Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Еманжелинский детский сад «Солнышко»
Отчет о работе по самообразованию
Тема:
«Экологическое воспитание детей
среднего возраста через игровую деятельность»
средняя группа
Воспитатель: Мосина Л.В.
2023-2024уч.г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕМАНЖЕЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Аналитическая справка по самообразованию
на конец 2023-2024 учебного года
средняя группа
воспитатель: Мосина Л.В.
Тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей среднего возраста через игровую деятельность»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные проекты.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
Этапы работы по самообразованию
1 этап Информационно –подготовительный этап:
- Изучение учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Знакомство с работами других педагогов.
2 этап Практический этап:
- Разработка конспектов родительских консультаций, собраний.
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
- Разработать экологические игры.
- Участвовать в работе семинаров.
3 этап Итоговый этап:
- Выступления на педсоветах.
- Участие в конкурсах.
Мною на начала учебного года был составлен план работы с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. А также я старалась создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они проявляли интерес к природе, ее объектам.
В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные.
В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Непосредственно – образовательная деятельность проводилась мною с детьми в форме бесед, игр – путешествий, игры с элементами экспериментирования. Использовала проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляло детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность.
Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение.
Беседы проводились с детьми на самые разные темы. В основном беседы были связаны со сменой сезонов и сезонными изменениями. Так, например, осенью провела беседы с детьми на тему «В гости осень к нам пришла», НОД в форме беседы «Чудеса с грядки» и «Что нам осень принесла?». В ходе, которых закрепляла у детей понятия «овощи», «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов (картофель, огурец, помидор, свекла, лук, яблоки, сливы, груши), воспитывала у детей уважение к труду взрослых.
Зимой я проводила с детьми НОД в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
Беседа поискового характера «Зима - хорошо или плохо?» учила детей видеть разные стороны, одного и того же объекта. Обогащала их словарь, способствовала развитию фантазии.
Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы» способствовала обогащению представлений детей о зимующих птицах, особенностях внешнего вида и поведения, питания, выведения потомства.
Весной я расширяла представления детей о разнообразии насекомых ( пчела, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка).
Дети получили удовольствие и удовлетворение, показали свои знания, старались работать совместно, я сделала соответствующие выводы.
С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира, знакомятся со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра. Во время прогулок, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателям ухаживать за растениями на огороде и участке. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Дети с интересом отгадывали загадки. Стихи являются прекрасным дополнением при проведении с детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями.
Одним из эффективных и наиболее интересным для детей видом деятельности является игра. Используя игры экологической направленности можно уточнить, обобщить, закрепить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях природы. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Дидактические игры, словесные игры, подвижные игры.
Заключение
В результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края».
Актуальность:
Воспитание у детей любви к своему отечеству - это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать… С. Лихачев «Все начинается с детства…» С.В. Михалков «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал» К.М. Симонов «…необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины». К. Д. Ушинский: Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
В настоящее время, под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования позволяет реализовать создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины
Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.
Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали и классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей.
Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. «Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны» (С. А. Козлова). Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны. То есть, проще говоря, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило нас к углубленной работе над этой темой. Одним из приоритетных направлений нашей работы является работа по патриотическому воспитанию детей путем воспитания любви к малой Родине - родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям. Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества. Проведенная педагогическая диагностика позволила нам получить оперативные данные о текущем реальном состоянии сформированности представлений у дошкольников о своей семье, городе, природе, культуре родного края. На основе диагностики, анализа и индивидуальной работы с детьми и их родителями мы выявили проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе и смутные представления о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания детей.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.
"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Цель: Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Задачи:
- воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей этому воспитанию;
- организация активного взаимодействия с семьями воспитанников;
- повышение уровня самообразования;
- разработка консультации для родителей;
- разработка плана работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- самоанализ и отчет о проделанной работе.
Формы и методы работы:
- занятия;
- беседы;
- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий;
- наблюдения.
- настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры;
- метод решения проблемных ситуаций;
- чтение художественных произведений;
- знакомство с загадками и пословицами своего народа;
- виртуальные прогулки и экскурсии;
- использование средств изобразительной деятельности на тему любви к родине;
- семейные конкурсы, рисунки, поделки;
- досуги.
Ожидаемый результат:
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Этапы:
1 этап организационно-ознакомительный: знакомство с литературой, составление плана работы, подготовка практического материала, начальный этап диагностики.
2 этап – основной: внедрение в работу подготовленного материала, консультации для родителей, практическое применение наработанных материалов с детьми.
3 этап – заключительный: проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
Перспективный календарный план на 2023-2024 учебный год
Месяц | Тема | Взаимодействие с детьми | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
сентябрь | Моя семья | Рассказ детей о членах семьи. Изучение генеалогического древа. | Чтение стихов и рассказов о семье. СРИ «Моя семья». Рисунки детей своей семьи. | Обогащение СРИ новыми атрибутами. Консультация «Детям о правилах семейного этикета». |
октябрь | Все работы хороши | Беседа о важности труда родителей. | Чтение стихотворений о различных профессиях. Выставка рисунков: «Кем я буду» | Организация встречи с представителями различных профессий. |
ноябрь | Моя малая Родина | Чтение стихотворения «С чего начинается Родина», | Чтение рассказов о том, кто где родился. | Подготовить рассказы о рождении своего ребёнка: где, в каком городе, в каком посёлке. |
декабрь | Мой город, в котором я живу | Знакомство с историей города, с его гербом. | Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями родного города Домодедово. | Побудить родителей посетить музеи города. Создание фотоальбома «Мой родной город Домодедово». |
январь | Русская народная культура | Познакомить детей с разнообразием русских костюмов. | Рисование русских костюмов с учётом различных стилей ДПИ. | Проведение Калядок. Создание альбома пословиц с картинками. |
февраль | Семья - это семь я!Защитники Отечества | Лепка из пластилина членов семьи. Проведение мероприятия, посвящённого празднику «Защитники Отечества» | Подготовка поздравительных открыток для отца. | Создание альбома "Моя семья" из ладошек. Консультация для родителей «Как вырастить защитника». |
март | Очень я люблю маму милую мою | Проведение праздника 8 Марта. Составление общего рассказа «За что я люблю свою маму» | Создание поздравительной открытки для мамы. | Обогащение СРИ «День рождения», «В гостях у куклы Нины» атрибутами. |
апрель | Наши космонавты | Посещение уголка космонавтики в детском саду, беседа о космонавтах, их биографии, деятельности. | Выставка рисунков на космическую тему. | Создание космических ракет и НЛО. |
май | Этот День Победы | Беседа о подвиге советского народа в ВОВ. Рассказ о том, ка важно помнить об этом дне и чтить память предков. | Прослушивание военных песен, чтение стихотворений о войне. Участие в акции «Письмо бойцу» | Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами». Посещение библиотеки города. Возложение цветов памятнику Вечного Огня в Домодедово. |
Выступление на педсовете с отчетом проделанной работе, презентация.
Дидактические игры:
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
«Оцени поступок»
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.
«Комплименты»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
«Подбери профессию»
Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе.
Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага
Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты.
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.
«Нарисуй узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.
«Сортируй узоры»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки народных промыслов.
Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
«Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.
Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.
«Богатства недр земли»
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
«Сложи герб из фрагментов».
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.
«Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
«Путешествие по городу»
Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.
«Моя семья»
Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.
«Дружат люди всей земли»
Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.
«Башни кремля»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.
Словесные игры также используются при воспитании нравственных чувств.
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Цветик – семицветик»
Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную.
«Хорошо – плохо»
Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.
Динамическая игра «Герб России».
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)
Держит скипетр и державу, (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)
Он Россию сохранил (нарисовать руками круг)
На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)
Скачет юноша прекрасный (шаг на месте)
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо и влево.)
И копьё в руке блестит. (сжать руки в кулак)
Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс)
Злой дракон у ног лежит (показать руками)
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. (поднять руки вверх)