СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание школьников

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серьёзнейший экологический кризис, породивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников»

Экологическое воспитание школьников



Содержание.

Введение.

Глава 1. Основы формирования экологического воспитания.

Глава 2. Многообразие экологического воспитания.

2. 1. Экологизация географии или географизация экологии.

2. 2. Формирование экологической культуры на уроках географии. Элементы экологической культуры.

2. 3. Особенности внеклассной работы.

2. 4. Учебная экологическая тропа.

Глава 3. Разработка урока по теме «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира» (география, 8 класс).

Заключение.

Использованная литература.
















Введение.

Серьёзнейший экологический кризис, породивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов 20- го века, когда перед человечеством впервые, так остро, встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как движений цивилизации, так и всего законодательства.

Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и к другим.

В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утверждённой постановлением Кабинета Министров Российской Федерации от 3 февраля 1997 года за № 137, Министерства образования, культуры и здравоохранения Российской Федерации и Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объём экологических знаний, умений и навыков. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Один из важнейших принципов экологического образования и воспитания считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека. Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу развития личности ребёнка, как непрерывный процесс. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологических целостных ориентаций.

Каждый педагог в содержании своего предмета должен находить и внедрять экологические составляющие. На уроках географии имеются благоприятнейшие возможности для воспитания экологического мышления учащихся. Основы экологической подготовки подрастающего поколения закладываются в школе. А конечной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Экологическая культура характеризуется гармонией отношений между природными и социальными компонентами окружающей среды. И сегодня, когда происходит разностороннее воздействие человека и общества на природу, экологическое образование подрастающего поколения приобретает большую актуальность. Цель моей практической деятельности, как учителя:

- экологическое воспитание как условие формирования личности подрастающего поколения.

Задача, вытекающая из поставленной цели:

- сформировать понимание у учащихся, что экологическое благополучие нашей планеты зависит только от самого человека. Разрушая экологическое равновесие, человек разрушает свой «Дом», среду обитания.

В формировании экологической культуры личности школьника особая роль принадлежит творческой работе учителя, который выполняет свою социальную функцию по воспитанию человека, осознающего место на Земле.




















Глава 1. Основы формирования экологического воспитания.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экология – один из серьёзных факторов общественного бытия. Здесь пересекаются самые влиятельные процессы и обстоятельства, на которых строятся формы устойчивого развития. Тем временем, экология – это забота о среде обитания, забота о самом человеке.

А экологическое мышление – это основа экологического образования и воспитания. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребёнка, социальная и культурная среда. Формирование личности и социализация связаны с социальным воспитанием. Это забота общества о своём подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребёнка. Педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют: природа и родной язык, общение в семье и школе, окружающая среда, искусство, образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

В настоящее время каждый человек должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура»- то система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:

- экологические знания и умения;

- экологическое мышление;

- ценностные ориентации;

- экологически оправданное поведение;

- чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края, то есть:

- знать правильное определение и характеристику терминов и понятий, широко используемой в современной науке ( экологии): экология, биосфера, ноосфера, природопользование и т. д.;

- знать о жизнедеятельности и трудах учёных (Вернадский В. И., Геккель Э.);

- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью;

- знать природу своего родного края.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и т. д.) переживает своё отношение к ней и стремится сохранить природу. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры при общении с природой, может дать психологическую и эмоциональную оценку её восприятия, вызывая у себя определённые по отношению к миру природы и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определённые чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций мира природы. Именно они вызывают определённые эмоциональные и психологические ощущения.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения, делают внутренние более содержательными экологическими знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны, а их формирование и существование невозможно друг без друга. У личности, обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувство любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Человек познаёт мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование и воспитание. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось, введу необходимости всех людей на планете. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребёнка к окружающей природной среде в существенной степени определяют 3 фактора:

- непосредственное познание природы;

- школьное экологическое воспитание;

- средства массовой информации.

И, конечно, школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.








Глава 2. Многообразие экологического воспитания.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления разносторонних способностей. Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, конструкторскую, художественную, игровую, туристско – краеведческую деятельность среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего, это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащихся его формирование зависит от целенаправленных действий учителя. Здесь находят применение разнообразные приёмы и методы педагогической работы, беседы и лекции о труде и природе, вовлечение в творчество, личный пример. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. Учителя помогают школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Формирование нравственных начал отношения к среде неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий, которые наносят ущерб окружающей среде.

Есть различия в отношении к природе у сельских и городских школьников. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей с природой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияние разнообразных социальных факторов на отношение к природе.

Педагогический опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охрана среды, который испытывает постоянный интерес к красоте и новизне. Развивая средствами природы, духовный мир школьников, происходит закаливание детей физически, формируется воля и характер. Чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге – учителе, который хорошо знает и свой предмет, и общие закономерности воспитания отношения к природе и людям.

2. 1.Экологизация географии или географизация экологии.

Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.

Формирование экологического мышления – непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗы. В школе в начальных классах ребёнок на уроке окружающего мира, естествознания расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы, когда формируется абстрактное мышление, он осознаёт необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «человек – природа», последствия этих отношений. В старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение и т. д., учащийся может оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути решения. Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики.

География – это единственный учебный предмет, который рассматривает экологические проблемы на глобальном, региональном и локальном уровнях. Изучение географии в школе способствует раскрытию единства и разнообразия природы, связей и взаимосвязей между компонентами природы, развития и изменения её, тем самым закладывает естественнонаучную основу для понимания учащимися необходимости охраны и ответственного отношения к родной природе. Основы системы экологических знаний заложены в программе по географии.

Формирование и развитие экологически грамотного человека осуществляется не только в процессе овладения им системы знаний, но и путём выработки умений, навыков практической деятельности в природе и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков для природы и самого человека.

Школьная география по сравнению с другими дисциплинами отличается большей экологизацией. А, по мнению Н. Ф. Реймерса, экологизация означает разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека. Большинство современных исследователей не сомневаются в актуальности идеи экологизации школьного образования. Географические знания важны в качестве основы формирования экологического мировоззрения. Экологизация школьных дисциплин, в том числе и географии, породила опасную тенденцию в экологическом образовании: насыщение их содержания большим количеством примеров негативного последствия человеческого воздействия на природу. Такое положение недопустимо, так как создаёт у школьников ложное впечатление о том, что все виды деятельности человека в природе порочны и приводят к отрицательным результатам. « Рассматривать в географии экологические проблемы, конечно же, надо,- считает Н. Н. Петрова, - однако, не подменяя её основы повествованием о бедственной экологической ситуации или необратимом разрушении природной среды в процессе хозяйственной деятельности человека» (Петрова Н. Н. // О новых подходах к содержанию школьной географии// География в школе. 1998 год № 2, стр. 55).

Для выявления роли школьной географии в общеобразовательном экологическом обучении и воспитании следует обратиться к определению географической науки, в котором говорится, что география представляет собой «систему естественных и общественных наук», изучающих природные и производственные географические комплексы и их компоненты. Близость географической науки к экологии очевидна, поскольку она вытекает из содержания экологии как науки, « изучающей отношения организмов между собой и окружающей средой». О близости и родственности географии и экологии свидетельствуют не только точки соприкосновения, но и по существу одни и те же объекты изучения. География может обогатить экологию своими специфическими подходами. Так, при формировании понятий об экосистемах невозможно обойтись без опоры на такие общегеографические закономерности, как целостность, ритмичность, зональность, круговорот вещества и энергии. Многие термины, используемые современными экологами, например, «мониторинг», «прогноз изменений среды», «рекультивация», заимствованы из географической науки: при участии ареала распространения вида или популяции экологи используют чисто географический метод – картографирование. География использует материалы экологии при изучении природных комплексов в части приспособленности растений и животных к природным условиям, т. е. к среде обитания. Т. о., география экологична по своей сути и таковой была всегда. Это же следует отнести и к школьной географии, которая отражала и отражает основы географической науки. Географические исследования за всю история её становления свидетельствуют, что материалы, накопленные географами, относились и относятся либо к объектам природы, либо к антропогенным, либо к социальным, т. е. вполне «экологизированы» ещё в далёком прошлом. «Экологическое образование было всегда, только названия такого не знали» (Калинин В. Б. // Формула экологического образования// Евразия. Природа и люди. 1997 год, №6, стр. 34).

Можно смело утверждать, что как экология, так и географическая наука, безусловно, взаимообогатятся при условии использования в своих исследованиях подходов друг друга. Параллельно с экологизацией географии должен идти процесс географизации экологии.

2. 2. Формирование экологической культуры на уроках географии. Элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание – это целенаправленное формирование у подрастающего поколения сознательного, бережного отношения к природе, высокой экологической культуры.

Элементами экологической культуры являются:

1. Система экологических знаний: естественно – научных, ценностно - правовых, практических. На этом этапе познавательная деятельность основана на восприятии экологического материала из письменных и устных источников, осмысление полученной информации, её усвоение. Основное достоинство этого этапа – быстрая передача учебной информации, её педагогический целесообразный подбор, дозирование, логическая последовательность и т. д.

На уроках географии в 6 классе мы объясняем отдельные экологические понятия. Например, при изучении вопроса об изменении равнин и гор во времени, рассказываем ребятам, как человек в процессе своей хозяйственной деятельности может изменить рельеф – увеличить загрязнение воздуха (создаёт терриконы – холмы из пустой породы; их раздувание ветром), что негативно сказывается на здоровье человека.

При изучении темы «Течения в океане» даём материал об авариях на танкерах, разливе нефти, переносе загрязняющих веществ течениями и влиянии этих веществ на флору и фауну океана. А при рассмотрении пункта «Охрана Мирового океана» обращаем внимание на чрезмерный вылов рыбы, заготовку морских водорослей. Задаём вопрос ребятам: «Как загрязнение воды может повлиять на растительный и животный мир, на здоровье человека?» Ответ ребята дают такой, выстраивая логическую цепочку: загрязнённая вода – отравленная рыба (или гибель рыбы) – болезнь человека, потребившего эту рыбу. Данный ответ ребят подтверждаем примерами из реальной жизни – сведениями, взятыми из периодической печати.

При изучении тем «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера» учащиеся знакомятся с такими экологическими понятиями как: загрязнение, кислотные дожди, экологические проблемы, антропогенный комплекс, охраняемые виды растений и животных.

На уроках географии в 7 классе включаем экологические знания в следующих темах:

1. Воздушные массы, постоянные ветры, циркуляция атмосферы. При изучении схемы воздушных течений, говорю о переносе загрязняющих веществ, находящихся в воздухе, на большие расстояния, их влияние на окружающую среду и на состояние здоровья человека.

2. Антропогенные природные комплексы Африки. Изучая хозяйственную деятельность человека, выявляем наступление пустыни Сахара на африканские саванны. Выделяем виды растений и животных, находящихся под охраной, даём информацию о национальных парках и заповедниках.

3. Антропогенные природные комплексы Южной Америки. Объясняя причины сокращения лесов в бассейне р. Амазонки, говорим о роли лесов в обеспечении атмосферы кислородом. А качество воздуха, которым мы дышим, непосредственно влияет на наше здоровье.

Таким образом, при изучении каждого материка и географической оболочки в целом включаем экологические знания.

Главная задача на данном этапе - повлиять на формирование системы ценностей у школьника по отношению к окружающей природной среде.

2. Следующим элементом экологической культуры является формирование экологических умений учащихся.

Экологические умения – это практические действия по оценке воздействия человека на природу, а также по её охране, которые может и должен выполнять ученик. Умения являются знаниями в действии. На уроках по курсу физической географии России в процессе выполнения различных

заданий формируются следующие умения: определять, обосновывать, объяснять, прогнозировать. Например, при изучении темы «Климат России» ребята выполняют задания следующего содержания: обосновать необходимость проведения мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферы. При изучении темы: «Почва и земельные ресурсы» - объяснить необходимость соблюдения севооборота и норм внесения удобрений в почву.

Методика обучения учащихся прогнозированию экологических последствий антропогенных изменений в природе и их оценке при использовании её различными отраслями хозяйства предусматривает разработку природоохранных мероприятий, содержит качественный и количественный прогноз. Например, «География Бурятии, 9 класс». Качественный прогноз состоит из двух этапов:

1) установление основных отраслей хозяйства Республики Бурятия;

2) определение изменений в природе в связи с использованием различными отраслями хозяйства и разработка возможных природоохранных мероприятий.

Количественный прогноз возможных изменений в природе и разработка природоохранных мероприятий выполняется в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Результаты можно записать в виде таблицы:

Отрасли хозяйства и их воздействие на природу

Проводимые (предлагаемые) природоохранные мероприятия

1.

Энергетика. ТЭЦ. Возможно загрязнение воздуха и воды. Выбросы золы и ядовитых газов угнетают окружающую растительность и животный мир, вызывают заболевания людей.

Установка фильтров для очистки воздуха, создание очистных сооружений, пылеулавливающих сооружений.

2.

Горнодобывающая промышленность (фосфаты, известняк, асбест, полиметаллические руды, уголь). Добыча минерального сырья вызывает уничтожение почв, растительного покрова, образование терриконов, сокращение площади с/х земель, загрязнение воздуха, почвы и воды

Рекультивация земель, утилизация отходов, рациональное использование сырья, безотходное производство, совершенствование техники и технологии

3.

Сельское хозяйство. Земледелие. Ветровая, водная эрозия, деградация пастбищ, процессы опустынивания, нарушение норм внесения удобрений, применение ядохимикатов.

Соблюдение норм внесения удобрений, лесонасаждение, плоскорезная обработка, полосное размещение паровых полей…


Можно провести экскурсию по изучению почв своей местности (формируется умение определять тип почв). Работа учителя состоит в том, чтобы ученик выявил свою позицию, изложил своё отношение к природе, опираясь на свои чувства, знания, принимал правильные решения. Действенность и практическая направленность уроков и внеклассных занятий по географии способствуют расширению представлений и понятий у учащихся о единстве и целостности природы, формирует бережное и ответственное отношение к природе, помогает овладеть знаниями по разумному использованию природных ресурсов.

В целях развития потребности в природоохранной деятельности учащимся 7 и 8 класса можно дать творческое задание: «Составить кодекс туриста» - это своеобразная памятка, как вести себя на природе. А при изучении темы: «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира» - дать ребятам задание: написать сочинение – рассуждение по теме «Моя роль в охране природы».

3. Экологическое мышление – следующий элемент экологической культуры. Оно формируется на уроках географии в процессе использования следующих методов и приёмов: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, беседа, работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительные характеристики, установление причинно – следственных связей, заданий проблемного характера и т. д.

При изучении темы «Моря, омывающие берега России» (8 класс) перед учащимися ставим проблемные вопросы: «Какими причинами объясняется разнообразие морей?», «Человек друг или враг морю?», «Почему биологические ресурсы морей неодинаковы?», «Какое из морей, омывающих берега нашей страны самое чистое? Чем это можно объяснить?» При обсуждении этих вопросов завязывается дискуссия, в которой принимают участие большинство учащихся. На этом уроке предлагаю решить логическую задачу. Ситуация: человек использует водоросли. Он консервирует их, производит корма и другие продукты. К чему может привести чрезмерная добыча водорослей?

Запись на доске:

А. Обеднение кислородом водной среды.

Б. Уменьшение и частичное изменение животного мира.

Изучение данной темы завершаем обменом мнений по вопросу: «Предложите свои мероприятия по охране морей».

В процессе изучения экономических районов (9 кл.) особое внимание уделяем региональным экологическим проблемам. Сущность экологических проблем можно раскрыть на основе заданий, предполагающих выявление причинно – следственных связей. Важно показать учащимся проявление экологической проблемы на всех уровнях, подвести их к выводу о том, что масштабы воздействия человека на природу угрожают самим основам цивилизации. Эту идею желательно подтвердить фактами не только глобального и регионального, но и местного уровня.

Экологическое воспитание учащихся не может быть осуществлено без использования специальных экологических карт. На уроках географии мы используем карты учебника:

- «Природные условия жизни населения России» (8 класс, Раковская Э. М., стр. 266, рис. 116);

- «Развитие водной эрозии на территории России» (8 класс, Раковская Э. М., стр. 276, рис. 111);

- «Схема воздействия атмосферных загрязнений на организм человека» (8 класс, Раковская Э. М., стр. 287, рис. 114);

- «Возможное загрязнение атмосферы» (8 класс, Раковская Э. М., стр. 294, рис. 116);

- «Экологические проблемы России» (9 класс, Ром В. Я., Дронов В. П., стр. 99, рис. 24);

- «Экономика и проблемы экологии в России» (9 класс, Ром В. Я., Дронов В. П., форзац 2);

- Атлас, стр. 26 -27 «Экологические проблемы России», 8-9 класс;

- Атлас, стр. 48, 10 класс «Экологические проблемы мира».

Данные картографические источники позволяют ребятам видеть, где находится та или иная территория и какая экологическая ситуация ей соответствует. Систематическая работа по экологическому восприятию мира формирует у учащихся экологическую культуру, развивает интерес к экологии и специальностям, связанным с экологией, вырабатывает потребность к поисковой и исследовательской работе, помогает осознать взаимосвязь экологии и здоровья человека.

2.3. Особенности внеклассной работы по экологии.

Экологическое образование и воспитание обладает такими особенностями, как актуализация, неразрывная связь физической и духовной жизни человека с природой, рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности, направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует тесной взаимосвязи классной и внеклассной работы. Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением того материала, который изучается в школе. Внеклассная работа дополняет урок, так как её содержание может быть развёрнуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами. В основе внеклассной работы учитель ставит краеведческий принцип изучения и охраны природы. Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории родного края, помогает ребятам осваивать моральные нормы отношения к природе. Исследование ребятами реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дают материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде. В условиях края, республики, села, экологические проблемы проявляются в конкретном многообразии, позволяя школьнику не только осознать, но и прочувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом школьник может обратиться к эксперименту, исследованию связей человека с природой.

Итак, экологическое образование и воспитание осуществляются в тесной взаимосвязи учебной деятельности и внеклассной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников во время уроков, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества.

Традиции туристко – экологической работы, труда во время летних каникул на пришкольном (земельном) участке, проведение праздников в школе («День леса», «День урожая», «День птиц») развивают у школьников естественно – научные взгляды на взаимодействие общества и природы, способствует более тесному соединению теоретических знаний с эмоциональным восприятием окружающей среды, пробуждают интерес школьников, обеспечивают развитие их социальной активности.

Немалое значение в формировании экологической культуры имеют факультативные занятия по изучению профессий с географическим уклоном: геолога, эколога, мелиоратора и других. Ценность этого факультатива в том, что ученики на практике под руководством специалистов выполняют доступные обязанности профессионалов.

В каждом классе можно проводить инструктаж по охране природы, так как бережное отношение к природе воспитывается с детских лет. Ведь школьные годы – самый активный период формирования мировоззрения человека, его отношения к окружающей среде. Поэтому школа должна воспитывать у детей гуманное отношение к природе, гражданскую ответственность за охрану природной среды как важного фактора существования человека.

В экологическом образовании учитель организует наблюдения за природой. Будут ценны те наблюдения, которые школьника приводят к выводам о значении живых организмов жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождает желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, принять участие в описании учёте природных богатств родного края. Во внеклассной работе можно использовать ролевые игры. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные социальные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приёмами общения. Школьники с удовольствием выполняют роли. Таким образом, разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания школьников.

2.4. Учебная экологическая тропа.

Экологическое воспитание должно носить комплексный характер и включать разнообразные формы и методы работы.

Одной из форм организации экологического обучения и воспитания является учебная экологическая тропа (познавательный маршрут в природе). Как правило, маршруты прокладываются по самым интересным, уникальным уголкам природы.

Цель работы на учебной экологической тропе – продолжение и дополнение традиционного учебно–воспитательного процесса экспериментальной и исследовательской деятельностью.

Экологическая тропа – это учебно – просветительный «кабинет» в природных условиях. Этим определяется и ряд требований к её организации: выбору маршрута и его протяжённости, взаимодействию с землепользователями территории, по которой пролегает тропа, составу экскурсионных объектов, подготовке экскурсоводов. Маршрут разрабатывается с учётом местности и позволяет решать учебно-воспитательные задачи по охране природной среды в соответствии с современными требованиями.

При изучении антропогенного воздействия на окружающую природную среду (ОПС), одним из важных этапов работы на учебной экологической тропе является мониторинг.

Мониторинг ОПС представляет долгосрочную систему наблюдений за состоянием всех компонентов природы: воды, почвы, атмосферного воздуха, растительного покрова и животного мира. В соответствии с задачами локального мониторинга данной территории изучение вышеназванных компонентов природы осуществляется с применением научных методов наблюдения и эксперимента по следующей схеме:

1. Вода:

а) изучение динамики уровня воды в реке в весеннее – осенний период;

б) изучение качества воды.

2. Атмосферный воздух: определение степени загрязнения воздуха.

3. Почва:

а) изучение видового состава почвенных обитателей;

б) изучение физических свойств почвы.

4. Растительность:

а) изучение флористического состава луговых фитоценозов;

б) выявление и изучение видов, растущих на данной территории;

в) изучение влияния антропогенных факторов среды на биосостояние растений.

5. Животный мир: орнитофауны и энтомофауны.

При выборе маршрута необходимо учитывать привлекательность окружающего ландшафта, её информативность.

Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который даёт юридическое право на её организацию. В итоге всей организационной работы создаётся единый документ – паспорт на экологическую тропу. Тропа действует в летнее – осенний сезон. По её маршруту проводятся программные экскурсии для учащихся. На посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера.

В школе, где я работаю, организована учебная экологическая тропа, которая проходит вдоль берега озера Байкал. Общая протяжённость маршрута составляет 2 км. Маршрут доступен. Осенью проводятся регулярные экскурсии для ознакомления с природой, растительным и животным миром. Экскурсоводы проводят беседы, доклады на основе предварительно подготовленных рефератов. Также вдоль маршрута производится уборка берега от мусора, оставленного туристами, отдыхающими.

Экологическая тропа служит местом приобретения и пропаганды экологической культуры. Во время пребывания на экологической тропе педагог имеет возможность наблюдать в реальных ситуациях, как школьники усваивают не только научные знания о природе, но и этические, и правовые нормы отношения к ней. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. А такой сплав – главное условие для воспитания воли и убеждений личности.

Особенность занятий на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся к расширению научной картины мира. Основное внимание важно направлять на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развивать навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля, которые формируются в ходе занятий на учебной экологической тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – сохранение среды жизни человека.

















Глава 3. Разработка урока по теме «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира» (география, 8 класс).

Цели:

Образовательные:

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий – биологические ресурсы, заповедник, заказник, национальный парк, Красная книга.

2. Обеспечить осознание школьниками своих способов проработки учебной информации в процессе работы в паре.

3. Показать роль органического мира в жизни и деятельности человека.

Развивающие:

1. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.

2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

3. Содействовать развитию у детей умений общаться.

Воспитательные:

1. Воспитание экологической культуры учащихся на примере изучения материала об особо охраняемых территорий и знакомство с Красной книгой.

2. Воспитание коммуникативной культуры при работах в парах.

Оборудование: д/ф «Охрана растений», картины заповедников, иллюстрации «Лекарственные растения», физическая карта России.

Тип урока: урок по изучению и закреплению нового материала.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Этап. Организационный

1. Приветствие

2. Фиксация учащихся

3. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

4. Организация внимания школьников

5. Раскрытие общей цели и план проведения урока.

Приветствие учителя.

2 Этап. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

1. Актуализация опорных знаний.

2.Сообщение темы в виде проблемного вопроса: «Ребята, давайте вспомним, какие компоненты природы мы уже изучили? Сегодня мы переходим к изучению природных условий и ресурсов. Что такое биологические ресурсы?» Называет тему урока.

3. Формирование целей урока вместе с учащимися.

Слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на предложенные вопросы, записывают тему урока в тетрадь.

3 Этап усвоения новых знаний.

1. Организация самостоятельной, познавательной деятельности учащихся:

- распределение учащихся по парам;

- объяснение учащимся последовательность работы в паре и критериев оценки результатов работы.

2. Ознакомление с источником информации. Задание:

1вариант (группа А)

Роль живых организмов в жизни Земли:

1) Как влияют растения на климат, почвы, газовый состав воздуха?

2) Как вы считаете, существуют ли на Земле только вредные или полезные организмы?

2 вариант (группа Б)

1)Что даёт растительный мир человеку?

2) Что даёт животный мир человеку?

3 вариант (группа В)

1) Что такое заповедник, национальный парк?

2) Чем заповедник отличается от заказника?

4 вариант (группа Г)

1) Что такое Красная книга?

2) Приведите примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу.

3) Почему возникла необходимость охранять природу?

Во время работы в парах учитель консультирует учащихся. Далее следует отчёт учащихся по результатам работы в парах.

Учитель обращает внимание на схему на доске.

Роль организмов

В жизни Земли В жизни человека

…………….... ………………….

Охрана! Заповедники

Моя роль в охране?!

Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала о лекарственных растениях. После обсуждения задания 3, учитель предлагает учащимся привести примеры об особо охраняемых территориях. После заслушивания ответов гр. 4, учитель рассказывает об экологических преступлениях. Учитель задаёт вопрос: «Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы сохранить видовой состав растений и животных?»


4 Этап закрепления новых знаний. Учитель обращается к схеме на доске и задаёт вопросы:

1) Что такое биологические ресурсы?

2) Сможет ли человек обойтись без них

3) Как необходимо использовать растения и животных человеку?

Учащиеся получают задания и приступают к выполнению.
































1. По истечению отведённого времени, ребята отвечают на поставленные вопросы.

2. Пары выступают по порядку (гр. А – Б – В – Г)

3. В процессе заслушивания отчётов, учащиеся в тетради заполняют схему (образец схемы на доске). Учащиеся слушают интересную информацию, обсуждают ситуацию и предлагают варианты использования лекарственных трав.

Ученики рассказывает об Астраханском заповеднике, Баргузинском заповеднике (заранее приготовленные доклады).









Ребята предлагают пути решения этой проблемы.




Учащиеся анализируют схему в тетради. Отвечают на вопросы.


5 Этап. Домашнее задание

Параграфы 25, 26. Задание: найти значение понятий « эндемики, реликты», творческое задание – написать сочинение: «Моя роль в охране природы».

Записывают домашнее задание.

6 Этап. Подведение итогов. Учитель выставляет оценки, отмечает активную работу учащихся. Задаёт вопросы:

Что вы нового узнали, изучив данную тему?

Какие приёмы работы вы освоили?

Какие трудности вы испытали в процессе изучения нового материала?

На карточках выставляют оценки в графах

«самооценка»

«взаимооценка»


Литература:

1. Баринов И. И. «География России» // Дрофа 1997 год// .

2. Жижина Е. А. «Природа России» // Методическое пособие, 8 класс// «Васко» // Москва 2004 год//.

3. Раковская Э. М. «География природы России» // учебник, 8 класс//.

4. Перепечева Н. Н. «География. Природа России» // Методическое пособие, 8 кл. // Волгоград, «Учитель», 2004 год.









Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Целью экологического образования и воспитания является формирование человека с высоким уровнем эколого – нравственной культуры.

2. Изучение эколого – нравственного потенциала современных школьных программ и учебников по географии показало, что в них имеются большие возможности для экологического воспитания школьников.

3. Необходимо расширять и углублять все виды внеурочной деятельности. Внедрять в учебный процесс факультативы экологического аспекта.

4. Систематически изучать, обобщать и применять на практике опыт учителей по экологическому воспитанию.

В наше современное время, когда происходит разностороннее воздействие человека и общества на природу, необходимо на уроках географии больше уделять внимания экологии.

Было бы очень хорошо, если бы каждый уголок нашей страны превратился бы в цветущий край. А для этого необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за её состояние, уже начиная с младшего школьного возраста.

Природа не может защищать себя от враждебных действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно–воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.



Литература:

1. Бахрунова С. С. // Экологическое образование учащихся в обучении курса «География Бурятии» // Улан – Удэ, 1998 год.

2. Васильев С. В. // Экологизация или географизация экологии? // География в школе, 1993 год №2.

3. Захлебный А. Н., Суравегина Н. Т. // Экологическое образование школьников во внеклассной работе // Москва 1984 год.

4. Коровкина Н. Н. // Учебная экологическая тропа// География в школе // 2003 год №3.

5. Литвинова Т. И. // Формирование экологической культуры на уроках географии // География в школе // 2003 год № 4.

6. Петрова Н. Н. // О новых подходах к содержанию школьной географии // География в школе // 1998 год, №2.

7. Родзевич Н. Н. // Экологическая самодостаточность России // География в школе // 2002 год, №!.

8. Родзевич Н. Н. // Геоэкологические в патриотическом воспитании молодёжи // География в школе // 2001 год.

9. // Экологическое образование и воспитание // Методические рекомендации // Улан – Удэ, 1990 год.

10. Юдашина Н. И. // Отношения школьников к Объектам природы // География в школе // 1993 год №3.