2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | - Прежде чем мы изучим новую тему, обратимся к уже изученному материалу. - Что такое доходы семьи? - Что такое расходы семьи? - Что такое семейный бюджет и из чего он состоит? - Доходы из чего складываются в семье? - На что тратит семья расходы? - Можно ли жить без семейного бюджета? - Чем государственный и семейный бюджет похожи? - В чем различие государственного и семейного бюджета? - У вас на столах лежит лист контроля. Подпишите их. Вам нужно решить все задания на оценку. - Теперь обменяйтесь листами контроля и проверьте правильность выполнения задания по эталону. Если правильно выполнено задание, то ставим знак «+», если нет, то знак «-». - Передайте листы контроля на первую парту. | - Деньги, которые поступают в бюджет семьи. - Траты на самые разные товары и услуги. - Это план доходов и расходов. - Из зарплаты, пенсии, стипендии, пособия. - На продукты, на транспорт, на учебу и т.д. - Нет, потому что мы не будем знать сколько нам нужно оставить денег на внезапные траты, тк семейный бюджет- это планирование расходов и доходов. - Планированием доходов и расходов. - Государственный бюджет — это план доходов и расходов государства. Доходы государство получает в основном от сбора налогов. А семейный бюджет в рамках семьи. Выполняют задания в листе контроля. Проверяют задание. | | К.: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других. | |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Прочитайте что такое экологическая катастрофа. - Взгляните на слайд. Что изображено? - Почему это экологическая катастрофа? Почему нефть, попавшая в море, вызвало экологическую катастрофу? - Кто погибнет в этой части моря? - От чего погибнут рыбы? - От чего погибнут птицы? - От чего погибнут моллюски, водоросли и крабы? - Чем грозит людям? - Пострадали и животные, растения, люди, таким образом, все это произошло из-за катастрофы. - Сколько самые большие нефтеналивные танкеры вмещают для перевозки нефти? - Что такое танкер? Танкер − морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов (нефть и нефтепродукты, кислоты, ядохимикаты). - Все верно. Они вмещают в себе 10 тыс. железнодорожных цистерн. Как удобнее перевозить танкером десятью тысячами цистерн или железной дорогой? - Верно, для экономики любой страны — танкеры- это выгодно! Но они привели к большой экологической катастрофе. - Приведите примеры в какой стране случилась данная катастрофа стр. 73 последний абзац. - 28 ноября 2015 года к берегу Сахалина ветром выбросило на мель танкер "Надежда", на его борту было 786 тонн нефтепродуктов. Произошло повреждение корпуса, в результате нефтепродукты попали в воду у морского порта Невельска и прилегающую акваторию Татарского пролива. Разлив нефтепродуктов привел к загрязнению акватории площадью более 20 тысяч квадратных метров и береговой полосы протяженностью около семи километров, а также массовому уничтожению птиц. - Мы с вами выяснили, что такое экологическая катастрофа и какую беду она несет. Для экономики перевозка нефти таким образов выгодна, но для экологии губительна. - Но экономика приносит не только же вред. Она приносит большую пользу людям. А какую? - Так что мы должны будем выяснить? - Прочитайте текст в учебнике на стр. 73 и назовите две стороны экономики. - Сейчас мы с вами поработаем в парах. Две стороны экономики: 1 пара: сельское хозяйство. Выделите плюсы и минусы. 2 пара: транспорт. Выделите плюсы и минусы. 3 пара: промышленность отрасль добывающая. Выделите плюсы и минусы. 4 пара: ТЭС. Выделите плюсы и минусы. 5 пара: гидроэлектростанция в чем суть и к чему приводят плотины. 6 пара: тепловые электростанции чем опасны? 7 пара: химическая промышленность. Чем вредные стиральные порошки и моющие средства? 8 пара: легкая промышленность. Выделите плюсы и минусы. 9 пара: для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы. Какой вред экологии? - Мы увидели две стороны экономики. После данной работы в парах мы можем какой сделать вывод? - Значит какая главная задача для общества? - Обратите внимание на столе находятся: пластиковая бутылка, салфетка, пакет. Нам это все удобно брать на отдых. Представьте, что вы пошли в поход вместе с семьей. И после использования данных предметов вы решили их сжечь в костре или закопать их в песок. Правильно ли вы поступите? Если нет, то как лучше поступить? - Смотрите какая экологическая катастрофа в Карском море. Основная масса экологических проблем Карского моря исходит от повышенного загрязнения тяжелыми металлами вод впадающих рек Енисея и Оби. Также негативно влияют на экологию суда, особо загрязнены нефтепродуктами области их регулярного передвижения. Карское море Карское море лежит у берегов Российской Федерации в западном регионе морей Сибирской Арктики, между островами Земля Франца-Иосифа, Новой Землей и архипелагом Северная Земля. - Кто в это виноват? - Мы часто слышим о прогнозах погоды, что же такое прогноз? - Верно, ученные научились делать «экологические прогнозы» они предсказывают к чему может привести то или иное действие по отношению к экологии, как вы считаете, от чего могут уберечь такие прогнозы? | Читают текст в учебнике. - Море, в которой нефть. - Потому что погибло живых организмов. Событие, ведущее к трагическим последствиям в природе. - Рыба, водоросли, птицы, моллюски, крабы. - Рыбы погибнут из-за пленки нефти, которая не пропускает кислород. - Потому что их крылья намокли нефтью, крылья склеились и птицы не могут летать. - Они гибнут, так как нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород, и они задыхаются. - Нехватка рыбы, крабов, моллюсков. - 10 тыс. железнодорожных цистерн. - Танкерами, тк это быстрее. И не надо государству тратить на постройку железной дороги для перевозки нефти. - В 2010 году возник пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В результате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно. Так произошёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти. - Удовлетворяет потребности людей. - Две стороны экономики. - Одна — необходимая и полезная продукция, без которой ни человеку, ни всему обществу не прожить. А другая — вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции. - 1 пара. Сельское хозяйство отравляет почву ядохимикатами (избавление от колорадского жука). Сельское хозяйство прежде всего удовлетворяет потребности людей в продуктах питания - оно производит зерно, мясо, молоко, овощи, фрукты. - 2 пара. Плюсы транспорта быстро передвижение, а минусы: загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей. - 3 пара. Добывающая отрасль. Плюсы добыча полезных ископаемых, а минусы: для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы. - 4 пара. Плюсы ТЭС: являются производителями около 80-ти % всей электроэнергии страны. Дает горячую воду. Минусы: нарушение экологического равновесия и загрязнение атмосферы. - 5 пара. Чтобы построить гидроэлектростанцию, реку перегораживают плотиной. Выше плотины река разливается и затапливает плодородные земли и леса. При постройке некоторых плотин под воду уходили деревни и города, из которых приходилось переселять всех жителей. - 6 пара. На тепловых электростанциях сжигают топливо, а ядовитый дым загрязняет воздух. На атомных электростанциях применяют атомное топливо, которое очень опасно для людей и всего живого. Если на такой электростанции произойдёт авария, могут погибнуть или тяжело заболеть очень многие люди. - 7 пара. Стиральные порошки и моющие средства, попадая через канализацию в реки и озёра, загрязняют их. - 8 пара. Плюсы: производство ткани, одежды для людей. Минусы: загрязнение экологии. 9 пара: загрязнение воздуха, воды и земли из-за образования большого количества опасных отходов. Объемы извлечения металла увеличиваются с каждым днем, что приводит к образованию отходов и загрязняющих веществ. Эти вещества накапливаются в организме человека и приносят вред здоровью. - Одна сторона экономики вредит экологии. - Сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы. - Лучше не покупать одноразовую посуду, тк пластик долго разлагается. Нельзя это сжигать и закапывать в песок. Лучше всего собрать весь мусор и выкинуть в мусорку, но при этом сортировать его. - Человек. - «Прогноз» означает «научное предсказание». - Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. | Определять две стороны экономики, взаимосвязи между экологией и экономикой. | П.: осуществлять поиск выборочной информации; Р.: принимать и сохранять учебную задачу; Р.: планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами. | Интерес к изучению взаимосвязей экологии и экономики |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | - Предлагаю вам в группах дать свои экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев: 1 группа- это первый ряд. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей. 2 группа- 2 ряд. На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть. 3 группа- 3 ряд. Массовое производство пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов. - Какой мы тогда можем сделать вывод? - Какую главную задачу общества мы сегодня назвали? А как мы можем это сделать? Давайте решим ситуации. - У всех вас есть машины? Где мы должны мыть машины? Представьте вы приехали в деревню. Решили помыть машину возле берега речки. Машину надо мыть в речке? Или отойти 7-10 метров от нее? - Вы приехали отдыхать на реку Катунь. Вы моете посуду с моющем средством прям в реке. Вред или пользу вы приносите? Где надо мыть посуду? И куда вылить грязную воду? - Вы пошли на пляж и взяли одноразовую посуду и после использования закопали ее в песок. | - 1 группа: уничтожение хищных животных фермерами, или кем-либо другим, приведет к нарушению "животного баланса". Хищники, хотя и приносят вред фермерам, в то же время они служат и во благо человека, например, уничтожают грызунов, которые при размножении могут нанести фермерам не меньший, а то и гораздо больший урон в хозяйстве. Еще грызуны являются переносчиками болезней, а хищники контролируют их численность. Рекомендации: строить заборы, ограждения, содержать собак, чтобы предупреждали об проникновении хищников и/или отпугивали их. 2 группа: соединения ртути отравят все живое в озере, рыба станет непригодна для пищи, в озере нельзя купаться и отдыхать. Рекомендации: обязательно построить очистные сооружения, вывозить ртуть в специальные для этого места. 3 группа: пластик долго разлагается (около 400 до 700 лет), полиэтиленовые пакеты (от 100 до 200 лет). Массовое загрязнение природы. Рекомендации: не пользоваться пластиковой посудой и полиэтиленовыми пакетами. Лучше пользоваться бумажными пакетами. - Экономика и экология взаимосвязаны. Две стороны у экономики полезная и вредная. - Сделать экономику более безопасной. - На автомойке. Отойти 7-10 метров от реки. - Вред, тк мы выяснили на уроке, что моющие средства загрязняют реки. Мыть в ведре, а воду вылить в песок, тк вода очистится через него. - Нельзя закапывать пластиковую посуду, тк она долго разлагается и вредна для почвы. | Строить экологические прогнозы. Определять, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы. | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р.: принимать и сохранять учебную задачу; | Интерес к изучению взаимосвязей экологии и экономики |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | - Откройте рабочую тетрадь на стр.49 № 1. Прочитайте задание. Какие животные пострадают? - Задание №2. Что нужно сделать? - Что мы можем сделать уже сейчас, чтобы предотвратить экологическую катастрофу? - Все абсолютно верно, главное помните, что наши экологические прогнозы зависят от каждого из нас. | - рыбы, живые существа – водоросли, моллюски, птицы. - Газы загрязнят воздух. Человеку будет тяжело дышать, а главное – будут отравлены продукты питания. Нужно соблюдать нормы выхлопов, использовать фильтры. Устно: прежде всего, нужно задуматься о состоянии воздуха и о том, что большое количество заводов выбрасывают в атмосферу столько дыма и копоти, что уже очень скоро мы начнем задыхаться от продуктов их деятельности. Для того, чтобы сократить количество выбрасываемых выхлопов, необходимо установить фильтры и барьеры для сбора вредных веществ, четко вести контроль производств на наличие и выработку запрещенных веществ, вредящих атмосфере. Отслеживание состояния воды – это тоже очень важно, ведь то, как люди относятся к воде – ужасно. Должны быть четко установлены доступные границы и расстояния для расположения заводов, чтобы избежать аварий и утечек ядовитых веществ в воду. Окружающая среда – это и животные. Нужно беречь каждую зверюшку и запретить охоту ради развлечения. Многие виды находятся на грани вымирания. - Не выбрасывать мусор в не положенных местах, использовать фильтры при отоплении дач, оберегать и высаживать деревья. | | К:владеть диалогической речью; К.: строить монологические высказывания П: осуществлять обобщение. | У учащихся может быть сформировано представление, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы. |