СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Огород на подоконнике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают выращивают из семян.

Расширить знания и представления детей о полезны свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец), их строении и условиях, необходимых для роста.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Огород на подоконнике"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» (дошкольное отделение «Зоренька»)















Краткосрочный проект в средней группе:

«Огород на подоконнике»













Воспитатель:

Шевернева А.А.













Мытищи 2023


Проект «Огород на подоконнике»

                                                           

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители


Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают выращивают из семян.

Расширить знания и представления детей о полезны свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец), их строении и условиях, необходимых для роста.

Продолжительность: 11 недель с 23.01.2023г. по 07.04.2023г. (краткосрочный)

Тип проекта: познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород и наблюдать за его ростом.

Цель:

формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

 Задачи:

1. Знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, фасоль, помидоры, огурцы и др.).

2. Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород.

3. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, делать вывод. Способствовать формированию навыка посадки луковиц на перо.

4. Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

5. Развивать коммуникативные навыки.

6. Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность.

7. Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

8. Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире.

9. Воспитывать любовь к труду, желание трудиться.

Ожидаемые результаты:

1. Дети научаться сажать и ухаживать за посаженными растениями и познакомятся с условиями их содержания. Узнают способы выращивания растений (путем выращивания из семян, рассады, луковиц).

2. Дети научаться подмечать пользу и красоту зелёного лука.

3. Дети изучат один из способов посадки лука в комнатных условиях, сформируются знания и представления о строении лука.

4. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.

5. Все участники проекта (дети, родители, воспитатель) получат положительные эмоции от полученных результатов.









































Технологическая карта проекта


Образовательные

области

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Социально -  коммуникативное

развитие

воспитывать любовь к труду, желание трудиться.

развивать коммуникативные навыки.

учить детей ежедневно ухаживать за посаженными растениями в комнатных условиях;  фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

Познавательное

развитие


расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород.  

формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, делать вывод;

формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность.

Речевое развитие


активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.


Художественно-

эстетическое

развитие



развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире.



Этапы проведения проекта


Период

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

Январь – февраль

1 неделя

(23.01 – 27.01.2023)


1. Сбор и анализ литературы по данной теме (стихи, поговорки, сказки, загадки)

Воспитатели

2 неделя

(30.01 – 03.02.2023)


Сбор необходимого материала: подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия реализации проекта «Огород на подоконнике».

Воспитатели

3 неделя

(06.02 – 10.02.2023)

Накопление необходимого материала для моделирования огорода на подоконнике

Воспитатели

4 неделя

(13.02 –17.02.2023)

Просмотр мультфильмов: «Ослик-Огородник».

Воспитатели

Практический этап

Февраль – март

5 неделя

(20.02 – 22.02.2023)

Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.

Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

Родители

6 неделя

(27.02 – 03.03.2023)

Беседы: «Все начинается с семечка», «Огород: что в нем растет» (приложение 1), «Вода и земля- овощей лучшие друзья».

Настольно-печатные игры: «Дары лета», «Чудесный мешочек», «Где растет?», «Что лишнее?».

НОД: «Мы посадим огород» (приложение 2), рисование «Витамины для здоровья» (приложение 3).

Организация дежурства.

Составление дневника наблюдений (посев семян).

Чтение худ.литературы: Максакова «Посадила в огороде», Т.Казырина «А у нас в саду порядок».

Просмотр мультфильма Лунтик «Семечко».

Воспитатели

 Дети

7 неделя

(06.03 – 10.03.2023)

Беседы: «Свойства почвы», «Почему от лука плачут?»

Настольно-печатные игры: «Во саду ли, в огороде», «Овощи – фрукты», «Что лишнее?».

НОД «Посадка лука», лепка «Лучок» (приложение 4).

Ведение дневника наблюдений (наблюдаем всходы).

Чтение худ.литературы: Л.Серова «На грядке», сказка «Репка».

Просмотр мультфильмов: «Веселый огород».

Воспитатели

Дети

8 неделя

(13.03 – 17.03.2023)

Уход, наблюдение за всходами.

Опыт: Наблюдение за ростом лука в земле и в воде.

Ведение дневника (рост растений).

НОД (развитие речи) «Составление рассказов по карточкам-схемам.

Подвижная игра «Собери овощи в суп», «Варим компот и варенье».

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Чтение сказки «Три брата луковки», «Спор овощей».

Вечер загадок (приложение 5).

Воспитатели

 Дети

9 неделя

(20.03 – 24.03.2023)

Уход, наблюдение за всходами.

Ведение дневника (рост растений).

Д. и «На даче». «Собери корзину», «Чудесный мешочек»

Нарисовать рисунки на тему «Огород»

Д/и «Что сначала, что потом»

Домашнее задание: посмотреть передачи и мультфильмы на заданную тему

Воспитатели

Дети

Родители

10 неделя

(27.03 – 3103.2023)

Уход, наблюдение за всходами.

Ведение дневника (рост растений).

Просмотр м/ф «Веселый огород». Обсуждение.

Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»

Воспитатели

Дети


Апрель

Заключительный этап

11 неделя

(03.04 – 07.04.2023)

Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

Подготовка презентации «Огород на подоконнике». Обработка и оформление материалов в виде электронного фотоальбома

Анализ результативности

Воспитатели

Дети

 



Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике»

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород»  для закреплений знаний о растениях (овощах).


Итог проектной деятельности.

 Дети узнали, что все растения живые и что для их роста и развития необходимы определенные условия. В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда. Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.



























Приложение 1.

Беседа «Огород: что в нём растёт»

Цель: расширять знания детей об овощах.


Воспитатель: Ребята, смотрите, что я вам принесла, это лук, морковь, чеснок, картофель, помидор, огурец, капуста, свёкла. Сейчас мы с вами поиграем и все превратимся в «овощи». Воспитатель называет имя ребенка, и какой овощ он получает.

Предлагает детям назвать, в кого они превратились.

Воспитатель: Ну вот, всё готово, и мы отправляемся на наш огород. А вот и наша волшебная грядка. Посмотрите на неё, сколько там овощей! Сейчас мы к ней подойдём и зелёный лук сорвём. Кто у нас лук?

Выходит, вперёд ребёнок с луком в руках.

Воспитатель: Лук в земле растёт, он горький, когда его чистят и режут ножом, то из глаз слёзы текут, сверху зелёные стрелочки растут. Это луковые перья, их едят, в салаты и в супы режут. Давайте кулачками потрём глазки, ладошками помашем на них, глазкам плакать не дадим! Чтобы не болеть, простуды не бояться – надо на зиму луком запасаться!

Воспитатель: А это, что за овощ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это морковка! Где наша морковочка?

Выходит, вперёд ребёнок с морковкой в руках.

Воспитатель: Морковка в земле растёт, и чтобы вытащить её оттуда нужно потрудиться. Морковь оранжевого цвета, вкусная, сладкая и в ней очень много витаминов. А ещё у морковки есть пушистый хвостик (ботва) зелёного цвета. Когда ветер дует, хвостик у моркови качается в разные стороны. Давайте поднимем руки вверх, пальчики растопырим, как ботва, и покачаемся вправо, влево. Молодцы!

Воспитатель: Ну – ка, кто у нас чеснок? Выходи.

Выходит, вперёд ребёнок с чесноком в руках.

Чесноком можно корочку чёрного хлеба натирать – очень вкусно получается, а ещё можно в суп порезать. Чеснок очень полезный овощ, от многих болезней помогает – и от простуды, и от насморка. Листья у него длинные, узкие и зелёные, а сам чеснок белый, как и сам его зубок!

ВоспитательА сейчас упражнение выполним: рот открыли, зубки показали, закрыли, и ещё раз. А теперь руки вверх подняли и покружились в одну сторону, а потом в другую. Вот какие, ребятки, молодцы!

Воспитатель: Кто у нас картошка? Иди – ка ты сюда.

Выходит, вперёд ребёнок с картошкой в руках.

Воспитатель: Картошка растёт в земле, её варят, жарят, она очень вкусная. Она большая, круглая, кожура по цвету похожа на землю. Давайте изобразим картошку: поставьте руки на пояс, и идём, переваливаясь с ноги на ногу. Воспитатель: Кто у нас свёкла? Выходи вперёд.

Выходит, вперёд ребёнок со свёклой в руках.

Воспитатель: Свёкла красная, круглая, вкусная и сладкая, а листья у свёклы на длинных ножках, с одной стороны зеленоватые, а с другой – красноватые.

Воспитатель: Где же наша капуста, ну-ка выходи вперёд.

Выходит, вперёд ребёнок с капустой в руках.

Воспитатель: Капуста зелёного цвета, хрустящая, у неё много – много листьев, а внутри у неё сладкая кочерыжка. Капусту все любят и дети, и взрослые.

Воспитатель: Где же наш помидор? Выходи вперёд.

Выходит, вперёд ребёнок с помидором в руках.

Воспитатель: Помидоры растут на кустике, сначала они бывают маленькие, зелёные, а потом растут – растут, постепенно краснеют, становятся красными, сладкими и вкусными.

Воспитатель: Кто у нас огурчик? Выходи, не стесняйся вперёд.

Выходит, вперёд ребёнок с огурцом в руках.

Воспитатель: Огурец зелёного цвета, длинный, сладкий, хрустящий! Он овальной формы!

Воспитатель: Ребята, а у овощей есть корешки, через эти корешки овощи «пьют» воду, а если корешки оторвать, то и растение погибнет, завянет! А сейчас скажите мне, пожалуйста, чтобы овощи росли что нужно?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы овощи росли нужны солнце и вода. Солнышко согревает землю и всё - всё на огороде растёт, а чтобы они не засохли их надо поливать водой. А ещё за ними нужно ухаживать, пропалывать, землю рыхлить, и тогда наши овощи вырастут вкусными и полезными, и ребятки будут их с удовольствием кушать!

Воспитатель: Вот и закончилось путешествие на нашу волшебную грядку. Вам понравилось? Много хорошего мы узнали об овощах. Молодцы ребята, хорошо работали, правильно отвечали на мои вопросы.




















Приложение 2

КОНСПЕКТ

занятия в средней группе «Мы посадим огород»


Цель: формирование экологической культуры детей.

Задачи:

  1. Обучающие:

  • показать и рассказать детям для чего и как сажают овощи;

  • закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете;

  • побуждать детей отвечать на вопросы взрослого.

  1. Развивающие:

  • развивать интерес к познавательной деятельности;

  • способствовать развитию навыков взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности;

  • развивать любознательность и познавательную мотивацию.

  1. Воспитывающие:

  • Воспитывать желание самостоятельно выращивать овощи; культуру общения, эмоциональную отзывчивость.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.

Предварительная работа педагога:

  • составление конспекта; беседа о пользе овощей, рассматривание иллюстраций, раскрашивание книжек-раскрасок, чтение сказок, стихотворений, потешек об овощах; дидактические игры: «Узнай овощ», «Что лишнее?», «Фрукты и овощи»; продумывание месторасположения необходимых зон, подбор оборудования.

Методы и приемы:

  • наглядные;

  • практическая деятельность;

  • вопросы к детям;

  • словарная работа.

Материал и оборудование:

  • макет огорода,

  • корзина игрушечных овощей,

  • ящик с землей,

  • семена гороха, семена огурца и лук,

  • леечки с водой,

  • набор инструментов по уходу за растениями.

Ход занятия

Воспитатель: здравствуйте дети, сейчас мы с вами отправимся в деревню на огород!

(Играет тихая спокойная музыка)

Воспитатель: За широкими полями,

За далекими лесами.

Там деревня, огород,

Да и пугало живет!

(Воспитатель и дети подходят к макету огорода)

Воспитатель: ребята, расскажите, ваши родители, бабушки сажают огород? (ответы детей)

Ну а летом огород,

Плодоносит и растет!

И в деревне и на даче

Все сажают огород.

Потому что витаминки

Нужны людям круглый год!

Воспитатель: ребята, а вы знаете что растет на грядках?

Возможные ответы детей: знаем!

Воспитатель: хорошо, тогда я буду вам загадывать загадки, а вы найдите отгадку в корзинке.

(Воспитатель загадывает загадки про овощи, дети находят отгадку, называют ее, показывают.)

1. Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

2. Он хрустящий и колючий,

Он зеленый и пахучий.

Положу его в салат,

То-то будет аромат! (огурец)

3. Расту в земле на грядке я,

Красная, сладкая. (морковь)

4. Красный, вкусный,

Хоть не сладкий,

Зреет на обычной грядке.

Но как в сказке с давних пор,

Все зовут его: «Синьор.» (помидор)

5. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня в них ищи. (капуста)

6. Сам алый, сахарный,

Костюм зеленый, бархатный.

Воспитатель: дети, а как можно одним словом назвать все, что в нашей корзине?

Возможные ответы детей: овощи и фрукты

Подвижная игра «Огуречик»

Дети стоят в кругу, в середине — ребенок в шапочке огурца, а ребенок в шапочке мышки — в углу зала. Дети идут по кругу и говорят:

Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик! Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!. «Огуречик» убегает, а «мышка» старается догнать.

Воспитатель: дети, посмотрите, как много овощей мы собрали. Скажите, а где они росли?

(Подойти к макету огорода и рассмотреть его вместе с детьми. Проговорить, что видим там)

Воспитатель: ребята, а вы знаете как трудятся на огороде? Как нужно сажать овощи и ухаживать за ними? Помогаете ли вы родителям, бабушкам и дедушкам? (ответы детей)

Воспитатель: ребята, а как нужно сажать растения? Что нужно сделать сначала?

Возможные ответы детей: надо посадить семя.

Воспитатель: что делаем дальше?

Возможные ответы детей: поливаем.

Воспитатель: Что происходит потом?

Возможные ответы детей: появляется росток.

Воспитатель: А что еще необходимо для успешного роста растений?

Возможные ответы детей: свет, вода.

Воспитатель: правильно, растения любят тепло, полив и уход. И тогда из росточка появляется растение, затем плод.

Чтобы было все красиво.

Был цветущим огород.

Нам на радость,

Вам на диво,

Нужен тщательный уход!

Воспитатель: молодцы, ребята, вижу что вы знаете как много надо трудиться.

Угадайте дети, что мы будем сажать?

«Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает?»

Правильно, лук!

«Голова на ножке, в голове горошки!»

Дети: горох.

Воспитатель: правильно горох! Ребята, мы посадили с вами семена, а что надо сделать еще?

Возможные ответы детей: полить.

Дети поливают из леечек.

Воспитатель: вот какие молодцы! А теперь мы будем следить за нашим огородом и ухаживать за ним!












Приложение 3.


НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование)

«Витамины для здоровья».

Цель: Учить рисовать лук. Закрепить навыки рисования круглой формы, прямых линий. Закрепить умения закрашивать предмет, знакомым способом, не выходя за пределы контура. Развивать интерес к рисованию.

Материалы: Кукла Чипполино, картинки с изображением овощей, гуашь, кисти, бумага.

Ход НОД:

Воспитатель: -Сегодня, ребята, я приглашаю вас на выставку картинок. Посмотрите, какие они все яркие, красивые и очень разные. Что изображено на этих картинках?

Дети: овощи

Воспитатель: Но что-то у них есть общего

Дети: они очень полезны для здоровья (стук в дверь, пришел Чипполино)

Чип-но: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй, Чипполино. А почему ты такой грустный?

Чип-но: - Я прошел по всему детскому садику, посмотрел, как ребята рисуют. И очень расстроился, когда не нашел ни одного рисунка про меня. Наверное, я такой не хороший и не полезный, раз меня еще никто не нарисовал.

Воспитатель: Ну, что ты такое говоришь? Ребята, скажите, лук полезен для здоровья?

Дети: да

Воспитатель: Мы сейчас нарисуем твой портрет. Хочешь? Устраивайся удобнее.

Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать. Репка у лука круглой формы, коричневого цвета. Я набираю коричневую краску и рисую в нижней части листа круг, закрашиваю его. Еще есть у лука вот такая шейка. Рисую. И тоже ее закрашиваю. Теперь хорошо кисть промываю. Перья у лука зеленые. Я набираю зеленую краску и рисую перья — вот так -сверху вниз, до шейки. Вот и готово. А теперь ребята сами будут рисовать.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Посмотри, Чипполино, сколько портретов твоих получилось.












Приложение 4.


Конспект занятия по лепке в средней группе «Лучок»

Цель: Закреплять у детей знания обобщённых понятий овощи.

Задачи; закреплять у детей представление об овощах (луке).

закреплять умение лепить круглые формы, используя разные приёмы.

Воспитывать у детей внимание, старательность, усидчивость, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о луке, беседа об овощах, чтение стихов о луке, загадывание загадок, дид/ игра " Чудесный мешочек".

Материал: пластилин разных цветов, дощечка, муляжи овощей, картинки с изображением лука, влажные салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку.

Сидит дед во сто шуб одет

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети.

Я решила сварить борщ в магазине купила овощи; свеклу, морковь, капусту, картофель, но лука там не было. А мне для приготовления борща очень нужен лук.

Ребята, а может вы мне поможете? Давайте слепим лук из пластилина. (ответы детей).

Воспитатель: ребята в моих руках луковица. Давайте её рассмотрим. Какой она формы? (ответы детей, какого цвета пёрышки у луковицы (ответы детей).

Молодцы ребята!

А сейчас мы отдохнём

Физкультминутка

В огороде по утру поглядим на грудку (наклоны вперёд-назад)

Лук зелёный на ветру делает зарядку! (руки вверх, тянемся)

На зарядку встали в ряд репка и редиска (шаг на месте)

Там листочки вверх глядят (руки поднимаем вверх и машут)

Здесь пригнулись низко (приседают).

Воспитатель: А сейчас ребята, я вас приглашаю за столы. Что у вас на столе? (ответы детей пластилин). А для чего вам пластилин (ответы- лепить лук). Правильно. А сейчас мы приготовим ваши пальчики к лепке.

Проводится пальчиковая игра" Овощи".

Я зелёная капуста (руки перед собой образуют круг)

Без меня в кастрюле пусто (наклонили голову)

Листья снимите с меня (разводят руки в стороны)

И останусь только я.

Воспитатель: А сейчас мы будем лепить с вами луковицу.

Возьмём пластилин желтого цвета. Кладём его на ладошку, а сверху накрываем другой, а дальше продолжаем раскатывать пластилин круговыми движениями. (показ способ действия).

Воспитатель; у меня получился вот такой шарик (показ). Затем берём кусочек пластилина зелёного цвета и раскатываем прямыми движениями палочки. И у нас получаются зелёные пёрышки. лука. Затем соединяем вместе луковку и перышки.

посмотрите какой красивый получился лучок. (показ детям). А сейчас, ребята, приступим к лепке луковицы.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель следит за ходом работы. В случае необходимости оказывает помощь. Воспитатель: Молодцы ребята!


































Приложение 5.

Как я рад, что все здоровы.
А загадки отгадать готовы?


ЗАГАДКИ:

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
Осенью краснеют.
(Помидор).

Расту на грядке я –
Длинная, красная, хвостатая.
(Морковь)

Бордовые, пузатые, как бочки,
Сидят в земле поодиночке.
(Свекла)

Сарафан на сарафан,
Платьице на платьице.
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься.
(Лук)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(картошка)

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
(огурцы).