СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Проскудина Елизавета Олеговна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 Волжского района города Саратова.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Проскудина Елизавета Олеговна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 Волжского района города Саратова.

План выступление Введение Экологическое воспитание: понятие, сущность, цель, задачи Формы, методы, средства экологического воспитания детей начальной школы во внеклассной работе Экологическое воспитание детей начальной школы во внеклассной работе на примере МОУ «СОШ № 11» Волжского района г. Саратова Методы работы и взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию школьников в МОУ «СОШ №11» Волжского района г. Саратова Экологическая тропа как форма экологического воспитания. Создание проекта «Зелёная тропинка». Заключение

План выступление

Введение

Экологическое воспитание: понятие, сущность, цель, задачи

Формы, методы, средства экологического воспитания детей начальной школы во внеклассной работе

Экологическое воспитание детей начальной школы во внеклассной работе на примере МОУ «СОШ № 11» Волжского района г. Саратова

Методы работы и взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию школьников в МОУ «СОШ №11» Волжского района г. Саратова

Экологическая тропа как форма экологического воспитания.

Создание проекта «Зелёная тропинка».

Заключение

Цитата: «Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.» В.В. Бианки

Цитата:

«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.»

В.В. Бианки

Цель работы: разработка алгоритма работы по экологическому воспитанию школьников во внеклассной работе, в том числе с привлечением родителей, через рассмотрение использования экологических троп как фактора развития экологического мышления в современной школе.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи :

  • на основании психолого-педагогической и методической литературы изучить особенности экологического воспитания школьников и раскрыть сущность и содержание экологической тропы как организационной формы экологического образования и воспитания;
  • проанализировать деятельность по экологическому воспитанию учащихся во внеклассной работе на примере МОУ «СОШ №11» г. Саратова;
  • разработать рабочую программу кружка «Юный эколог» для реализации внеурочной деятельности учащихся, включающую учебно-методическую разработку экологической тропы «Зеленая тропинка»;
  • реализовать учебно-методическую разработку Экологическая тропа «Зелёная тропинка» во внеурочной деятельности школьников и провести анализ эффективности ее применения в экологическом воспитании и образовании учащихся.
Экологическое воспитание учащихся в МОУ «СОШ №11» Волжского района  г. Саратова Социальные проекты– ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; Открытые дискуссионные площадки; Проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, «капустники» представления экологической тематики, направленные на заботу об окружающем мире; Экологические конкурсы, акции и олимпиады с обязательным награждением участников; Регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории; Участие в волонтерских акциях (сбор макулатуры, изделий из пластика и т.д.); Организация экскурсий, походов, экспедиций; Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, стихов экологической направленности.

Экологическое воспитание учащихся в МОУ «СОШ №11» Волжского района г. Саратова

  • Социальные проекты– ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
  • Открытые дискуссионные площадки;
  • Проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, «капустники» представления экологической тематики, направленные на заботу об окружающем мире;
  • Экологические конкурсы, акции и олимпиады с обязательным награждением участников;
  • Регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
  • Участие в волонтерских акциях (сбор макулатуры, изделий из пластика и т.д.);
  • Организация экскурсий, походов, экспедиций;
  • Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, стихов экологической направленности.
Методы работы и взаимодействия с родителями в процессе экологического воспитания школьников в МОУ «СОШ №11» Волжского района г. Саратова Совместно с родителями организуются и проводятся: регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников; экскурсии в музеи школ города с целью расширения знаний о быте жителей города, ознакомления биографией знаменитых и интересных личностей города и области, об изучении природы родного края; экскурсии по городам России с целью ознакомления с памятными местами истории культуры, природы и климатических условий различных регионов; участие в общешкольных и всероссийских экологических акциях; биологические экспедиции с целью изучения имеющихся здесь природных ландшафтов, флоры и фауны, через работу школьного экологического отряда и другие мероприятия. Посадка «Аптекарской грядки», совместно с родителями

Методы работы и взаимодействия с родителями в процессе экологического воспитания школьников в МОУ «СОШ №11» Волжского района г. Саратова

Совместно с родителями организуются и проводятся:

  • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников;
  • экскурсии в музеи школ города с целью расширения знаний о быте жителей города, ознакомления биографией знаменитых и интересных личностей города и области, об изучении природы родного края;
  • экскурсии по городам России с целью ознакомления с памятными местами истории культуры, природы и климатических условий различных регионов;
  • участие в общешкольных и всероссийских экологических акциях;
  • биологические экспедиции с целью изучения имеющихся здесь природных ландшафтов, флоры и фауны, через работу школьного экологического отряда и другие мероприятия.

Посадка «Аптекарской грядки», совместно с родителями

Экологическая тропа «Зелёная тропинка»   1. Территориальное расположение экологической тропы Саратовская область, город Саратов, Волжский район Начало и окончание тропы – территория Парка Победы. Путь тропы включает пять остановок. Протяженность тропы: 820 м. Путь прохождения тропы осуществляется пешком. 2. Режим использования Экологическая тропа используется весь учебный год для экскурсий, курсов и исследований. 3. Формы работы школьников на учебной экологической тропе На учебно-экологической тропе осуществляется: • учебно-познавательная деятельность; • поисковая работа; • экологическая работа; • пропагандистская работа с населением.  Форма отчетности – Дневник наблюдений учащихся Схема маршрута экологической тропы «Зелёная тропинка»

Экологическая тропа «Зелёная тропинка»

1. Территориальное расположение экологической тропы

Саратовская область, город Саратов, Волжский район

Начало и окончание тропы – территория Парка Победы.

Путь тропы включает пять остановок.

Протяженность тропы: 820 м.

Путь прохождения тропы осуществляется пешком.

2. Режим использования

Экологическая тропа используется весь учебный год для экскурсий, курсов и исследований.

3. Формы работы школьников на учебной экологической тропе

На учебно-экологической тропе осуществляется:

• учебно-познавательная деятельность;

• поисковая работа;

• экологическая работа;

• пропагандистская работа с населением.

Форма отчетности – Дневник наблюдений учащихся

Схема маршрута экологической тропы «Зелёная тропинка»

Кружок «Юный эколог» Сертификат организатора всероссийской олимпиады по экологии Акция «Покормим птиц зимой!» Фрагмент занятия кружка Сбор помощи приюту для животных «Верность» Сбор батареек Сбор макулатуры

Кружок «Юный эколог»

Сертификат организатора всероссийской олимпиады по экологии

Акция «Покормим птиц зимой!»

Фрагмент занятия кружка

Сбор помощи приюту для животных «Верность»

Сбор батареек

Сбор макулатуры

Маршрут экологической тропы «Зелёная тропинка» Первая станция «Начало пути» Вторая станция «Экология» -наблюдения состояния окружающей среды;  -анализ местности по таблице «Стадии дигрессии участка»; -заполнение Дневника наблюдения -беседа с обучающимися о культуре поведения на природе;  -игра «Паутина жизни» (представления о целостности окружающего мира и взаимосвязи объектов живой и неживой природы) Обсуждение антропогенного фактора на данном участке Первая станция экологической тропы Обсуждение таблицы «Стадии дигрессии участка» Игра «Паутина жизни»

Маршрут экологической тропы «Зелёная тропинка»

Первая станция «Начало пути»

Вторая станция «Экология»

-наблюдения состояния окружающей среды; -анализ местности по таблице «Стадии дигрессии участка»;

-заполнение Дневника наблюдения

-беседа с обучающимися о культуре поведения на природе; -игра «Паутина жизни» (представления о целостности окружающего мира и взаимосвязи объектов живой и неживой природы)

Обсуждение антропогенного фактора на данном участке

Первая станция экологической тропы

Обсуждение таблицы «Стадии дигрессии участка»

Игра «Паутина жизни»

Четвёртая станция «Дендрология» Третья станция «Травология» -изучение растительности на определенном участке местности; -использование электронных образовательных ресурсов («Плантариум. Определитель растений онлайн»); -заполнение Дневника наблюдений -наблюдения жизненного состояния деревьев по методике В.А. Алексеева;  - работа в группах;  -заполнение Дневника наблюдения Инструктаж по работе со шкалой В. А. Алексеева Проведение инструктажа перед началом работы Разделение по группам Заполнение таблицы «Описание видов растений участка луга»

Четвёртая станция «Дендрология»

Третья станция «Травология»

-изучение растительности на определенном участке местности;

-использование электронных образовательных ресурсов («Плантариум. Определитель растений онлайн»);

-заполнение Дневника наблюдений

-наблюдения жизненного состояния деревьев по методике В.А. Алексеева; - работа в группах; -заполнение Дневника наблюдения

Инструктаж по работе со шкалой В. А. Алексеева

Проведение инструктажа перед началом работы

Разделение по группам

Заполнение таблицы «Описание видов растений участка луга»

Пятая станция «Итоги» -проводится рефлексия; -подводятся итоги экскурсии; -делают зарисовки растений, которые понравились больше всего. Подведение итогов экскурсии Обсуждение заполнения Дневника наблюдений

Пятая станция «Итоги»

-проводится рефлексия;

-подводятся итоги экскурсии;

-делают зарисовки растений, которые понравились больше всего.

Подведение итогов экскурсии

Обсуждение заполнения Дневника наблюдений

Диагностика уровня экологической культуры личности* Диагностика уровня экологической культуры учащихся в начале 2023-2024 учебного года. Диагностика уровня экологической культуры учащихся в конце 2023-2024 учебного года. *использован модифицированный вариант методики, разработанной С.С. Кашлевым, С.Н. Глазычевым

Диагностика уровня экологической культуры личности*

Диагностика уровня экологической культуры учащихся в начале 2023-2024 учебного года.

Диагностика уровня экологической культуры учащихся в конце 2023-2024 учебного года.

*использован модифицированный вариант методики, разработанной С.С. Кашлевым, С.Н. Глазычевым

Выводы 1. На основании психолого-педагогической и методической литературы изучены особенности экологического воспитания школьников, раскрыта сущность и содержание экологической тропы как организационной формы экологического образования и воспитания. 2. Проанализирована деятельность по экологическому образованию и воспитанию учащихся, на примере опыта педагогов МОУ «СОШ №11» г. Саратова, в том числе и своей педагогической деятельности.

Выводы

1. На основании психолого-педагогической и методической литературы изучены особенности экологического воспитания школьников, раскрыта сущность и содержание экологической тропы как организационной формы экологического образования и воспитания.

2. Проанализирована деятельность по экологическому образованию и воспитанию учащихся, на примере опыта педагогов МОУ «СОШ №11» г. Саратова, в том числе и своей педагогической деятельности.

Выводы 3. Представлена учебно-методическая разработка экологической тропы «Зеленая тропинка», являющаяся частью рабочей программы кружка «Юный эколог» , целью которой является организация непрерывного экологического образования и воспитания школьников, создание условий для целенаправленного воспитания личности в области экологической культуры, формирование практического опыта природопользования. 4. Реализована учебно-методическая разработка экологической тропы «Зеленая тропинка» с учащимися 4-х классов – членами кружка «Юный эколог». Диагностика уровня экологической культуры участников позволяет сделать вывод о положительном влиянии такой формы экологического воспитания и образования на формирование практических умений и навыков, умения применять на практике теоретических знаний, повышение уровня мотивации при обучении и интереса к природе родного края.

Выводы

3. Представлена учебно-методическая разработка экологической тропы «Зеленая тропинка», являющаяся частью рабочей программы кружка «Юный эколог» , целью которой является организация непрерывного экологического образования и воспитания школьников, создание условий для целенаправленного воспитания личности в области экологической культуры, формирование практического опыта природопользования.

4. Реализована учебно-методическая разработка экологической тропы «Зеленая тропинка» с учащимися 4-х классов – членами кружка «Юный эколог». Диагностика уровня экологической культуры участников позволяет сделать вывод о положительном влиянии такой формы экологического воспитания и образования на формирование практических умений и навыков, умения применять на практике теоретических знаний, повышение уровня мотивации при обучении и интереса к природе родного края.