экологического образования дошкольников
Учебно-тематическое планирование
Задачи первого года обучения
Старшая группа
· Объяснять, что прочность и долговечность предметов зависят от его свойств и качества материала, из которого он сделан.
· Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость, мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость.
· Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов.
· Учить сравнивать предметы, классифицировать их.
· При ознакомлении с общественной жизнью, формировать представления о том, что Россия - многонациональная страна. Показать на карте всю Россию, моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города.
· Познакомить с людьми разных профессий (промышленных и сельскохозяйственных)
· Учить называть некоторых животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, нашей стране и других странах.
· Обобщать и систематизировать представления о временах года и частях суток.
· В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с космосом, звездами, луной, Солнцем и т. д.
· Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Раздел | Тема занятия | Кол-во занятий |
Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира. | | |
- различные свойства веществ | «Железные помощники» «Путешествие капельки» | 1 1 |
- основные виды и характеристики движения | «Как найти дорожку в детский сад?» | 1 |
- основные физические явления | «Чудеса магнита» «Э- лек-т ри - чес-т во» | 1 |
Развитие у детей географических представлений | | |
- О Земном шаре, атмосфере | «Путешествие по планете Земля» «Кому нужен воздух?» «Почему весна приходит на смену зиме?» | 1 1 1 |
- природно-климатических зонах, условиями жизни на Земле | «Может ли быть природа живой и неживой?» «Куда течет река?» | 1 1 |
- разных видах ландшафта | «На лугу» «Степной орел» «Горы и равнины» «Где растет клюква?» | 1 1 1 1 |
- о природных богатствах недр Земли | «Что сокрыто в Земле Сибирской?» | 1 |
- о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей | «Мы живем в Сибири» «Страны и народы» | 1 1 |
- о видах поселения людей | Реализуется через экскурсии, беседы, чтение и др. | |
элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях | «Спутник Земли – Луна» «Звездный зонтик» | 1 1 |
Часть содержания реализуется через другие виды деятельности: чтение, просмотр видеофильмов, беседы, опыты, игры, экскурсии, наблюдения и т. д.
Задачи второго года обучения
Подготовительная к школе группа
· Рассказать о космонавтах, полетах в космос Ю. А.Гагарина, В. В.Терешковой
· Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщать детей к истокам народной культуры.
· Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран. Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей.
· Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
· Определять материалы, из которых сделаны предметы: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.)
· Учить устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием
· Учить определять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
· Формировать представления о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, о героях космоса.
· Расширять представления о различных природных объектах (воздух, вода, почва) о жизни на земле, в земле, в воде, воздухе.
· Закреплять знания детей о животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране и других странах.
· Знакомить с нашей планетой (Земля – это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др.; два полюса: Северный и Южный).
· Знакомить с планетами Солнечной системы (Солнце – это большая горячая звезда; его роль в жизни человека: Солнце - источник света и тепла)
Учебно-тематический план 2 года обучения
Раздел | Тема занятия | Кол-во занятий |
Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира. | | |
- различные свойства веществ | «Мир предметов» | 1 |
- основные виды и характеристики движения | Реализуется через игры, наблюдения, видеофильмы и т. д. | |
- основные физические явления | «Тайна звуков» «Что такое радуга?» | 1 1 |
Развитие у детей географических представлений | | |
- О Земном шаре, атмосфере | «Воздушная информация» « Как движется Земля» «Природные стихии» | 1 1 1 |
- природно-климатических зонах, условиями жизни на Земле | «Бывает ли дом изо льда?» « Таежные жители» «Где живет синий кит?» Праздник Солнца | 1 1 1 1 |
- разных видах ландшафта | «Страна северных оленей» | 1 |
- о природных богатствах недр Земли | «Богатства недр земли». | 1 |
- о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей | «Наше государство - Россия» | 1 |
- о видах поселения людей | «Земля - наш общий дом» | 1 |
элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях | «Загадочная Луна» «Двенадцать месяцев» «Первые полеты в Космос» «Солнечная семейка» | 1 1 1 1 |
Часть содержания реализуется через другие виды деятельности: чтение, просмотр видеофильмов, беседы, опыты, игры, экскурсии, наблюдения и т. д.
Содержание программы
Календарный план работы с детьми старшей группы
СЕНТЯБРЬ
Занятие "На лугу"
Цель: Дать представление детям об экосистеме луга, его обитателях (насекомые, птицы), луговых растениях. Учить находить взаимосвязи между растениями и животными луга. Приобщать детей к общению с природой (слушать пение птиц, стрекотание кузнечиков, ходить босиком по траве).
Экологические связи: луговые травы - насекомые - птицы, семена трав - мышь - лисица
Словарь: луг, луговые травы, мятлик, тимофеевка, подорожник, кузнечик, бабочка, трясогузка
Материал: видеозапись "Жизнь на лугу", картины животных луга, сухие травы; большой лист, фломастеры (для составления пищевых цепочек, показа взаимосвязей живой и неживой природы)
Методические приемы: рассматривание картин, беседа, изобразительная деятельность, моделирование.
Экскурсия в мини - планетарий
Цель: Уточнить представление детей о назначении объектов в мини- планетарии, о появлении новых предметов, карт, макетов. Вызвать у детей интерес к явлениям окружающего мира, проведению опытнической работы.
Словарь: лупа, весы, часы.
Методические приемы: наблюдения, беседа, опытническая работа, художественное слово:
Нас водили в планетарий,
Показать небесный свод,
Где сначала звёзды светят,
А потом заря встаёт.
Аппарат вертел огромной
Круглой, чёрной головой,
И над нами свод небесный
Закружился как живой:
Звёзды нашей стороны
Звёзды южной стороны...
Всё! - сказал я твёрдо дома, -
Буду только астрономом:
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная.
Занятие «Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Словарь: глобус, океан, море, равнины, леса, пустыни, люди, растения, животные.
Материал: глобус, детали для моделирования водной поверхности Земли, суши, игрушки Хрюша и Степашка.
Методические приемы: беседа, работа с моделями, игровая ситуация, художественное слово:
И только милая Земля
Во всём пригодна для меня,
Так и летим на шарике
Без крыльев и руля,
На нашем тёплом шарике
по имени Земля.
ОКТЯБРЬ
Занятие «Может ли быть природа живой и неживой?»
Цель: Обобщить представления детей о живой и неживой природе. Помочь понять какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой. Формировать экологическое сознание у детей.
Экологические связи: Солнце, вода, воздух - неживая природа - условия для жизни животных и человека.
Материал: записи звуков природы (шум воды, ветра, пение птиц, крики животных).
Методические приемы: эвристическая беседа, наблюдения, практическая деятельность.
Занятие «Кому нужен воздух?»
Цель: Уточнить представление детей о необходимости воздуха для жизни человека, животных, растений. Рассказать о свойствах воздуха - нагревается и охлаждается, переносит запахи, звуки…
Экологические связи: растения - чистый воздух - дыхание (человек, животные, растения)
Материал: картинки - символы: человек, растение, птица, рыба, зверь, предметы неживой природы.
Методические приемы: беседа, опытническая работа, группировка картинок –кому нужен воздух.
Занятие «Что сокрыто в Земле Сибирской?»
Цель: Дать представление об имеющихся на территорий нашего края залежах нефти, газа, торфа, минеральных источниках, их использование человеком. Рассказать, что полезные ископаемые Земли образовывались на протяжении долгого времени и не восстанавливаются. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Экологические связи: древние животные, растения - время - полезные ископаемые.
Словарь: нефть, торф, полезные ископаемые.
Материал: нефть в баночке, кусочки глины, камни, макет слоев почвы, карта Томской области, условные обозначения полезных ископаемых.
Методические приемы: рассказ воспитателя, опыты.
НОЯБРЬ
Занятие «Степной орел»
Цель: Приобщать детей к познанию взаимосвязей в экосистеме степь (животные - растения, живая - неживая природа. Развивать любознательность.
Связи: в степи летом жарко - сухо - степные травы быстро желтеют, семена трав - суслик - коршун
Словарь: степь, ковыль, суслик, коршун, степной лунь.
Материал: видеозапись "Жизни в степи", материал для составления панно "Степь".
Методические приемы: просмотр видеофильма, изобразительная деятельность.
Занятие «Мы живем в Сибири»
Цель: Знакомить детей с жизнью людей в Сибири (климатические условия - длинная, холодная зима) бытом, традициями коренного населения. Воспитывать уважение к окружающим людям. Обобщить представления о климатических условиях в Томской области.
Экологические связи: Сибирские леса - дикие звери, птицы - охотничий промысел.
Словарь: родной край, Сибирь, тайга, болото.
Материал: атлас, карта Томской области, национальные костюмы.
Методические приемы: рассказ воспитателя, творчество детей (составление детьми рассказа о своем крае).
Занятие «Горы и равнины»
Цель: Формировать представления о том, что на поверхности Земли есть горы, равнины, впадины. Учить детей находить горы на глобусе, карте мира. Рассказать о различии в климате в горах и на равнине.
Экологические связи: горы – холодно - снег, равнина –тепло - вода.
Словарь: горы, равнины.
Материал: глобус, карта мира для малышей, макет горы.
Методические приемы: моделирование, исследовательская работа, практическая деятельность
ДЕКАБРЬ
Занятие «Чудеса магнита»
Цель: Дать понятие о том, что магнит притягивает железные предметы. Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.
Словарь: магнит, притяжение.
Материал: деревянные, металлические, пластмассовые предметы, бумага, емкость с водой, металлические скрепки, магнит.
Методические приемы: рассказ воспитателя, опыты.
Занятие "Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Словарь: народ, национальность.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов.
Методические приемы: рассказ воспитателя, просмотр видеофильмов, беседа.
ЯНВАРЬ
Занятие «Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Учить определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: большой лист бумаги, листы на каждого ребенка, цветные карандаши, карта местности.
Методические приемы: моделирование, исследовательская работа, практическая деятельность.
Занятие «Железные помощники»
Цель: Расширять и конкретизировать знание детей об орудиях труда и механизмах, облегчающих деятельность человека. Обсудить вопрос, из чего изготовлены эти механизмы и как они используются людьми.
Логические связи: человек - лопата - перекопка небольшого участка земли; человек - трактор - обработка большого поля; стиральная доска - стиральная машина - облегчение труда человека.
Словарь: техника, бытовые приборы, транспорт.
Материал: игрушечные виды транспорта, пылесос, фен, мясорубка, игрушка «железный дровосек».
Методические приемы: рассматривание картинок с изображением механизмов, экскурсия по детскому саду, беседа. Провести экскурсию внутри детского сада, отметить какие орудия труда и механизмы облегчают деятельность работникам детского сада.
ФЕВРАЛЬ
Занятие «Где растет клюква?»
Цель: Познакомить детей с жизнью сообществ животных и растений болот, учить устанавливать взаимосвязи животных и растений на болоте, их приспособление к среде обитания, рассказать о том, что в Томской области находятся самые крупные болота в мире (Васюганские болота).
Экологические связи: комар - лягушка - журавль. Болото - обеспечение запасами воды ближайших лесов.
Словарь: мох, торф, клюква, глухарь, лягушка, журавль, комар, Васюганские болота.
Материал: фигурки для составления панно болота, запись пения лягушек, крика журавля, клюква.
Методические приемы: чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки, моделирование, изобразительная деятельность.
Занятие «Куда течет река?»
Цель: Познакомить детей с жизнью обитателей реки, их взаимосвязях. Обсудить вопрос о том, как меняется жизнь реки по временам года. Рассказать в общих чертах о реках и притоках Томской области. Учить созерцать красоту водоемов своего края.
Экологические связи: мелкая рыба - утки - хищная птица; крутой берег реки - норки - гнезда ласточек - береговушек
Словарь: река Обь, ее приток Томь.
Материал: иллюстрация экосистемы реки, записи криков чаек, уток, шума реки, альбомные листы, карандаши.
Методические приемы: видеозаписи, беседа, рисование.
Занятие «Почему весна приходит на смену зиме?»
Цель: Формировать представления детей о причинах смены времен года, учить наблюдать за изменениями в природе при смене сезонов. Развивать интерес к окружающему миру, любознательность.
Экологические связи: движение Земли вокруг Солнца - смена времен года
Словарь: времена года, движение Земли, год.
Материал: глобус, лампочка, краски, кисточка, альбомные листы.
Методические приемы: опытническая работа, беседа, наблюдения, рисование.
Занятие «Спутник Земли – Луна»
Цель: Обобщить представление о спутнике Земли - Луне, размерах и изменениях ее внешнего вида. Учить созерцать красоту ночного неба, Луны, звезд. Накапливать положительный опыт в процессе общения с природой.
Логические связи: пасмурное небо - ночью на небе Луны не видно.
Словарь: Луна - спутник Земли.
Материал: макет Луны, глобус, фотографии поверхности Луны.
Методические приемы: наблюдения, беседа, моделирование.
МАРТ
Практическая работа «Огород на окне»
Цель: Объяснить необходимость выращивания рассады для получения урожая в Сибири, уточнить особенности климатических условий Сибири. Закрепить с детьми понятие о том, какие условия необходимы для выращивания рассады дома (тепличка, своевременный полив, хорошее освещение).
Экологические связи: достаточная влажность воздуха - свет - хороший рост молодых растений
Словарь: теплица, посев, рассада, полив, выращивание.
Материал: комнатная тепличка или пустой небольшой аквариум, почва, семена растений.
Методические приемы: практическая деятельность, наблюдения, беседа.
Наблюдение на метеостанции «Первые вестники весны»
Цель: Обобщить представление об установлении связей в живой и неживой природе в весенний период. Отмечать увеличение тепла, таяние снега, появление первоцветов, набухание почек на деревьях, прилет скворцов.
Экологические связи: первые проталины - первоцветы, появление первых насекомых - прилет птиц.
Словарь: кандык, мать - и - мачеха, ветреница, скворец, трясогузка.
Материал: альбом, кисточки, краски.
Методические приемы: предшествующая целевая прогулка, наблюдения, беседа, рисование.
Занятие «Э - лект - ри - чест - во»
Цель: дать детям понятие об электричестве, его проявлениях и использовании человеком, учить соблюдать технику безопасности при включении и выключении электрических приборов. Логические связи: электричество - приборы - облегчение труда человека.
Словарь: электрический ток, провод, батарейка.
Материал: игрушки на батарейках, электрические приборы (фен, светильник, пылесос)
Методические приемы: практическая деятельность, беседы.
Занятие «Звездный зонтик»
Цель: Закрепить понятия: звезда, планета, спутник, метеорит, созвездия (Малая, Большая медведица), Прививать интерес наблюдать звезды на ночном небосклоне.
Словарь: звезда - Солнце, планеты - Земля, Юпитер, Марс..., спутник, метеорит.
Материал: макет звездного неба в планетарии, макет планет Солнечной системы, цветная бумага, фломастеры, чистые листы бумаги.
Методические приемы: рассказ воспитателя, исследовательская работа, моделирование, изобразительная деятельность.
АПРЕЛЬ
Беседа «Давным-давно» (доисторические животные).
Цель: Расширять знания детей о ранее живших на Земле животных, о палеонтологических находках археологов. Вызвать интерес к знакомству с информацией о древних животных, населявших нашу планету.
Экологические связи: динозавры и другие древние животные - время - современные животные.
Словарь: мамонт, динозавр, пещера, наскальный рисунок.
Материал: иллюстрации древних животных, фотографии ведения раскопок археологами.
Методические приемы: моделирование, диафильм, беседа.
Май
. Опытническая работа «Путешествие капельки»
Цель: Дать понятие о круговороте воды в природе. Провести опыты, демонстрирующие изменение состояния воды в природе. Приобщать к наблюдению за живой природой.
Логические связи: весна - лужа - яркое солнце - вода в луже испарилась.
Словарь: роса, капли, водоем, испарение, осадки.
Материал: емкости с водой, горелка.
Методические приемы: беседа, опытническая работа.
КВН «Космическое путешествие»
Цель: систематизировать имеющиеся знания детей о космосе. Заинтересовать детей загадочным миром космоса.
Логические связи: земля - воздух - жизнь, солнце - свет - тепло.
Словарь: земля, космос, скафандр, полёт в космос
Материал: модели космических объектов, видеофильм.
Методические приёмы: игровая ситуация, викторина.
Примерное календарное планирование работы
с детьми подготовительной группы
СЕНТЯБРЬ
«Экскурсия в Томский планетарий»
Цель: расширение представлений о К. осмосе. Воспитание любознательности, желание познавать окружающий мир.
Словарь: планетарий, телескоп, астроном, звезды, планеты, кометы, спутники, космос, космонавты, космические полеты.
Методические приемы: экскурсия, рассказ воспитателя, изодеятельность.
Занятие «Загадочная Луна»
Цель: обобщить представления детей о Луне, ее фазах. (полнолуние, новолуние, растущая и убывающая Луна).
Словарь: полнолуние, новолуние, прилив, отлив.
Материал: рисунки различных фаз Луны, графическая модель вращения Луны вокруг Земли.
Предшествующая работа: наблюдали Луну, зарисовывали ее в альбоме в течение месяца.
Методические приемы: моделирование, рассматривание рисунков и обобщение, беседа.
ОКТЯБРЬ
Занятие «Воздушная информация»
Цель: расширение представления детей о том, как животные с помощью слуха и обоняния получают информацию об окружающем мире, общаются между собой. Показать, что по воздуху звук и запах проходят быстрее, чем через препятствие.
Связи: отрывистый крик сороки – все сороки разлетаются (сигнал предупреждения - близко опасность!), едкий запах отпугивает хищников.
Словарь: звук, голос, свист, пение, рев; слух, обоняние, запах.
Материал: записи голосов животных, фотографии зверей и птиц.
Методические приемы: опытническая работа(прохождение звука по воздуху и через подушку, определение запаха в открытом и закрытом сосуде).
Занятие « Как движется Земля» (день и ночь, времена года)
Цель: обобщить представления детей о Земле как о планете; ее движении вокруг собственной оси, вокруг Солнца. Дать элементарные представления о природных климатических зонах земли (полярная, холодная умеренная, теплая умеренная, субтропическая, зона пустынь и степей, тропическая зона). Воспитывать умение логически мыслить, рассуждать.
Словарь: природные зоны Земли, климатическая зона.
Материал: карта природных зон Земли, глобус, лампа, картинки животных Северного полюса, тундры, лесов, степей, пустынь, тропиков.
Занятие «Двенадцать месяцев»
Цель: расширять и обобщать представления детей о годичном цикле, о ритмах в природе. Уточнить, от чего зависит смена времен года. Рассказать о том, что каждый месяц года отличается от другого температурными условиями, состоянием растительного и животного мира, внешним обликом растений, неповторимым сочетанием красок природы. Воспитывать желание наблюдать за состояниями природы, получать радость от своих открытий.
Экологические связи: в октябре холодный воздух, мало солнца - промерзшая почва, побуревшие травы, «прозрачный» березовый лес.
Словарь: температура воздуха, признаки, осадки, поведение животных, состояние растений.
Материал: календарь Томской природы, термометр, картины природы времен года.
Методические приемы: работа на детской метеостанции, наблюдения, изодеятельность.
НОЯБРЬ
Занятие «Первые полеты в Космос»
Цель: дать общее представление о выдающихся Российских ученых в космонавтике ( Циолковском К. Э., Королеве С. П., первом космонавте Ю. А. Гагарине). Рассказать о том, что это были обычные люди, которые мечтали, читали, вычисляли, думали, фантазировали о покорении космоса. Помочь понять детям, что их мечты и фантазии могут воплотиться в жизнь, стать открытиями.
Словарь: ракета - носитель «Спутник», космодром, выход в открытый космос.
Методические приемы: рассказ воспитателя, беседа, просмотр видеофильма.
Занятие «Солнечная семейка»
Цель: уточнить имеющиеся у детей знания о Солнечной системе, помочь детям различить понятия «звезда», «планета», «спутники». Дать понятия о вращении Земли и солнечном затмении.
Словарь: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Материал: макет планет Солнечной системы в планетарии; пластилин, линейка, рейка метровой длины, 2 термометра, настольная лампа.
Методические приемы: просмотр диафильма (видеофильма), моделирование, опытническая работа художественное слово:
«Светом Солнца обогреты,
тесно связанные с ним,
мирно кружатся планеты
по орбитам по своим»
(Р. Алдонина О звездах и планетах. М,, Махаон, 2000г.)
ДЕКАБРЬ
Занятие «Бывает ли дом изо льда?»
Цель: дать детям общее представление о том, какие бывают дома человека в разных природных зонах (на Севере, в Сибири, в тропиках и др.) Уточнить понимание о значении жилища для человека; воспитывать уважение к жизни людей родного края, других стран.
Связи: теплый климат - дом с тонкими стенами, в Сибири - теплые дома с отоплением.
Словарь: дом, жилище, изба, хижина.
Материал: иллюстрации жилищ человека.
Методические приемы: рассматривание иллюстративного материала, беседа, на прогулке постройка дома из снега.
ЯНВАРЬ
Занятие « Таежные жители»
Цель: закрепить представление детей о лесе, как о природном комплексе. Познакомить детей с типами лесов (темнохвойный, смешанный, лиственный), и их обитателями. Помочь понять значения леса в природе и для человека (лес - создатель и хранитель атмосферы; накопитель воды и хранитель ее чистоты; среда обитания организмов; сырье для человека, эстетическое значение).
Связи: ель (шишки)- клёст, растительность леса - чистый, свежий воздух
Словарь: тайга, лиственный, смешанный, темнохвойный лес.
Материал: кора, хвоя деревьев, сухие листья, записи звуков лесных птиц, зверей, иллюстрации типов леса, бумага, клей, краски, кисточки (для изготовления макетов растений леса), карта растительности Томской области.
Методические приемы: предварительная экскурсия, работа с иллюстративным материалом, беседа.
Тема 3. «Наше государство - Россия»
Цель: уточнить представление детей о том, что наше государство - Россия, оно расположено в двух частях света: Европе и Азии; столицей ее является Москва. Воспитывать интерес к родному краю.
Словарь: Государство, страна, Россия, город, население.
Материал: карта мира, глобус, фотографии великих людей России.
Методические приемы: рассказ воспитателя, работа с иллюстративным материалом.