Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Организационный этап 1 мин. | Сформировать интерес к изучению окружающего мира; повышать уровень мотивации учебной деятельности | Здравствуйте дети! Меня зовут Евгения Юрьевна, рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Проверьте наличие учебных принадлежностей, вспомните правила посадки. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на рабочий лад. | | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, улыбаются друг другу, настраиваются на урок. |
Решение теста 5 мин. | | Решите тест по прошлой теме. На выполнение у вас 5 минут. | | На протяжении 5 минут решают тест. После выполнения один из учеников проходит по рядам и собирает листы с тестом. |
Актуализация 3 мин | Повторение ранее изученных знаний переходящее в целеполагание и постановку темы урока Воспитание в детях бережного отношения к природе, экономному использованию ресурсов. | Учитель показывает слайд презентации. (фотография завода на слайде). Что вы видите? Учитель переключает слайд(вред завода для окружающей среды) Что видите здесь? Какой вред приносят заводы? | Презентация(см. в приложении) | -Завод. Завод и его вред окружающей среде. Заводы загрязняют воздух, ядовитые вещества выбрасываются в водоемы. От загрязнения водоемов гибнут рыбы. От загрязнений страдает здоровье людей. . |
| Карточки «Экология», «и», «Экономика» |
Целеполагание 2 мин | Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнять; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | На доске висят карточки со следующими определениями и перевернутые карточки с названиями наук. Назовите названия наук опираясь на определения. 1) Наука, изучающая взаимодействие живых существ с окружающей средой-… 2) Наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства… Сформулируйте тему урока. -Как вы думаете, может ли существовать экономика без экологии? Почему? А можем ли мы существовать без промышленных предприятий? Какую цель мы ставим на сегодняшнем уроке? | | Наука изучающая взаимодействие живых существ с окружающей средой называется экологией. Наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства называется экономикой. Тема урока «Экономика и экология». Экономика без экологии не может существовать т.к. пользуясь ресурсами земли мы получаем пищу, дом и многое другое. Не можем. Узнать о полезной и опасной стороне экономики, научиться устанавливать связи между экономикой и экологией. |
Открытие нового знания 8 минут | Формирование представлений и новых знаний по теме. Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, овладение базовыми предметными понятиями. Создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями, доводами. Создание условий для формирования представлений об экологической катастрофе. | -Откроем учебник на странице 72. Посмотрите на фотографию. Опишите что происходит?(цель задания: активизация мыслительной д-ти учеников, установление взаимосвязи экономики и экологии). Проверим, были ли ваши предположения верны. Прочитайте текст по цепочке, каждый по одному предложению. Остальные внимательно слушают, чтобы потом вы смогли бы ответить на вопросы. -Как вы поняли, что произошло? Кто пострадает от разлива нефти в море? Откройте тетради на 49 стр. и запишите в №1. Какой ущерб понесут люди в ходе этой аварии? Какие отрасли экономики вы знаете? Можем ли мы существовать без этих отраслей экономики? Получается, что действительно, у экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции. Один из исходов опасной стороны экономики это?.. | Учебник, рабочая тетрадь. | Дети отвечают, что по их мнению происходит на фотографии. Дети читают текст по цепочке, остальные следят по тексту учебника. Во время аварии нефть разлилась в море. Пострадают от разлива нефти люди и подводные обитатели моря(рыбы, птицы, морские моллюски, крабы, водоросли) Нефть загрязняет мировой океан и это влияет на всю планету, на здоровье людей. Сельское хозяйство Транспорт Металлургическая промышленность Фабрики и заводы АЭС Химическая промышленность. Это экологическая катастрофа, которая может нанести не просто вред окружающей среде, а буквально погубить целые популяции живых существ. |
Физкульминутка | Снятие физического напряжения | Ветер веет над полями, И качается права. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора (Потягивания—руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мышки прячутся во ржи. Как увидеть их, скажи? В норке прячется полёвка. Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) И немного отдохнём. | | Выполняют действия. |
Закрепление нового знания 13 минут | Повторение и закрепление изученного материала по теме. Ознакомление учащихся с полезной и опасной сторонами экономики. Создание условий для формирования представлений об экологической катастрофе и экологическом прогнозе. Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, овладение базовыми предметными понятиями. | Учитель открывает слайд презентации. Сейчас мы сделаем экологический прогноз. Попробуйте найти взаимосвязь между этими фотографиями. Что вы видите? Кто виновник данного загрязнения? Могли ли пакеты, из-за человека оказаться в воде? Как это может повлиять на животных и рыб, проживающих в данном водоёме? Видели ли вы сами на территории наших водоемов, парков мусор, и тех, кто выбрасывает его в неположенном месте? Что можно предпринять, чтобы таких трагедий стало меньше? Таким образом, экономика и сам человек может может влиять на экономику положительно. Выполните самостоятельно №2 на 49стр. Сделайте вывод о деятельности людей и её влиянии на экологию. | Учебник, тетрадь в клетку, ручка. Презентация. | Дети пробуют найти взаимосвязь. Мусор на берегу водоёма. Люди, которые отдыхали на берегу озера и уходя оставили мусор на берегу. Могли. Животные и рыбы могут принять мусор за пищу, съесть и за счёт того, что пластик не переваривается-умереть. Дети делятся своим личным опытом. Нужно не разбрасывать мусор, принимать участие в субботниках. Отходы промышленности будут загрязнять воздух. Загрязнение воздуха приведёт к снижению иммунитета у людей, они станут чаще болеть. Это также приведет к исчезновению животных и растений. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно установить на предприятии очистительные сооружения. Человек вредит окружающей среде. Но помочь нашей планете можно с помощью принятия определенных мер . |
Рефлексия 2 минуты | Анализ итогов уроков Воспитание в детях бережного отношения к природе, экономному использованию ресурсов. | Итак, проанализируем наш урок. 1.Какая тема урока? 2. Как взаимосвязаны экология и экономика? 3. Как именно экономика вредит экологии? Что вам на уроке понравилось? С чем возникли трудности? Откройте дневники и запишите домашнее задание. Домашнее задание Учебник страница 75, задание для домашней работы номер 1. Рабочая тетрадь стр.49 №3 | | 1.Экология и экономика. 2.Экономика берет природные ресурсы (свет, воду, тепло) у природы. При этом вредит экологии. 3.Транспорт, заводы загрязняют воздух. С\х отравляет почву химикатами. Ответы детей. Дети открывают дневники и записывают домашнее задание. |