СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические ценности

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие. типы экологических ценностей, примеры.

Просмотр содержимого документа
«Экологические ценности»

Экологические ценности.


Гладилова Людмила Юрьевна,

учитель биологии высшей кв. кат.

Экологические ценности – это разновидность ценностей, относящихся к сфере взаимодействия человека и природы. Понятие экологические ценности довольно новое, ввели его в 2004 году преподаватели Вологодского института развития образования Е.Ю.Ногтева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ВИРО и И.Д.Лушников, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой педагогики ВИРО, и опубликовали в книге «Развитие экологической культуры учащихся». На сегодня виды взаимодействия человека и природы (виды деятельности человека в природе) как в науке, так и в практике сложились, это: потребление ресурсов природы, сохранение природы, восстановление природной среды.

На основе видов взаимодействия человека и природы мы определяем

типы экологических ценностей:

– ценности потребления;

– ценности сохранения;

– ценности восстановления.

Соответственно типам ценностей мы выделяем три типа эколого-ценностных ориентаций:

– утилитарная ориентация (на потребление ресурсов природы);

– сохраняющая (сберегающая) ориентация (на сохранение природы);

– продуктивно-восстановительная ориентация (на восстановление са-

морегулирующих сил природы).

Рассмотрим виды взаимодействия человека и природы на основе экологических ценностей.

1. Потребление, человек:

  • Сокращает потребление «даров природы»;

  • Сберегает ее свойства;

  • Показывает возможность сберегающего природопользования;

  • Убеждает в необходимости сознательных усилий по максимальному сохранению саморегулирующихся сил природы.

2. Сохранение, человек сохраняет окружающую среду для:

  • Максимального сохранения ее саморегулирующихся сил;

  • Сохраняя себя как биологического вида и духовного существа;

  • Дальнейшего потребления ее ресурсов на основе их рационального использования.

3. Восстановление, человек усиливает внимание общества:

  • К восстановлению естественных сил природы и способностей к саморегуляции природы;

  • К биологическому равновесию в самой природе;

  • К деятельности человека по восстановлению саморегулирующих сил природы через восстановление природной среды.

Ценности потребления.

Природа это ресурс, который человек использует. Без потребления ресурсов природы человек не может существовать ни биологически, ни социально. Человек потреблял, потребляет и будет потреблять ресурсы природы. Но место ценности потребления в структуре ценностей человека может быть различно, так же, как могут меняться биоисточниковые потребности. Даже в процессе потребления ресурсов природы ведущая экологическая ценность изменяет характер деятельности человека в направлении сокращения такого потребленияи соотнесения своих потребностей с возможностями среды.

Сокращение потребления «даров природы» сберегаетеесвойства;

одновременно оно показывает возможность сберегающего природопользо-

вания и убеждает в необходимости сознательных усилий по максимальному сохранению саморегулирующих сил природы.

Природопользование бывает рациональным и нерациональным. Раньше люди рубили и жгли лес люди делали много свалок,осушали болота,орошали пустынни, в лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Ценности сохранения.

Под влиянием ведущей экологической ценности проявляются все три

аспекта деятельности сохранения. Они представляют новый этап в разви-

тии ценностного мира человека по сравнению с потребительской ценност-

ной ориентацией, создают основу для движения духовного мира человека

к высшей ценностной деятельности – восстановлению жизненных сил при-

роды, ее внутренней гармонии.

Природа в общении с человеком так уж изменяется, что утрачивается

механизм самосохранения, саморегуляции биопроцессов. Усиливается

действие антропогенного фактора, который выявляет недостаточность де-

ятельности «сохранения», так как, сохраняя, можно продолжать брать, не

восстанавливая. Поэтому ведется:

  • Глобальный экологический мониторинг окружающей среды;

  • Экономное и безотходное использование сырья и производства;

  • Глубокая очистка и технологическое использование отходов производства;

  • Использование природных и искусственных заменителей дефицитных минеральных соединений;

  • Разработка и использование новых эффективных и экологически чистых источников энергии;

  • Правильная вырубка лесов;

  • Охрана редких видов животных и растений;

  • Разработка и использование замкнутых циклов производства;

  • Применение энергосберегающих технологий;

  • Максимально полное и комплексное извлечение из месторождений всех полезных ископаемых;

  • Формирование знаний о вреде бытового мусора для окружающей среды;

  • Воспитание экологической культуры и организация просветительной и природоохранной деятельности

Ценности восстановления.

Существует необходимость усилить внимание к восстановлению естественных сил природы, способностей к саморегуляции природы. С этой целью человеку предстоит усилить изучение естественных механизмов восстановления, действующих в природе. Тогда соединятся три силы: стремление к биологическому равновесию в самой природе, деятельность человека по сохранению свойств природы и деятельность человека по восстановлению саморегулирующих сил природы через восстановление природной среды. Человек спасает природу, восстанавливая ее, а природа спасает человека. Человек восстанавливает природу, обеспечивая ее равновесие и бесконечное развитие, а равновесие биосферы обеспечивает бесконечную жизнь и развитие человека. Через нравственно насыщенную ценность «восстановления» человек начинает гармонировать с природой.

Нужно обратить внимание:

  • Принятие законов направленных на восстановление природы;

  • Разведение и восстановление редких видов животных и растений;

  • Вторичное использование материалов после выхода изделий из употребления;

  • Расширение и увеличение числа заповедных зон, эталонных экосистем, природных комплексов;

  • Восстановление лесов, сбор макулатуры;

  • Переработка и утилизация отходов;

  • Очистка загрязненных территорий, проведение акций, выпуск листовок, плакатов в защиту природы.

Экологические ценности - это понимание важности отношения с природой и сохранение экологии на надлежащем уровне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!