Экологический проект «Покормим птиц зимой!»
Воспитатели:
Семенова Н. П.
Срок проекта – краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители
воспитанников и воспитатели.
Формы работы: игровая деятельность, наблюдение, чтение
художественной литературы, беседы и т. д.
Актуальность: Взаимодействие человека с природой чрезвычайно
актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем
по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о
последствиях.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по
планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о
них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно
спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том,
чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для
общения ребенка с миром природы, повышать экологическое сознание
ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям.
Цель проекта: формирование представлений о птицах, как о живых существах в природе, их образе жизни зимой.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с птицами (воробей, синица, снегирь, сорока)
2. Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы словом и
предложением, состоящим из 3-4 слов.
3. Обогащать и активизировать словарь детей по теме.
4. Учить замечать как птицы летают, ходят, прыгают, клюют корм.
5. Упражнять в звукоподражании, имитировать движения птиц.
6. Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и
отражать результаты наблюдений в разных видах творческой
деятельности (игровой, художественной, продуктивной);
7. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
8.Привлечь родителей к совместной деятельности с
детьми (изготовление кормушек).
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Предполагаемые результаты:
1. У детей сформируются элементарные знания и экологические представления о зимующих птицах; научиться узнавать и называть зимующих птиц; познакомятся с их внешним видом (строением).
2. У детей появится желание заботиться о зимующих птицах – покормить их.
3. У родителей воспитанников повысится интерес к совместной деятельности с детьми; через совместное участие в реализации данного проекта – изготовление кормушек.
План реализации проекта:
I этап (Подготовительный)
1. Изучение методической литературы по теме проекта.
2. Подбор детской художественной литературы, картин, дидактического
материала по теме проекта.
3. Подготовка художественных материалов для продуктивной
деятельности.
4. Работа с родителями:
1. Консультация «Покормите птиц зимой».
2. Памятка «Чем мы можем помочь птицам зимой?»
3. Изготовление кормушек родителями совместно с детьми.
II этап (Основной)
- Ежедневная утренняя гимнастика на тему: «Воробушки»
- Беседы: «Птицам холодно зимой».
«Зачем помогать птицам зимой?»
Цель: Воспитать бережное отношение к живой природе, формировать
понятие о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно
подкармливать.
- Рассматривание тематических картинок – «Зимующие птицы».
Цель: Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по
просьбе воспитателя рассказывать о зимующих птицах по картинке.
- Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Кто как
кричит?», «Воробушки и кот».
Цель: Совершенствовать ходьбу, бег, прыжки на двух ногах;
побуждать к подражанию, развивать способность быстро реагировать
на сигнал, вызвать радость от совместных действий с взрослым и
сверстниками. Учить детей правильно называть предметы,
активизировать речь детей. Помогать детям усваивать
взаимодействие в совместной игре.
- Разучивание пальчиковой гимнастики:
Ребята дощечки пилили, пилили. (пилящие движения ребром ладони)
И дружно кормушку для птиц мастерили. (стучать кулаком по
ладони)
В нее мы насыплем для птиц угощенье: (растирание подушечек
пальцев)
Немного семян, и остатки печенья, (загибаем пальцы)
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко.
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. ("очки" подносим к глазам)
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
-Дидактические игра: "Птицы"
Цель: Обогатить и активизировать словарь детей: существительными,
обозначающими зимующих птиц, развитие мелкой моторики рук, учить
сравнивать птиц по величине.
- Чтение потешек: «Сорока» В. Черных, «Две синицы», «Воробей» А.
Алферова, «Синичка» Е. Володина, «Ворон», «Воробей» Д. Игошин.
- Чтение художественной литературы:
- Чтение стихотворения "Воробей" А. Барто
«Синички» В. Берестов
«Голуби» И. Токмакова
«Новая столовая» З. Александрова
- Чтение авторских сказок: «Сорока» А. Толстой, «Синичкин
календарь» В. Бианки.
- Лепка "Зернышки для птичек"
- Рисование пальчиками "Ягоды рябины для снегиря"
Работа с родителями
- Консультации: «Покормим птиц зимой».
- Папка-передвижка "Покормите птиц зимой"
- Изготовление кормушек
III этап: Итоговый
- Интегрированное занятие "Птички на кормушке"(ознакомление с
окружающим миром и ИЗО коллективное рисование ладошками)
Ожидаемые результаты проекта:
У детей появилось желание помочь птицам в трудное для них время.
Наш проект был успешно реализован, но акция "Покормим птиц" продолжится до конца зимы. Малыши приносят семечки и зернышки для подкармливания птичек во время прогулок,
После реализации этого проекта, дети приобрели навыки трудолюбия. Они вырастут добрыми, отзывчивыми, сострадательными. И всегда смогут придти на помощь к братьям нашим меньшим.
ВОРОБЬИ
Нет такого малого или большого селения, где бы ни было воробьев. Воробей - одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком. Воробьев в нашем селе можно наблюдать в любое время года. Его вес составляет 23 – 35г. Они смело скачут по улицам. Громкое чириканье можно слышать везде. У воробьев верх головы серый, горло и верх груди черные, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса. Многие воробьи селятся в непосредственной близости от человека. Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями. Гнездо воробьи устраивают примитивное, и где придётся: под крышей дома или под карнизом, за наличником окна.
Питается, в основном, растительными кормами и лишь весной насекомыми. Воробьи летают стайками и поодиночке. Наблюдая за воробьями, мы заметили, что они любят что-то выискивать и клевать на земле.
СИНИЦА
Синички очень красивы, их не спутаешь ни с одной другой птицей.
Весит от 20 до 40 грамм, внешне напоминает воробья. Она имеет пёструю окраску. Спинка серая, крыло чёрным «ремешком» протягивающимся от чёрного горла до брюшка, которое обычно бывает жёлтого цвета. У всех синиц есть прекрасный отличительный признак - белые «щёчки». У синицы острый, прямой и довольно короткий клюв и сильные цепкие ноги.
Синицы бойкие, умные, пронырливые птицы, летом питаются насекомыми, они шныряют по ветвям и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, трещину коры, листья и почки в поисках насекомых, гусениц. Зимой же синицы меняют свои привычки, едят и семена, и плоды, собирая их даже на снегу. На зиму эти птички не улетают в теплые страны. Любимый корм синиц зимой – несоленое сало.
СНЕГИРЬ
Красногрудые шары, птички-невелички,
Как начнутся холода, прилетают к нам всегда.
На ветвях качаются –
Снегирями они называются.
Снегири очень красивые в своих ярко – красных нарядах. Летом снегирей не увидишь – они гнездятся в северных лесах. В ноябре, как выпадет снег, прилетают снегири. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7 – 10 птичек в каждой.
Кормятся снегири семенами деревьев, остатками ягод. При этом они извлекают из плодов только семена, а мякоть выбрасывают.
Если найдешь под деревом такие выеденные плоды, значит, кормились здесь именно снегири.
СОРОКА
Сорока очень красива. И живет она с нами рядом весь год. Сорока умна, осторожна, но в то же время находчива и дерзка. О ее проделках можно рассказывать много – воровата и любознательна.
Сорока – существо черно-белое. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на ней не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом. А бок у сороки белый.
Зимой сороки живут вблизи жилища человека. Сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Ночуют на деревьях в парках, садах, рощах, распустив перья и тесно прижавшись друг к другу.