Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МКДОУ
д / с № 17 «Тополёк»
Воспитатель Кувшинова Алёна Викторовна
Образование: высшее психологическое, 2016г. МГЭИ « Педагогика и психология » ,
Курсы переподготовки:
ИвГУ « Дошкольная педагогика и психология, 2016г.
Педагогический стаж: 2 года
Заявленная категория: первая
Профессиональное кредо : «Пришла в детский сад - улыбнись на пороге! Всё, что ты отдаёшь, получаешь обратно в итоге! »
е-mail: [email protected]
Тема:
«Экологическое образование
детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения
к природному миру родного края»
Условия формирования личного вклада педагога
в развитие образования
В теоретических основах экологического
воспитания старших дошкольников представленных
в различных психолого-педагогических исследованиях
(И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой,
Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др.,) указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Таким образом, исследования психологов и практиков
показывают что:
проблема формирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается актуальной как в педагогической теории, так и в практике экологического образования.
С его помощью можно развивать:
познавательные процессы:
мышление
восприятие
воображение
память
внимание
3
Актуальность
Знакомство с природой будит любознательность дошкольника. Любовь к окружающей природе всегда связана с любовью к родным местам – к своему посёлку, городу, деревне, где человек родился и живёт. В этой связи экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста приобретает важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, являющейся частью духовной культуры.
Поэтому экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края и стало темой моей работы по экологии.
Цель:
Формирование экологической культуры, экологического образования дошкольников, воспитание гуманного, то есть осознанно правильного и ответственного отношения к природе, к человеку, воспитание
человечности и доброты. Задачи:
- Создание психолого-педагогических условий для экологического
образования детей;
- Формирование элементарных представлений о природном мире
родного края;
- Формирование положительного нравственного опыта и основ экологической культуры в окружающем природном мире;
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
3
Этапы реализации проекта
Подготовительный
сентябрь – октябрь 2016г
ноябрь 2016 – март 2018г
Основной
Заключительный
апрель - май 2018г
Формы реализации
Совместная работа в разных видах детской деятельности
Подвижные, дидактические
игры
Экологические занятия, викторины, экспериментирование с водой, с воздухом, песком
Экологические сказки, праздники, театральные представления
Наблюдения и экологические экскурсии
Работа в уголке природы
Исследовательская деятельность
Познавательное чтение, беседы
Работа с родителями:
Анкетирование, опросы
Родительские собрания в нетрадиционной форме Консультации экологической направленности
Совместные досуги, праздники
Выставки, смотры-конкурсы.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке
Подготовительный этап
(сентябрь – октябрь 2016г.)
Проведение диагностики уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Сбор информации, материала для реализации проекта
Формулирование цели и задач проекта
Анализ и создание РППС группы
Анализ состояния участка и экологической тропы.
Анкетирование родителей на предмет осведомленности в области экологического образования
Диагностика развития уровня экологической воспитанности
старших дошкольников
октябрь 2016 г
Высокий
Средний
Низкий
Мониторинг освоения детьми ДОП «Юный эколог»
(методика С. Н. Николаевой)
Основной этап
- Создание экологической развивающей среды в детском саду и на территории
- Сезонные наблюдения за изменениями в природе
- Чтение художественной литературы о природе и создание выставок книг по экологии родного края
- Изготовление и рассматривание альбомов, гербариев,
содержащих материалы природоведческого характера
- Обновление экологической тропы и объектов наблюдения
- Тематическая игровая деятельность (экологические игры)
- Продуктивные виды деятельности
- Трудовая деятельность (труд в природе)
- Тематические экскурсии,
прогулки к объектам природы
- Экологические беседы
- Экспериментальная деятельность
- Разработка и проведение досуговых экологических мероприятий
Совместная работа в разных
видах деятельности
- Разработка и проведение досуговых
экологических мероприятий ООД в соответствии
с тематическим планированием
- Составление картотеки дидактических игр по экологии
- Анкетирование, опросы
- Родительские собрания в нетрадиционной форме (круглый стол, викторины, игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон).
- Консультации экологической направленности.
- Совместные досуги, праздники с работниками Железовского Центра досуга и библиотеки
- Выставки, смотры-конкурсы
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов,
- плакатов, папок- передвижек
Организация режимных моментов
с использованием
природоведческого материала
Итоговый этап
(апрель - май 2018г.)
Проведение диагностики уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста на конец года
Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций.
Промежуточная диагностика
развития уровня экологической воспитанности старших дошкольников
ноябрь 2017 год
Высокий
Средний
Низкий
Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования
и степень его новизны
Диапазон опыта моей работы представлен единой системой формирования экологических знаний, умений и навыков, а также воспитания отношения к окружающему миру: организованная образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, прогулки, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) + система взаимодействия с родителями.
Новизной является создание системы экологического образования детей и педагогической работы, направленной на тесное взаимодействие с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. Ознакомление дошкольников с природой адаптировано на условиях Нижегородской области, то есть, учтён региональный компонент.
Ожидаемые результаты
- У детей сформирован активный познавательный интерес к природе
- У детей сформированы такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность
- Создана экологическая предметно-развивающая среда
- Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОО в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Создание картотек игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр по рассматриваемому вопросу
- Проведены экологические праздники и акции
- Организовано участие родителей в жизни ДОО
Транслируемость практических достижений
Литература:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт –Петербург «Детство-Пресс» 2007 год.
- Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 208 с.
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013. - 76с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 213с.
- Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. – С.50.
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Николаева. – Пермь: Сфера, 2005. – 201с.
Интернет – ресурсы:
http://www.eko-c.ru/
http://www.uchmag.ru
http://wiki-linki.ru
http://images.yandex.ru
http://forchel.ru