.
Старичок –Лесовичок:
- Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды.
А что это за ягоды – отгадайте: (Слайд 8-10)
Бусы красные висят, Красна, сладка, душиста
Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.
Очень любят бусы эти (Земляника)
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Я красна, я кисла, Под листом на каждой ветке
На болоте я росла, Сидят маленькие детки,
Дозревала под снежком, Тот, кто деток соберёт,
Ну-ка, кто со мной знаком? Руки вымажет и рот.
(Клюква) (Черника)
На болоте уродилась, Вкус у ягоды хорош,
В мягкой травке притаилась. Но сорви её пойди-ка:
Желтенькая брошка — Куст в колючках, будто ёж- Ягодка... (Морошка) Вот и назван … (Ежевика)
Старичок –Лесовичок:
- Хочу узнать знаете ли вы какое варенье из этих ягод можно сварить?
(Слайд 11-16) Игра «Назови правильно»
Дети встают по кругу, ведущий бросает мяч и называет название варенья (открывается слайд), а ребёнок ловит мяч и отвечает какое варенье из каких ягод можно сварить, называя правильный вариант ответа (цифру и ягоду которая изображена на слайде вариантом ответа.
(Слайд 17)
2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья»
Старичок –Лесовичок:
- Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:
Вопросы викторины:
— Как вы понимаете, что такое лес?
— Какие деревья растут в наших лесах?
— Зачем люди ходят в лес?
— Как надо относиться к лесным обитателям?
— Почему нельзя в лесу шуметь?
— Сок какого дерева очень полезен людям?
— Какую пользу приносит лес людям?
Старичок-Лесовичок: (Слайд 18-22)
- А я сейчас проверю как вы знаете деревья, загадаю про них вам загадки.
У красавицы иголки и длинны, и очень колки,
Дух смолистый всем полезен, прогоняет он болезни.
Высока, крепка, стройна корабельная ... (Сосна).
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель)
Не береза, не сосна
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
Летом цветёт, зимой греет,
Настанет весна – потечёт слеза. (Берёза)
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью красные кораллы надела. (Рябина)
- А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.
(Слайд 23) Игра «С какого дерева листочек?»
(Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел.)
- Молодцы, ребята!
(Слайд 24)
3 остановка - «В гостях у птиц»
Старичок –Лесовичок:
- Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. А теперь снова ответим на вопросы нашей викторины.
Вопросы викторины:
— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)
— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
Старичок - Лесовичок: (Слайд 25-27)
- А я снова вас проверю и загадаю вам загадки про птиц.
Непоседа пёстрая, Всё вертится, суетится,
Птица длиннохвостая, Её на месте не сидится,
Птица говорливая, Это бойкая …(Синица)
Самая болтливая. (Сорока)
Чернокрылый, красногрудый,
Вот пернатый сел на сук
И зимой найдёт приют, И колотит: тук-тук!
Не боится он простуды Ищет пищу под корой
С первым снегом тут как тут. Он голодною порой.
(Снегирь) (Дятел)
Кто на елке, на суку
Угадайте, что за птица,
Счет ведет: "ку-ку, ку-ку? (Кукушка)
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза - пятачком
Ушастая голова, это …(Сова)
(Слайд 28)
4 остановка - «Звериное царство»
Старичок - Лесовичок:
- Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё? (ответ детей)
(Слайд 29 – 31)
Куцехвостик, длинноушка, На спине его иголки,
На пеньке ты как игрушка. Удивительно как колки,
Лапки ты свои поджал... Их руками не возьмёшь,
От лисички убежал? (Заяц) Потому что это…(Ёж)
Разбойник он серый, нет ему вер
Всё клыками щёлк, кто же это?. (Волк)
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Сниться мне душистый мёд
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи?.....(Медведь)
У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса)
Юркий маленький зверёк, по деревьям скок по скок! (Белка)
(Слайд 32) Игра «По следам животных»
Обучающимся выдаются карточки изображением животными и их следами, но они перепутаны. Задача детей соединить следы и животных правильно.
Старичок –Лесовичок:
- Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей).
(Слайд 33) Лес- богатство и краса, береги свои леса!
Что нам дает лес? (Источник чистой воды и пищи, лекарства, источник чистой воды и пищи, место для отдыха человека)