СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект «Птицы – наши друзья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект о том, как нужно учить дошкольников заботиться о птицах в зимнее время

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект «Птицы – наши друзья»»







Экологический проект

«Птицы – наши друзья»


(Старшая группа)


Воспитатель: Морис С.Ю.




МБДОУ №4 «Жарки»









2019г.








Проектный метод в экологическом образовании старших дошкольников

Основоположником метода проектов считается американец В.-Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» разви­вает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой [1].

Его идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольно­го учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребен­ком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмо­циями.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогичес­кий процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с ок­ружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаи­модействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.

Характеристика метода проектов представлена в трактовке различных авторов (М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова, В.Х. Кильпатрика). Особая педагогическая значимость проектов заключается в том, что:

  • метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

  • метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность;

  • метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующий процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияния окружающей среды на ребенка[2].

В нашем дошкольном учреждении разработан ряд игровых экологических проектов для детей старшего дошкольного возраста: «Выросла тыква на моем огороде», «Птицы – наши друзья», «Изучаем почву, камни, песок». Они явились ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

При помощи диагностики природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста (авторы В.Г.Фокина и О.М. Газина) отмечены стойкие положительные изменения в развитии познавательной деятельности детей.

В соответствии с критериями оценки ответов определился достаточно высокий уровень знаний детей о природном окружении, сформированность умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии природы и человека.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволило формировать личностные качества ребенка:

  • умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;

  • умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности – обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками;

  • умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимать чужие успехи как свое поражение.

Эти качества могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербально.

Совместная деятельность детей, педагогов и родителей по экологическим проектам обеспечила:

  • контакт между ее участниками, обмен действиями и информацией,

  • понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата,

  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижения конечного результата.

Значимость работы по экологическим проектам мы видим в том, что процесс экологического образования, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой, происходит в тесном сотрудничестве педагогов, детей, родителей, тем самым, обеспечивая формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Реализация проектов позволяет развивать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, учит их самостоятельно принимать решения и проявлять свои способности и умения.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.




Экологический проект «Птицы – наши друзья»

Почему нас заинтересовала работа с птицами? Птицы – наиболее яркие представители животного мира. Они привлекают детей своим внешним видом, повадками. Дети радуются появлению птиц, с интересом наблюдают за ними, принимают активное участие в оказании помощи птицам в зимний период времени. Известно, что дети активно познают лишь то, что для них эмоционально значимо. Забота о птицах помогает формировать у детей добрые чувства (сострадание, милосердие), бережное отношение к природе.

В процессе общения с детьми была выявлена проблема - недостаточная забота о пернатых в зимнее время года. Для решения этой проблемы был разработан проект «Птицы – наши друзья».

Цель: расширить представление детей о птицах: внешний вид, повадки, среда обитания.

Задачи:

  • уточнить представления детей о знакомых птицах, их характерные особенности, внешний вид, повадки, среда обитания;

  • развивать умение детей классифицировать птиц: перелетные и зимующие;

  • уточнить представление детей о том, чем кормят птиц зимой, о роли человека в жизни зимующих птиц;

  • развивать умение детей устанавливать зависимость между изменениями неживой природы и миром птиц (причинно-следственные связи);

  • учить, на основе наблюдений, делать необходимые выводы, размышлять;

  • включать родителей в процессе воспитания детей;

  • воспитывать у детей заботливое, бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Продолжительность – 9 месяцев (с сентября по май).

Проект представляет собой цикл творческих, практических дел с участием детей, педагогов и родителей.

1. Подготовительный этап

Цель: осуществить необходимую подготовку к реализации проекта.

  1. Разработать план действий

  2. Консультации с родителями по данному проекту.

2. Исследовательский этап

Действия

  1. Наблюдения на прогулке за птицами, совместное выполнение практических действий по уходу за птицами.

  2. Сбор и сушка крошек пшеничного хлеба для подкормки птиц дома и в детском саду. Сбор семян сорных трав.

  3. Совместная с родителями экскурсия « Следы птиц на снегу».

  4. Совместная с родителями деловая игра «Знаете ли вы зимующих птиц?».

  5. Изготовление кормушек на занятии или дома.

  6. Изготовление календаря наблюдений за птицами.

  7. Ежедневная подкормка птиц (очистка кормушек, засыпание корма, наблюдение, зарисовки в птичьем календаре).

  8. Совместное творчество детей и родителей: придумывание загадок о птицах, составление рассказов, сказок, кроссвордов.

  9. Знакомство детей с Красной книгой Красноярского края.

  10. Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин.

  11. Работа над оформлением групповой «Птичьей книги».

3. Обобщающий этап

Цель: воспитывать заботливое, бережное отношение к птицам, основанное на собственных знаниях, наблюдениях и практическом опыте, развивать желание помогать птицам.

  • Итоговое занятие «Птицы нашего края»


Список литературы


  1. Кильпатрик В.К. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе. Пер. с англ. издания Е.Н. Янжул. Л.: Издательство Брокгауз и Ефрон, 1925 .

2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.


Распределение деятельности по этапам проекта

« Птицы - наши друзья »


Этапы

Деятельность детей

Деятельность педагога

Деятельность родителей

1. Выявление проблемы.

1. Вживание в сюжетно-игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

1. Вводит в игровую ситуацию.

2. Формулирует проблему.

3. Определяет задачи.

1. Осознают и личностно воспринимают проблему.

2. Принимают задачи проекта.

2. Организация работы над проектом.

1. Систематизируют информацию.

2. Объединение детей в рабочие группы.

3. Распределяют обязанности.

1. Популяризирует полученную ранее информацию.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

1. Систематизируют информацию.

2. Решают задачи организации деятельности.

3. Распределяют обязанности.

3. Практическая деятельность.

1. Обращаются к иллюстративно-справочной литературе, просмотр иллюстраций, чтение произведений о птицах, заучивание стихов, отгадывание загадок.

2. Наблюдение за птицами в живом уголке и на улице, совместное выполнение практических действий по уходу за ними.

3. Праздник «Новоселье» (птица Каркуша дарит детям старшей и подготовительной к школе групп – развертки-чертежи хлебных копилок)

4. Сбор хлебных крошек с обеденных столов («Каждую крошку в ладошку»)

5. Сбор семян сорных трав в мешочки.

6. Праздник «Осенины» (Каркуша знакомит детей ст. и подг. гр. с разными способами изготовления кормушек – пустые пакеты из под молока, сока, пластмассовые бутылки)

7. Ежедневная подкормка птиц (очистка кормушек, насыпание корма, наблюдения, зарисовки в птичьем календаре)

8. Новогодний праздник (рассказ-отчет Каркуши и детей Деду Морозу о подкормке птиц)

9. Весенний праздник «Сороки» (22 марта) – подведение итогов «Мы помогли им выжить»

10. Выпускной бал – детей награждают медалями (птичьими) за доброту и заботу о птицах.

11. Изготовление и выпуск экологической газеты «Помогите птицам»

12. Составление рассказов, сказок для оформления групповой «птичьей книги».

13. Оформление рисунков для «Жалобной книги».

14. Изготовление шапочек-масок с изображением птиц для «Птичьего концерта» детям мл. и ср. гр. и родителям.

15. Подготовка рисунков для оформления кроссвордов о птицах.

1. Составляет перспективный план по теме «Птицы».

2. Проведение конкурса – выставки хлебных копилок.

3. Изготовление кормушек на занятии.

4. Подготовка и проведение ярмарки.

5. Изготовление календаря для фиксации наблюдений за птицами.

6. Изготовление дидактических игр о птицах.

7. Подбор информационного материала об изготовлении кормушек и корме для разных птиц («Календарь русской природы» А.Н Стрижева)

8. Консультация – информация «О каких птицах можно рассказать детям дошкольного возраста»

9. Составление информационных листов, листовок для родителей («Кормушки для синичек», «Птичья столовая»)

10. Организация выставки экологических газет, выпущенных детьми в ДОУ и совместно с родителями дома.

11. Организация и проведение экскурсий в лес (совместно с родителями)

12. Работа над оформлением групповой «Птичьей книги»

13. Семинар – практикум «Зимующие птицы»

14. Подготовка инсценировок, песен, танцев о птицах (музыкальный руководитель)

15. Выпуск благодарственных листов активным и заботливым родителям.


1. Совместное с детьми изготовление хлебных копилок.

2. Сбор и сушка крошек пшеничного хлеба для подкормки птиц дома и в детском саду.

3. Сбор семян сорных трав.

4. Изготовление кормушки для подкормки птиц дома.

5. Изготовление кормушек для ярмарки.

6. Изготовление книжек –самоделок о птицах Сибири.

7. Подбор стихов о птицах.

8. Изготовление альбомов с загадками о птицах (с рисунками взрослых и детей)

9. Совместное творчество (придумывание загадок о птицах).

10. Помощь в оформлении групповой «Птичьей книги».

11. Составление «Жалобной книги птиц» (по материалам книги Н. Сладкова «Сорочьи тараторки»)

12. Выпуск экологической газеты «Покормите птиц зимой».

13. Совместная экскурсия в лес («Следы птиц на снегу»).

14. Деловая игра «Знаете ли вы зимующих птиц».

15. Разгадывание кроссвордов о птицах.

16. Составление

семейных кроссвордов о зимующих и кочующих птицах.

17. Награждение активных родителей (благодарственные листы) на праздниках.



4. Презентация деятельности.

1. Участие в итоговом занятии «Птицы нашего края».

2. Делают вывод о решении проблемы.

1. Подготовка к проведению занятия «Птицы нашего края»

2. Приходит на помощь в случае затруднения.

3. Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы.

1.Оказывают помощь в подготовке проведения итогового занятия.

2. Представляют вместе с детьми продукт совместной деятельности – кормушки, изготовленные различными способами и из разных материалов.


5. Обсуждение нового проекта решения другой проблемы.

1. Определяют цель нового проекта.

1. Постановка новой проблемы.

1. Принятие новой проблемы.