Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 16»
Экологический проект
«Покормите птиц зимой»
Проект разработан
учителем начальных классов:
Кочетковой А.Е.
г. Саров, 2024 год
Аннотация
Проект «Покормите птиц зимой» разработан для учащихся 3 классов. Он был реализован на занятиях по внеурочной деятельности, трудового обучения и во внеурочное время. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих птиц нашей местности, помочь птицам пережить зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде; занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц.
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность этого, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Оздоровительное и воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, на его здоровье, психику, делает добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Для того, чтобы любить природу, ее нужно знать. Незнание природы ведет к равнодушию, а порой и жестокости. Во время наблюдений, а эта форма работы по экологическому воспитанию является основной, развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Наблюдения развивают у детей стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях птиц. Изготовление кормушек, организация экскурсий, игры, викторины, просмотр видеофильмов активизируют познавательную деятельность. Активизируется потребность выражения эстетических чувств творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.д.) Доступная для детей деятельность в уголке природы способствует формированию у детей умений, навыков выполнять совместную с взрослыми деятельность. Игровые формы стимулируют мышление, память, воображение, речь.
В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.
Актуальность:
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.
В настоящее время будущее Земли активно обсуждается на различных экологических и научных форумах. Ученые серьезно обеспокоены экологической ситуацией, сложившейся на нашей планете, связанной с расширением мегаполисов, загрязнением окружающей среды выхлопными газами и различными химическими отходами. Изменение климата, как следствие глобального потепления, ведет к нарушению флоры и фауны, исчезновению некоторых видов растений, животных и птиц. В ситуации назревающей экологической катастрофы воспитание бережного отношения к природе становится чрезвычайно важной задачей каждого живущего на планете. Работу по формированию экологической культуры детей необходимо начинать уже в раннем дошкольном возрасте.
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима – трудный период в жизни птиц. У нас, в Нижегородской области зимы бывают холодные и морозные, дуют сильные ветра. Многие птицы улетают на зиму в теплые края. Тяжело в зимнюю пору птичкам. Оказывается, они боятся не холода, а голода. Многие из них погибают.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма. В это время года птицам необходима помощь. Чтобы помочь птицам в трудный для них зимний период необязательно придумывать сложные пути решения этой проблемы. Можно просто сделать кормушки и регулярно наполнять их кормом. Простые кормушки может сделать каждый из нас, используя для этого пустые упаковки из-под соков, молока. А также пластиковые бутылки. Можно изготовить кормушки в виде домиков, беседок и т. д. Главное, чтобы кормушки были удобны для птиц. Кормом для птиц могут служить различные семена и ягоды, крошки хлеба.
Покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Вот почему, мы – учащиеся 3 класса решили незамедлительно принять участие в этом актуальном проекте «Покормите птиц зимой». В нашем проекте представлен отчёт о проделанной работе: виды зимующих птиц, разные виды кормушек, которые можно смастерить своими руками из подручного материала, рецепты кормов с учётом видов птиц и особенностями их питания, проведённые мероприятия, фотографии, плакаты, памятки.
Гипотеза: мы предполагаем, что если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна-
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Проблема: как же помочь птицам выжить в зимних условиях?
Предмет исследования: образ жизни и поведение птиц зимой.
Объект исследования: зимующие птицы нашего города.
Цель проекта:
Изучение разнообразия зимующих птиц нашей местности, их образа жизни и поведения, оказание посильной помощи братьям нашим меньшим и сохранение их численности в трудный зимний период.
Задачи проекта:
Знакомить участников проекта с особенностями образа жизни птиц нашего края.
Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам.
Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
Воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.
Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
Развивать творческие способности, любознательность, познавательную деятельность.
Познакомить с различными способами изготовления кормушек из подручного материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки);
Организовать регулярную подкормку птиц.
Сроки работы: декабрь-апрель 2022-2023 г.
Тип проекта: познавательно-творческий, социально-личностный, общественно-полезный
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: классный руководитель, учащиеся 3 «А» класса, родители.
Методы и приёмы исследования:
Метод изучения (сбор информации, работа с литературой и интернет – источниками);
Метод наблюдения (экскурсии);
Творческая и практическая работа;
Метод анализа и обобщения (обработка собранной информации).
План работы над проектом:
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Создание творческой группы (все учащиеся класса).
Совместное составление плана работы над проектом.
Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного
материала.
Изготовление кормушек совместно с родителями.
Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школы.
Участие в акции «Покормите птиц зимой!»
Наблюдение за поведением и питанием зимующих птиц.
Э
мблема проекта
Паспорт проекта
Название проекта | «Покормите птиц зимой» |
Тип проекта | Познавательно-творческий. Долгосрочный (декабрь– апрель), коллективный. |
Сроки реализации | 2022-2023 уч. год |
Школа | МБОУ «Школа № 16» |
Целевая аудитория | Учащиеся начальных классов (3 класс) |
География проекта | г. Саров |
Авторы и руководители проекта | Кочеткова А.Е. - учитель начальных классов МБОУ «Школа № 16» |
Ресурсное обеспечение проекта
Вид ресурсов | Перечень действий |
Технические (оборудование) | 1.Сеть Интернет для поиска необходимой информации (на базе школы или дома) 2. Компьютер, ксерокс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат |
Кадровые | Учитель, учащиеся класса, их родители. |
Программно-методические | Дидактические игры, энциклопедии, загадки, рассказы о зимующих птицах; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки. |
Материальные | Подручный материал, клей, нитки или шпагат, ножницы (для выполнения кормушек), макеты, схемы. Подготовить корм для птиц (сухие ягоды, семена, крошки хлеба и т. д.). |
Организационные | План и этапы реализации проекта. |
Этапы реализации проекта
1 этап декабрь 2022 | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1.Анкетирование. 2.Анализ проблемы проекта. 3. Обсуждение цели и задач с участниками проекта. 4. Составление перспективного плана. 5.Сбор информации о зимующих птицах нашего края, изучение и заготовка корма для птиц. 6.Дидактические игры, загадки. 7. Изучение информации о любимом лакомстве зимующих птиц нашего края и его заготовка. |
2 этап январь 2022- март 2023 | ОСНОВНОЙ ЭТАП 1.Составление, изготовление и распространение листовки – обращения «Покормите птиц зимой!». 2. Сбор информации о различных видах кормушек и материала для их изготовления. 3. Изготовление кормушек. 4. Развешивание кормушек и подкормка птиц. 5. Памятки: «Как подкармливать птиц», «Кормушка из подручного материала», «Правила поведения возле кормушек». 6. Экскурсии и наблюдения. |
3 этап апрель 2023 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1.Обработка результатов по реализации проекта (сбор сведений в «Дневник наблюдений»). 2. Выводы и заключение. 3. Результаты проекта. |
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
Для изучения общественного мнения и определения актуальной социальной проблемы, было проведено анкетирование учащихся 3 класса. В нём приняли участие 15 человек. (Приложение №1)
В результате анкетирования получились следующие результаты: 85,42% детей считают первоочередным делом сделать кормушки. Тем самым, перед нами была поставлена проблема, которую мы захотели решить, обсудив и поставив определённую цель и задачи, которые привели бы нас к решению данной проблемы.
Далее, разделив на три основных этапа, мы составили перспективный план работы над проектом.
План работы над проектом
Сбор информации о зимующих птицах нашего края.
Дидактические игры.
Изучение информации о любимом лакомстве зимующих птиц нашего края.
Составление, изготовление и распространение листовки – обращения «Покормите птиц зимой!».
Сбор информации о различных видах кормушек и материала для их изготовления.
Изготовление кормушек.
Развешивание кормушек и подкормка птиц.
Памятка: «Как подкармливать птиц», «Как сделать кормушку из подручных материалов», «Правила поведения возле кормушек».
Экскурсии и наблюдения.
Обработка результатов по реализации проекта.
Сбор сведений в «Дневник наблюдений».
Выводы и заключение.
Результаты проекта.
Далее, мы начали работу по нашему проекту со сбора информации из разных источников (интернет, книги, журналы, посещение библиотеки) о разнообразии птиц на земле и более подробно остановились на зимующих птицах нашей местности. Мы узнали, что птиц на земле очень много - около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем маленькие. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвин.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Есть птицы, которые живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми.
Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.
Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов.
Есть птицы перелётные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. Чтобы получить больше информации о зимующих птицах мы рассматривали картинки, читали произведения В. Бианки о птицах, учились рисовать любимую птичку. В нашей местности зимующие птицы это, ворона, снегирь, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Мы расскажем о некоторых из них. (Приложение № 2)
А также мы узнали, что:
- 12 ноября по народному календарю – День Зиновия Синичника. Празднуется прилёт зимних птиц - синиц, щеглов, снегирей, свиристелей, чечёток и многих других.
- 15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.
- 1 апреля – Международный день птиц.
В течение подготовительного этапа для закрепления полученных знаний о птицах, дети разгадывали загадки о птицах, были проведены следующие дидактические игры: «Разрезная картинка», «Третий лишний», «Верю – не верю». (Приложение № 3)
Перед тем как перейти к работе основного этапа нашего проекта, нам нужно было узнать, чем же любят питаться зимующие птицы.
Подкормку птиц следует проводить с начала ноября до середины— конца апреля. Корм для них может быть самым разнообразный: пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Очень хорошей подкормкой оказывается скорлупа куриных яиц.
Но у каждой птицы есть своё любимое лакомство, например:
У ВОРОБЬЯ – крошки хлеба, крупа, различные семена.
У СИНИЦЫ – кусочки несоленого сала, мясо, творог.
У ЩЕГЛА – семена репейника, подсолнечника.
У СНЕГИРЯ – плоды рябины, калины, клена, липы.
УСВИРИСТЕЛИ – сочные плоды рябины, калины, бузины, шиповника.
Важно было узнать, что крупные семена желательно раздавливать, а крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Необходимо помнить: прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Мясо и сало можно дать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные куски они не смогут клевать.
2 этап – основной
Для привлечения внимания к нашей проблеме детей из других классов, мы решили составить, изготовить и распространить листовку – обращение: «Покормите птиц зимой!» (Приложение № 4)
Все понимают, что подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как об этом думают некоторые люди. Всё же кому-то кажется, что трудней всего сделать кормушку. Ничего сложного в этом нет, просто для каждого вида птиц есть свой вид кормушек.
Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала.
Но важно помнить несколько основных правил:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Сначала число птиц, прилетающих к кормушке, будет невелико. Но со временем оно возрастет при условии, что вы регулярно будете наполнять ее кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно.
Узнав всё это, у нас возникла идея – изготовить своими руками кормушки для птиц, повесить их на территории нашей школы и кормить их каждый день до наступления середины весны.
Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Но обязательное условие – защита корма в них от ветра, снега, дождя.
Изготовление кормушки — дело нехитрое, но и у него есть свои законы. Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик — так еда не выпадет и ветром ее не унесет, а сверху у кормушки надо сделать широкую крышку.
Желательно, чтобы ширина щели между бортиком и крышкой составляла 6–8 см – при этом корм становится недоступным для не прошеных гостей – серых ворон и галок. Подкормка этих птиц нежелательна, так как они являются переносчиками различных опасных заболеваний и разоряют весной гнезда певчих птиц.
Чтобы сделать встречу с пушистым хищником менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться. Подвешивают кормушку за веревочки, привязанные к четырем сторонам дна поделки (для этого в краях проделываются дырочки и веревочки завязываются узелком. Мы рассмотрели некоторые варианты изготовления кормушек из подручных материалов. (Приложение № 5)
Для того чтобы смастерить кормушки, нам понадобилось всего ничего: пустые картонные коробки из-под сока или молочных продуктов, пластиковые бутылки, несколько кусков веревки, ножницы и нож. Собрав необходимый подручный материал, мы начали делать кормушки. (Приложение № 6)
На время зимних каникул дети и их родители получили задание изготовить кормушки своими руками. Далее планируется развесить все кормушки на территории школы.
Перед тем как каждый день ходить на экскурсии и наблюдать за птицами, мы составили памятки: «Как подкармливать птиц» и «Правила поведения возле кормушки». Так же мы вели листы наблюдений за поведением птиц.
Каждый день мы стали наблюдать за птицами и кормушками и заметили, что птиц на территории школы стало больше. Из наших наблюдений стало видно, что посещать подкормочные площадки более активно они начинают с ноября по февраль. Мы определили, что на территорию школы действительно прилетают снегири, воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, а меньше всего снегирей. Мы каждый день кормили птиц и наблюдали за ними. Птицы возле кормушек стали появляться с самого рассвета, поэтому корм приходилось засыпать с вечера. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки, с семенами и ягодами рябины.
Наблюдения за поведением птиц на кормушке описали в листах наблюдений.
3 этап – заключительный
Проводя каждодневные наблюдения, мы фиксировали в свой дневник наблюдений:
Дата | Чем кормили | Кто прилетал | Что съели | Что осталось |
| | | | |
| | | | |
Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы:
Птицы с удовольствием прилетают к нашим кормушкам и лакомятся кормом.
Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем
Птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.
В нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы (рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири).
Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма, сытой птице мороз не страшен.
Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки, нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.
Наши наблюдения подтверждают гипотезу. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Социальная оценка результатов реализации проекта
План проекта был полностью реализован. Инициативная группа (все учащиеся класса) награждена грамотами. В проекте приняли участие и родители обучающихся. Доброе дело не прошло не замеченным. Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.
Результат проекта
Для обучающихся:
Участники проекта ознакомились с особенностями образа жизни птиц нашего края.
Получили представление о роли человека в жизни зимующих птиц.
Научились планировать предстоящую работу, подбирать материал для изготовления кормушек.
У детей повысилась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
Для родителей:
Активное участие родителей в реализации проекта дала им возможность увидеть достижения и успехи своих детей, а также повысилась готовность к сотрудничеству.
Для педагогов:
1. Удовлетворенность от результатов своей деятельности.
2.Новые проекты, перспективы.
3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.
4.Возможность размещение методических материалов на образовательных сайтах, участие в интернет – конкурса.
Литература
1. М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2008г.
2. Материалы газеты «1000 советов».
3. В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.
4. Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.
5. Материалы журналов: «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
6. Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.
7. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академия развития, 2004
8. Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков// ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008 – 256 с.
9. Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. поведение животных. М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192 с.
10. Ресурсы Интернета: http://www.ecosystema.ru
11. Ресурсы Интернета: http://ru.wikipedia.org
Приложение № 1
Анкета для учащихся
Пронумеруйте мероприятия, какие вы считаете самыми необходимыми в зимний период, в порядке значимости.
Построить снежный городок.
Залить каток.
Проложить лыжню.
Поиграть в снежки.
Расчистить дорожки.
Смастерить кормушки для птиц.
Приложение № 2
Зимующие птицы
Воробей - в нашей местности воробей представлен двумя видами — воробей домовой или городской и воробей полевой или деревенский. Воробей домовой - одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком. Ведёт оседлый образ жизни. Вес его составляет 23—35 г. Общая окраска оперения у него коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серым верхом головы. Домовый воробей — постоянный сожитель человека, замечательно приспосабливающийся к жизни в обстановке, меняющейся под влиянием хозяйственной деятельности человека. В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм, обеспечивающий ему оседлый образ жизни. Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями. Селится непосредственно у жилья человека или близ его поселений. Питается домовый воробей в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми, которыми также выкармливает и птенцов. В человеческих поселениях он подбирает семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов. Посещает он также ближайшие поля и сады, поедая здесь хлебные злаки, склевывает ягоды вишни, смородины, винограда, а весной цветочные почки. Там, где поблизости полей нет, вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает насекомых и семена дикорастущих трав.
Ворона– длина тела 58-62 см, масса самцов 1100–1550 г, самок 800–1315 г. Оперение однотонное чёрное, с металлическим блеском. Клюв очень мощный и острый. Окраски самца и самки одинаковы. Продолжительность жизни — рекордная для птиц — 50–75 лет, но есть данные и о еще больших сроках. Часто встречается рядом с жильём человека, и на свалках. Ведёт оседлый образ жизни. Гнездится в лесах, парках, пойменных насаждениях. Гнёзда располагает на деревьях. Всеядны. Едят насекомых, семена, падаль, ловят грызунов и других мелких животных, рыбу. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов. Очень осторожны, избегают человека. Однако в неволе легко приручается и даже способны имитировать человеческую речь.
Дятел - длина тела — 23–26 см, масса — 70–100 г. В окраске преобладают черные и белые тона, у самцов — красный затылок. На голове у молодых самцов красная шапочка. Верх черный с белыми пестринами, низ белый с красным подхвостьем. Ноги у дятла короткие и очень сильные, с цепкими когтями, два пальца направлены вперед, два — назад. Клюв прямой (редко слабо искривленный), служащий для выдалбливания дупл для гнезд и для раскалывания коры в поисках пищи. Гнездится в пригодных для устройства дупел деревьях. Летом питается, в основном, древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена
Снегирь - одна из наиболее широко известных перелётных птиц России. Снегирь-самец — красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самок красный цвет замещен буровато-серым. Значительно крупнее воробья: весит 32–34 г. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Насекомые и пауки — только в качестве дополнительного корма. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки. Снегирь — доверчивая и общительная птица.
Синица – длина ее тела 14 см. Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая), брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках.
Голубь - длина тела — 30–35 см, вес 260–380 г. У голубей насчитывают 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Светлая поясница, почти белая внутренняя сторона крыла, сверху на сером крыле две сплошные черные полосы. Оперение вокруг глаз отсутствует. Клюв чёрный, с восковицей беловатого цвета у основания. «Полудомашние» голуби обитают в населенных пунктах, рядом с жильем человека. Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби, живущие рядом с людьми, легко приспосабливаются к употреблению в пищу пищевых отбросов человека и бросового зерна.
Приложение № 2
Зимующие птицы
Приложение № 3
1. Дидактическая игра «Разрезная картинка».
Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)
2. Дидактическая игра «Третий лишний».
1 Вариант: снегирь, воробей, утка.
2 Вариант: голубь, синица, лебедь.
3 Вариант: сорока, дятел, удод.
3. Дидактическая игра «Верю – не верю»
Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры:
Учитель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
· Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
Загадки:
Приложение № 4
«Покормите птиц зимой!»
Дорогие ребята!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.
Приложение № 5
Виды кормушек
Из молочного пакета - является одним из простых способов выполнения кормушки. Для ее изготовления прорежьте леток, бумажную пирамидку зацепите за вершину и повесьте на дерево.
Хорошей кормушкой будет интересная идея, а именно из двух упаковок от сока. Идея достаточно креативная, и такая простая в изготовлении, что может своим раскачиванием отпугивать воробьев, а синичкам только в удовольствие.
Можно в упаковке с хлопьями геркулеса сделать небольшие отверстия и повесить. Птички точно оценят по достоинству наш труд.