СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с природой будит любознательность дошкольника. Любовь к окружающей природе всегда связана с любовью к родным местам – к своему посёлку, городу, деревне, где человек родился и живёт. В этой связи экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста приобретает важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, являющейся частью духовной культуры.

   Поэтому экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края и стало темой моей работы по экологии.

Просмотр содержимого документа
««Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МКДОУ  д / с № 17 «Тополёк» Воспитатель Кувшинова Алёна Викторовна Образование:  высшее психологическое, 2016г. МГЭИ « Педагогика и психология » ,  Курсы переподготовки: ИвГУ « Дошкольная педагогика и психология, 2016г. Педагогический стаж: 2 года Заявленная категория: первая Профессиональное кредо : «Пришла в детский сад - улыбнись на пороге! Всё, что ты отдаёшь, получаешь обратно в итоге! » е-mail: 79200739567@yandex.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МКДОУ

д / с № 17 «Тополёк»

Воспитатель Кувшинова Алёна Викторовна

Образование: высшее психологическое, 2016г. МГЭИ « Педагогика и психология » ,

Курсы переподготовки:

ИвГУ « Дошкольная педагогика и психология, 2016г.

Педагогический стаж: 2 года

Заявленная категория: первая

Профессиональное кредо : «Пришла в детский сад - улыбнись на пороге! Всё, что ты отдаёшь, получаешь обратно в итоге! »

е-mail: [email protected]

Тема:   «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»

Тема:

«Экологическое образование

детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения

к природному миру родного края»

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования В теоретических основах экологического  воспитания старших дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях  (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др.,) указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения. Таким образом, исследования психологов и практиков  показывают что: проблема формирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается актуальной как в педагогической теории, так и в практике экологического образования.  С его помощью можно развивать:    познавательные процессы: мышление  восприятие воображение память внимание 3

Условия формирования личного вклада педагога

в развитие образования

В теоретических основах экологического

воспитания старших дошкольников представленных

в различных психолого-педагогических исследованиях

(И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой,

Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др.,) указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Таким образом, исследования психологов и практиков

показывают что:

проблема формирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается актуальной как в педагогической теории, так и в практике экологического образования.

С его помощью можно развивать:

познавательные процессы:

мышление

восприятие

воображение

память

внимание

3

 Актуальность    Знакомство с природой будит любознательность дошкольника. Любовь к окружающей природе всегда связана с любовью к родным местам – к своему посёлку, городу, деревне, где человек родился и живёт. В этой связи экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста приобретает важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, являющейся частью духовной культуры.   Поэтому экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края и стало темой моей работы по экологии.

Актуальность

Знакомство с природой будит любознательность дошкольника. Любовь к окружающей природе всегда связана с любовью к родным местам – к своему посёлку, городу, деревне, где человек родился и живёт. В этой связи экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста приобретает важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, являющейся частью духовной культуры.

Поэтому экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края и стало темой моей работы по экологии.

  Цель: Формирование экологической культуры, экологического образования дошкольников, воспитание гуманного, то есть осознанно правильного и ответственного отношения к природе, к человеку, воспитание человечности и доброты.  Задачи: Создание психолого-педагогических условий для экологического  образования детей; Формирование элементарных представлений о природном мире  родного края; Формирование положительного нравственного опыта и основ экологической культуры в окружающем природном мире; Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста. 3

Цель:

Формирование экологической культуры, экологического образования дошкольников, воспитание гуманного, то есть осознанно правильного и ответственного отношения к природе, к человеку, воспитание

человечности и доброты. Задачи:

  • Создание психолого-педагогических условий для экологического

образования детей;

  • Формирование элементарных представлений о природном мире

родного края;

  • Формирование положительного нравственного опыта и основ экологической культуры в окружающем природном мире;
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

3

Этапы реализации проекта   Подготовительный сентябрь – октябрь 2016г ноябрь 2016 – март 2018г Основной Заключительный апрель - май 2018г

Этапы реализации проекта

Подготовительный

сентябрь – октябрь 2016г

ноябрь 2016 – март 2018г

Основной

Заключительный

апрель - май 2018г

Формы реализации Совместная работа в разных видах детской деятельности Подвижные, дидактические игры  Экологические занятия, викторины, экспериментирование с водой, с воздухом, песком Экологические сказки, праздники, театральные представления Наблюдения и экологические экскурсии    Работа в уголке природы Исследовательская деятельность Познавательное чтение, беседы     Работа с родителями: Анкетирование, опросы Родительские собрания в нетрадиционной форме Консультации экологической направленности Совместные досуги, праздники Выставки, смотры-конкурсы. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке

Формы реализации

Совместная работа в разных видах детской деятельности

Подвижные, дидактические

игры

Экологические занятия, викторины, экспериментирование с водой, с воздухом, песком

Экологические сказки, праздники, театральные представления

Наблюдения и экологические экскурсии

Работа в уголке природы

Исследовательская деятельность

Познавательное чтение, беседы

Работа с родителями:

Анкетирование, опросы

Родительские собрания в нетрадиционной форме Консультации экологической направленности

Совместные досуги, праздники

Выставки, смотры-конкурсы.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2016г.) Проведение диагностики уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста  Сбор информации, материала для реализации проекта  Формулирование цели и задач проекта Анализ и создание РППС группы Анализ состояния участка и экологической тропы. Анкетирование родителей на предмет осведомленности в области экологического образования

Подготовительный этап

(сентябрь – октябрь 2016г.)

Проведение диагностики уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

Сбор информации, материала для реализации проекта

Формулирование цели и задач проекта

Анализ и создание РППС группы

Анализ состояния участка и экологической тропы.

Анкетирование родителей на предмет осведомленности в области экологического образования

Диагностика развития уровня экологической воспитанности старших дошкольников октябрь 2016 г Высокий Средний Низкий Мониторинг освоения детьми ДОП «Юный эколог» (методика С. Н. Николаевой)

Диагностика развития уровня экологической воспитанности

старших дошкольников

октябрь 2016 г

Высокий

Средний

Низкий

Мониторинг освоения детьми ДОП «Юный эколог»

(методика С. Н. Николаевой)

Основной этап Создание экологической развивающей среды в детском саду и на территории Сезонные наблюдения за изменениями в природе Чтение художественной литературы о природе и создание выставок книг по экологии родного края Изготовление и рассматривание альбомов, гербариев,  содержащих материалы природоведческого характера Обновление экологической тропы и объектов наблюдения Тематическая игровая деятельность (экологические игры) Продуктивные виды деятельности Трудовая деятельность (труд в природе) Тематические экскурсии,  прогулки к объектам природы Экологические беседы Экспериментальная деятельность Разработка и проведение досуговых  экологических мероприятий

Основной этап

  • Создание экологической развивающей среды в детском саду и на территории
  • Сезонные наблюдения за изменениями в природе
  • Чтение художественной литературы о природе и создание выставок книг по экологии родного края
  • Изготовление и рассматривание альбомов, гербариев,

содержащих материалы природоведческого характера

  • Обновление экологической тропы и объектов наблюдения
  • Тематическая игровая деятельность (экологические игры)
  • Продуктивные виды деятельности
  • Трудовая деятельность (труд в природе)
  • Тематические экскурсии,

прогулки к объектам природы

  • Экологические беседы
  • Экспериментальная деятельность
  • Разработка и проведение досуговых экологических мероприятий

Совместная работа в разных видах деятельности

Совместная работа в разных

видах деятельности

Разработка и проведение досуговых экологических мероприятий ООД в соответствии с тематическим планированием Составление картотеки дидактических игр по экологии Анкетирование, опросы Родительские собрания в нетрадиционной форме (круглый стол, викторины, игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон). Консультации экологической направленности. Совместные досуги, праздники с работниками Железовского Центра досуга и библиотеки Выставки, смотры-конкурсы  Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек
  • Разработка и проведение досуговых

экологических мероприятий ООД в соответствии

с тематическим планированием

  • Составление картотеки дидактических игр по экологии
  • Анкетирование, опросы
  • Родительские собрания в нетрадиционной форме (круглый стол, викторины, игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон).
  • Консультации экологической направленности.
  • Совместные досуги, праздники с работниками Железовского Центра досуга и библиотеки
  • Выставки, смотры-конкурсы
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов,
  • плакатов, папок- передвижек

Организация режимных моментов с использованием природоведческого материала

Организация режимных моментов

с использованием

природоведческого материала

 Итоговый этап (апрель - май 2018г.) Проведение диагностики уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста на конец года Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций.

Итоговый этап

(апрель - май 2018г.)

Проведение диагностики уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста на конец года

Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций.

Промежуточная диагностика  развития уровня экологической воспитанности старших дошкольников ноябрь 2017 год      Высокий Средний Низкий

Промежуточная диагностика

развития уровня экологической воспитанности старших дошкольников

ноябрь 2017 год

Высокий

Средний

Низкий

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны  Диапазон опыта моей работы представлен единой системой формирования экологических знаний, умений и навыков, а также воспитания отношения к окружающему миру: организованная образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, прогулки, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) + система взаимодействия с родителями. Новизной является создание системы экологического образования детей и педагогической работы, направленной на тесное взаимодействие с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. Ознакомление дошкольников с природой адаптировано на условиях Нижегородской области, то есть, учтён региональный компонент.

Диапазон личного вклада педагога

в развитие образования

и степень его новизны

Диапазон опыта моей работы представлен единой системой формирования экологических знаний, умений и навыков, а также воспитания отношения к окружающему миру: организованная образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, прогулки, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) + система взаимодействия с родителями.

Новизной является создание системы экологического образования детей и педагогической работы, направленной на тесное взаимодействие с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. Ознакомление дошкольников с природой адаптировано на условиях Нижегородской области, то есть, учтён региональный компонент.

Ожидаемые результаты   У детей сформирован активный познавательный интерес к природе У детей сформированы такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность Создана экологическая предметно-развивающая среда Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОО в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Создание картотек игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр по рассматриваемому вопросу Проведены экологические праздники и акции Организовано участие родителей в жизни ДОО

Ожидаемые результаты

  • У детей сформирован активный познавательный интерес к природе
  • У детей сформированы такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность
  • Создана экологическая предметно-развивающая среда
  • Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОО в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Создание картотек игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр по рассматриваемому вопросу
  • Проведены экологические праздники и акции
  • Организовано участие родителей в жизни ДОО
Транслируемость практических достижений

Транслируемость практических достижений

Литература:  Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт –Петербург «Детство-Пресс» 2007 год.  Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 208 с.  Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013. - 76с. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 213с.  Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. – С.50. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Николаева. – Пермь: Сфера, 2005. – 201с.  Интернет – ресурсы: http://www.eko-c.ru/ http://www.uchmag.ru http://wiki-linki.ru http://images.yandex.ru http://forchel.ru

Литература:

  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт –Петербург «Детство-Пресс» 2007 год.
  • Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 208 с.
  • Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013. - 76с.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 213с.
  • Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. – С.50.
  • Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Николаева. – Пермь: Сфера, 2005. – 201с.

Интернет – ресурсы:

http://www.eko-c.ru/

http://www.uchmag.ru

http://wiki-linki.ru

http://images.yandex.ru

http://forchel.ru