Экологический проект
«Птицы – наши друзья»
(Старшая группа)
Воспитатель: Морис С.Ю.
МБДОУ №4 «Жарки»
2019г.
Проектный метод в экологическом образовании старших дошкольников
Основоположником метода проектов считается американец В.-Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой [1].
Его идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.
Характеристика метода проектов представлена в трактовке различных авторов (М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова, В.Х. Кильпатрика). Особая педагогическая значимость проектов заключается в том, что:
метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность;
метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующий процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияния окружающей среды на ребенка[2].
В нашем дошкольном учреждении разработан ряд игровых экологических проектов для детей старшего дошкольного возраста: «Выросла тыква на моем огороде», «Птицы – наши друзья», «Изучаем почву, камни, песок». Они явились ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
При помощи диагностики природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста (авторы В.Г.Фокина и О.М. Газина) отмечены стойкие положительные изменения в развитии познавательной деятельности детей.
В соответствии с критериями оценки ответов определился достаточно высокий уровень знаний детей о природном окружении, сформированность умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии природы и человека.
Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволило формировать личностные качества ребенка:
умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;
умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности – обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками;
умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимать чужие успехи как свое поражение.
Эти качества могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербально.
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей по экологическим проектам обеспечила:
контакт между ее участниками, обмен действиями и информацией,
понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата,
возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижения конечного результата.
Значимость работы по экологическим проектам мы видим в том, что процесс экологического образования, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой, происходит в тесном сотрудничестве педагогов, детей, родителей, тем самым, обеспечивая формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проектов позволяет развивать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, учит их самостоятельно принимать решения и проявлять свои способности и умения.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Экологический проект «Птицы – наши друзья»
Почему нас заинтересовала работа с птицами? Птицы – наиболее яркие представители животного мира. Они привлекают детей своим внешним видом, повадками. Дети радуются появлению птиц, с интересом наблюдают за ними, принимают активное участие в оказании помощи птицам в зимний период времени. Известно, что дети активно познают лишь то, что для них эмоционально значимо. Забота о птицах помогает формировать у детей добрые чувства (сострадание, милосердие), бережное отношение к природе.
В процессе общения с детьми была выявлена проблема - недостаточная забота о пернатых в зимнее время года. Для решения этой проблемы был разработан проект «Птицы – наши друзья».
Цель: расширить представление детей о птицах: внешний вид, повадки, среда обитания.
Задачи:
уточнить представления детей о знакомых птицах, их характерные особенности, внешний вид, повадки, среда обитания;
развивать умение детей классифицировать птиц: перелетные и зимующие;
уточнить представление детей о том, чем кормят птиц зимой, о роли человека в жизни зимующих птиц;
развивать умение детей устанавливать зависимость между изменениями неживой природы и миром птиц (причинно-следственные связи);
учить, на основе наблюдений, делать необходимые выводы, размышлять;
включать родителей в процессе воспитания детей;
воспитывать у детей заботливое, бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Продолжительность – 9 месяцев (с сентября по май).
Проект представляет собой цикл творческих, практических дел с участием детей, педагогов и родителей.
1. Подготовительный этап
Цель: осуществить необходимую подготовку к реализации проекта.
Разработать план действий
Консультации с родителями по данному проекту.
2. Исследовательский этап
Действия
Наблюдения на прогулке за птицами, совместное выполнение практических действий по уходу за птицами.
Сбор и сушка крошек пшеничного хлеба для подкормки птиц дома и в детском саду. Сбор семян сорных трав.
Совместная с родителями экскурсия « Следы птиц на снегу».
Совместная с родителями деловая игра «Знаете ли вы зимующих птиц?».
Изготовление кормушек на занятии или дома.
Изготовление календаря наблюдений за птицами.
Ежедневная подкормка птиц (очистка кормушек, засыпание корма, наблюдение, зарисовки в птичьем календаре).
Совместное творчество детей и родителей: придумывание загадок о птицах, составление рассказов, сказок, кроссвордов.
Знакомство детей с Красной книгой Красноярского края.
Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин.
Работа над оформлением групповой «Птичьей книги».
3. Обобщающий этап
Цель: воспитывать заботливое, бережное отношение к птицам, основанное на собственных знаниях, наблюдениях и практическом опыте, развивать желание помогать птицам.
Список литературы
Кильпатрик В.К. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе. Пер. с англ. издания Е.Н. Янжул. Л.: Издательство Брокгауз и Ефрон, 1925 .
2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.
Распределение деятельности по этапам проекта
« Птицы - наши друзья »
Этапы | Деятельность детей | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
1. Выявление проблемы. | 1. Вживание в сюжетно-игровую ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают проблему. 3. Принимают задачи проекта. | 1. Вводит в игровую ситуацию. 2. Формулирует проблему. 3. Определяет задачи. | 1. Осознают и личностно воспринимают проблему. 2. Принимают задачи проекта. |
2. Организация работы над проектом. | 1. Систематизируют информацию. 2. Объединение детей в рабочие группы. 3. Распределяют обязанности. | 1. Популяризирует полученную ранее информацию. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. | 1. Систематизируют информацию. 2. Решают задачи организации деятельности. 3. Распределяют обязанности. |
3. Практическая деятельность. | 1. Обращаются к иллюстративно-справочной литературе, просмотр иллюстраций, чтение произведений о птицах, заучивание стихов, отгадывание загадок. 2. Наблюдение за птицами в живом уголке и на улице, совместное выполнение практических действий по уходу за ними. 3. Праздник «Новоселье» (птица Каркуша дарит детям старшей и подготовительной к школе групп – развертки-чертежи хлебных копилок) 4. Сбор хлебных крошек с обеденных столов («Каждую крошку в ладошку») 5. Сбор семян сорных трав в мешочки. 6. Праздник «Осенины» (Каркуша знакомит детей ст. и подг. гр. с разными способами изготовления кормушек – пустые пакеты из под молока, сока, пластмассовые бутылки) 7. Ежедневная подкормка птиц (очистка кормушек, насыпание корма, наблюдения, зарисовки в птичьем календаре) 8. Новогодний праздник (рассказ-отчет Каркуши и детей Деду Морозу о подкормке птиц) 9. Весенний праздник «Сороки» (22 марта) – подведение итогов «Мы помогли им выжить» 10. Выпускной бал – детей награждают медалями (птичьими) за доброту и заботу о птицах. 11. Изготовление и выпуск экологической газеты «Помогите птицам» 12. Составление рассказов, сказок для оформления групповой «птичьей книги». 13. Оформление рисунков для «Жалобной книги». 14. Изготовление шапочек-масок с изображением птиц для «Птичьего концерта» детям мл. и ср. гр. и родителям. 15. Подготовка рисунков для оформления кроссвордов о птицах. | 1. Составляет перспективный план по теме «Птицы». 2. Проведение конкурса – выставки хлебных копилок. 3. Изготовление кормушек на занятии. 4. Подготовка и проведение ярмарки. 5. Изготовление календаря для фиксации наблюдений за птицами. 6. Изготовление дидактических игр о птицах. 7. Подбор информационного материала об изготовлении кормушек и корме для разных птиц («Календарь русской природы» А.Н Стрижева) 8. Консультация – информация «О каких птицах можно рассказать детям дошкольного возраста» 9. Составление информационных листов, листовок для родителей («Кормушки для синичек», «Птичья столовая») 10. Организация выставки экологических газет, выпущенных детьми в ДОУ и совместно с родителями дома. 11. Организация и проведение экскурсий в лес (совместно с родителями) 12. Работа над оформлением групповой «Птичьей книги» 13. Семинар – практикум «Зимующие птицы» 14. Подготовка инсценировок, песен, танцев о птицах (музыкальный руководитель) 15. Выпуск благодарственных листов активным и заботливым родителям. | 1. Совместное с детьми изготовление хлебных копилок. 2. Сбор и сушка крошек пшеничного хлеба для подкормки птиц дома и в детском саду. 3. Сбор семян сорных трав. 4. Изготовление кормушки для подкормки птиц дома. 5. Изготовление кормушек для ярмарки. 6. Изготовление книжек –самоделок о птицах Сибири. 7. Подбор стихов о птицах. 8. Изготовление альбомов с загадками о птицах (с рисунками взрослых и детей) 9. Совместное творчество (придумывание загадок о птицах). 10. Помощь в оформлении групповой «Птичьей книги». 11. Составление «Жалобной книги птиц» (по материалам книги Н. Сладкова «Сорочьи тараторки») 12. Выпуск экологической газеты «Покормите птиц зимой». 13. Совместная экскурсия в лес («Следы птиц на снегу»). 14. Деловая игра «Знаете ли вы зимующих птиц». 15. Разгадывание кроссвордов о птицах. 16. Составление семейных кроссвордов о зимующих и кочующих птицах. 17. Награждение активных родителей (благодарственные листы) на праздниках. |
4. Презентация деятельности. | 1. Участие в итоговом занятии «Птицы нашего края». 2. Делают вывод о решении проблемы. | 1. Подготовка к проведению занятия «Птицы нашего края» 2. Приходит на помощь в случае затруднения. 3. Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы. | 1.Оказывают помощь в подготовке проведения итогового занятия. 2. Представляют вместе с детьми продукт совместной деятельности – кормушки, изготовленные различными способами и из разных материалов. |
5. Обсуждение нового проекта решения другой проблемы. | 1. Определяют цель нового проекта. | 1. Постановка новой проблемы. | 1. Принятие новой проблемы. |