СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:

Все мы обязаны своей жизнью нашей

планете – прекрасной и единственной

Земле – матери, голубой от океанов,

зеленой от лесов, желтой от песков.

Она нам не желает ничего, Даря свои бесценные дары, И требует взамен лишь одного: Чтоб люди были к ней добры.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников»



МКОУ «Хапильская СОШ им.М.Т.Рахметова»



Доклад на тему:





«экологическое воспитание школьников»













Докладчик: Джавадова П.А.

Дата: 25.02.2018г.







Доклад: «Экологическое воспитание школьников»


 

Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим,  а близким, своим…

Д.М. Кайгородов

1. Введение

Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:

Все мы обязаны своей жизнью нашей

планете – прекрасной и единственной

Земле – матери, голубой от океанов,

зеленой от лесов, желтой от песков.

Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель

Содержание экологического образования комплексно. Оно включает в себя:

  1. идеологические

  2. Научные

  3. Нравственно-эстетические

  4. Правовые

  5. Личностно-мировоззренческие

  6. Практические

2. Цели и задачи экологического воспитания

  • овладение основными понятиями и научными фактами  природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;

  • воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;

  • обучение детей правилам общения с природой, познания ее; развитие потребностей в общении с природой

Но именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

                Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

3. Практическая деятельность детей

Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В   кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя  учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё.

Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе проводится   различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, игры  «Поле чудес», КВН, праздники «Птицы – наши друзья»,   «Охранять природу – значит охранять Родину», «Праздник Осени», конкурсы знатоков природы и другое).

Работу по воспитанию экологической культуры можно проводить на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.  Все занятия можно подразделить на три направления:

а). Земля – наш дом родной.

Здесь содержание всех занятий наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.

К первому блоку: можно отнести следующие проведенные мероприятия.

Чистое утро

Это подарок ребят своей планете. Они выходят на уборку выбранной заранее территории школы, в своем классе.

Я и моя семья

Здесь раскрывается роль родителей для ребенка и для детенышей животных.

Именная книга

Это составление своеобразной копилка кличек, которыми люди называют своих питомцев. Дети рассказывают о своих любимцах, пишут о них рассказы, пробуют сочинять стихи, делают поделки.

Добрая зима

Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.

Капелька

Занятие направленно на сбережение чистой воды. К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок.
 

б). Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно.

Занятия подчинены изучению взаимосвязей, причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.

Приведу примеры занятий, проводимые по второму блоку:

Жалобная книга природы

Проводится экскурсия в природу с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, а потом дети составляют жалобы от имени животных и растений. После чего проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе. 

Коллекция увиденных животных

Дети по группам составляют альбом о животных, которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.

Прогноз погоды

Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.

Рожденные свободными

Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.

Красная книга

Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, работают с “Красной книгой  Ставропольского  края”.

в). Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.

Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.

К третьему блоку можно отнести следующие темы занятий:

Роль цветов. Цветы в литературе и музыке”

Ребята составляют альбомы о цветах, разыскивают стихи ,песни  о цветах, пишут сочинения, изготавливают аппликации, знакомятся с правилами цветочного этикета.

Лесная аптека

Знакомство и сбор лекарственных растений.

Дары леса

Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах. Здесь мы также используем загадки, стихи, частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу.

Где и как отдыхать

Показать преимущество природы родного края, туристические походы, прогулки по экологической тропе.

4. Работа с родителями

Успех работы педагога зависит от единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе.

Ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.

 

6. Заключение

Я считаю, что наша работа по экологическому воспитанию способствует формированию:

  • знаний, умений и навыков творческой деятельности ,наполненной экологическим содержанием.

  • интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.

 

Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.