Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селезнёвская средняя школа» Велижского района
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде у младших школьников.
Составили:
Г.Ю. Шумарова,
Ж.Н. Дервенева,
Е.Н. Данилова
Велиж
2017
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде у младших школьников.
Одним из главных направлений воспитания и успешного вхождения в общество является экологическое воспитание младших школьников, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. «Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.» ( Фед. гос. стандарт общ. нач. обр.)
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из главных направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС второго поколения начальной общей школы.
В педагогике ценностные отношения понимаются как положительные отношения личности к системе ценностей, принятых в обществе. Ключевым словом в данном определении является положительное отношение, ведь эмоциональная сфера младшего школьника - важнейшая часть его развития, исходя из этого, для того, чтобы сформировать ценностное отношение к природе, необходимо создать положительный эмоциональный фон при изучении природы и взаимодействии с ней. Основным содержанием эмоционально-ценностного отношения к природе являются потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответствующие мотивы и интересы. Наиболее точное и полное определение ценностных отношений даёт Н.Е. Щуркова: «Ценностное отношение - это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всём своём социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека». Исходя из этого определения, для формирования ценностного отношения к природе у младших школьников, необходимо показать детям всю её значимость, как для общества, так и для самого ребёнка.
Основные задачи реализации содержания:
«Формирование уважительного отношения к природе нашей страны, осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира и своего места в нём.
Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях». (Федер. госуд. образов. стандарт нач. общ. обр.)
Одним из главных направлений экологической работы современного педагога является воспитание ценностного отношения к природе.
Наша тема внеклассной работы «Западная Двина – уголок родной природы» очень актуальна, т.к. река - не только неотъемлемая часть нашей жизни, кормилица, любимое место отдыха жителей деревни Селезни, но и фактор опасности для жизни детей. Наша деревня расположена на живописном берегу Западной Двины, а школа находится в 250 метрах от неё. Дети очень любят нашу прекрасную реку. Но её экологическое состояние в нашей местности вызывает тревогу у неравнодушных людей. Река страдает от неразумной деятельности человека. Когда-то в наших краях она была полноводна и судоходна, а в последние годы резко стала мелеть. Идёт интенсивная вырубка чудесных сосновых и еловых боров по её берегам, засоряется река – часто можно найти помойки, мусор на берегу, автомобилисты моют транспорт в воде, сливается канализация, зарастают, заиливаются берега.
Внеклассная работа по теме «Западная Двина – уголок родной природы» очень обширна и разнообразна и ведётся с 1 по 4 классы по следующим направлениям:
Познавательное направление работы (беседы, сообщения, доклады детей о географическом положении реки, её прошлом, о растительном и животном мире; о правилах поведения у реки, правилах поведения во время купания, прогулок на лодках по реке; викторины; сочинения «Помоги реке» и др.).
Познавательно-развлекательное направление: (праздники, экологические игры, конкурсы рисунков, плакатов, устные журналы, игры- путешествия, фотоконкурс «Наша красавица река»).
Практическое направление работы: (акция «Чистый берег»).
Исследовательское направление: (экскурсии, наблюдения, опыты, исследовательские проекты «Вода- источник жизни»).
Различные формы и виды внеурочной деятельности взаимно дополняют друг друга, делая процесс обучения и воспитания детей более результативным, интересным и доступным.
Экологическая работа в начальных классах немыслима без проведения экскурсий, в ходе которых происходит знакомство с миром природы и её экологическими проблемами. Это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию ценностного отношения к природе.
Экскурсии к реке мы проводим, начиная с 1 по 4 классы по сезонам, на одном и том же месте, что создаёт условия для сравнения. Дети всегда с большим удовольствием идут на экскурсию к реке.
Весенняя экскурсия к реке
Цели и задачи:
провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе весной на реке,
закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, о правилах безопасного поведения у реки,
выявить экологические проблемы реки,
воспитывать наблюдательность, учить видеть красоту родной природы, бережному отношению к ней.
План проведения экскурсии.
1. Подготовка к проведению экскурсии (выбор места, проверка маршрута)
2. Оборудование: термометр, пакеты для мусора, перчатки для детей, пластиковые стаканчики, бутылка с чистой водой.
3. Орг.момент: проверка одежды, обуви детей.
4. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения младших школьников
во время проведения экскурсий
1. Надень удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде, имей при себе головной убор.
2. Выполняй все требования классного руководителя.
3. Будь дисциплинированным. Не отставай от группы и не уходи самовольно. Не шуми, не балуйся во время экскурсии.
4. Помни и соблюдай правила поведения на реке.
5. Бережно относись к окружающей природе.
6. Не трогай и не бери в руки подозрительные предметы. Сообщи о них классному руководителю.
7. Не оставляй после себя мусор.
8. Не употребляй воду из открытых водоёмов, не ешь плоды неизвестных растений, не трогай руками животных, пресмыкающихся, насекомых, неизвестные растения.
5. Вводная беседа:
Из ручейков возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее...
( Река).
- Как называется наша река?
- На каком берегу находится наша деревня Селезни? Как это определить?
- Что вы знаете о Западной Двине?
- Какие рыбы водятся в реке? Игра «Покажи рыбу» (дети изображают рыбок движением и мимикой).
- Каких животных можно встретить у реки?
6. Основная часть. Коллективное наблюдение.
Сравнение вида реки весной с зимой:
- Как выглядела река зимой?
- Что мы наблюдали?
- Как выглядит река весной?
- Сколько воды в реке? Какая она?
- Почему весной так много воды?
- Кого мы видим у реки? (птички, насекомые)
7. Эстетическое восприятие природы. Дети любуются красотой реки, наблюдают за чайками.
- Ах, река, река родная.
Утонуло небо в ней.
Голубая, голубая, не бывает голубей!
8.Исследовательская работа.
- Как вы думаете, вода в реке сейчас тёплая или холодная?
Набираем воды в стакан и измеряем её температуру.
- Можно ли купаться в такой воде?
Обращаем внимание на цвет, прозрачность воды.
- Сравниваем воду, взятую из крана, и воду, взятую из реки.
- Можно ли пить воду из реки?
Учитель делает вывод о том, что нельзя пить воду из реки, т.к. она не прошла очистку, и рассказывает о том, как очищают воду. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища, скважины, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов, и только после этого вода уже попадает в водопровод, а потом по трубам – в квартиры, дома.
- В какой воде любят жить рыбки, животные? В какой воде мы любим купаться? Игра «Хорошо – плохо».
9. Наблюдение отрицательной деятельности человека на реке (мусор на берегу, по воде плывут пластиковые пакеты, бутылки).
- Могут ли реки болеть? Чем? Почему вода в реках становится грязной? Как мы можем помочь нашей любимой реке?
10. Акция «Чистый берег» (дети собирают в пакеты мусор на берегу реки и уносят в специально отведённое место).
11. Подведение итога экскурсии.
- Связана ли между собой живая и неживая природа?
- Какие изменения произошли в жизни реки весной?
- Как нужно вести себя у реки?
- Как нужно беречь нашу речку?
- Что нового вы узнали на экскурсии?
- Как эти знания пригодятся вам в жизни?
Учитель предлагает нарисовать речку (эскизы) дома, а затем организовать выставку в классе.
Выводы: в результате внеклассной работы по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде у наших учащихся развивается интерес к изучению родной природы, повышается уровень информированности о ней, понимание активной роли человека в природе и своей сопричастности к этому, получают элементарный опыт природоохранительной деятельности. Надеемся, что воспитывая ценностное отношение к природе, её сбережению и сохранению, дети смогут применить эти знания в повседневной и дальнейшей жизни.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников. http://festival.1september.ru/ 2004-2005 год.
3. Сбитнева Е.С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №26.
Обращение к людям от имени реки.
Дорогие жители деревни Селезни: взрослые и дети! Я – Западная Двина, красивейшая река нашей страны и часть природы нашего родного края. Как много жильцов в моей воде! Это водные растения и разнообразные рыбки, моллюски, раки, бобры, выдры, лягушки. Ко мне прилетают птицы, на берегу живут ужи, стрекозы, красивые бабочки, жучки. Всем им нужен чистый дом для их жизни, размножения.
Я очень люблю, когда ко мне приходят гости, любуются моей красотой, отдыхают на моих берегах, купаются в воде, плавают на лодках, ловят рыбу. Все вы любите купаться в чистой воде, отдыхать на красивых и чистых берегах.
Но, люди, будьте милосердны! От вас зависит, какая вода течёт по моему руслу. Не вырубайте чудесные боры на моих берегах – от этого воды становится всё меньше и меньше; не засоряйте меня: не бросайте мусор, не устраивайте помойки на берегах; не мойте технику в моей чистой воде, не сливайте канализацию в меня. Мне больно, мне плохо от такого отношения. Помогите мне! Это в ваших силах. Спасите и сохраните меня для будущих поколений.
С любовью и уважением ваша Западная Двина.
Составили учащиеся 4 класса. 2017г.