СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Экономика и экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Экономика и экология» по окружающему миру в 3классе, УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А. . Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».  В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут причины и пути решения данной проблемы.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Экономика и экология"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Брылёва Анастасия Дмитриевна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3 «А».

Тема урока: «Экономика и экология».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении экономики и экологии.

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о двух сторонах экономики, взаимосвязях между экологией и экономикой.

  2. Формировать умениестроить экологические прогнозы; определять, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

Предметные:

Уч-ся научатся:

- определять две стороны экономики, взаимосвязи между экологией и экономикой.

Уч-ся получат возможность научиться:

- строить экологические прогнозы;

- определять, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

Развивающие:

1. Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия.



2. Формировать умения: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять действия по алгоритму.



3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи; работать в парах и группах.


Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся: определять учебную задачу;

Учащиеся получат возможность научиться: составлять план своих действий;

Познавательные:

Учащиеся научатся: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Учащиеся получат возможность: выполнять действия по алгоритму

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- владеть диалогической формой речи;

- работать в парах, группах.

Воспитательные:
- формировать интерес к изучению взаимосвязей между экологией и экономикой; и к тому, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

Личностные:
- у учащихся будет сформирован интерес к изучению взаимосвязей экологии и экономики;


- у учащихся может быть сформировано представление, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

Форма организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Дидактические средства:листы исследователя, лист контроля,учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация.



































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

-Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу урок окружающего мира.


-Проверим готовность к уроку. У вас на парте должно быть: пенал, учебник, раздаточный материал.


-Давайте посмотрим на слайд, какие учебные умения нам пригодятся на уроке?


-Хорошо. Все эти умения мы берем с собой на урок.


- Сегодня мы с вами будем исследователями. А что именно мы будем исследовать, узнаете на уроке.


Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.






- Все умения нам пригодятся.





Р.: осуществлять волевую саморегуляцию



К.: владеть диалогической формой речи.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)

Практический (упражнение)









- Прежде чем мы изучим новую тему, обратимся к уже изученному материалу.


- Что такое доходы семьи?



- Что такое расходы семьи?



- Что такое семейный бюджет и из чего он состоит?


- Доходы из чего складываются в семье?


- На что тратит семья расходы?



- Можно ли жить без семейного бюджета?








- Чем государственный и семейный бюджет похожи?


- В чем различие государственного и семейного бюджета?









- У вас на столах лежит лист контроля. Подпишите их. Вам нужно решить все задания на оценку.


- Теперь обменяйтесь листами контроля и проверьте правильность выполнения задания по эталону. Если правильно выполнено задание, то ставим знак «+», если нет, то знак «-».


- Передайте листы контроля на первую парту.





- Деньги, которые поступают в бюджет семьи.

- Траты на самые разные товары и услуги.

- Это план доходов и расходов.


- Из зарплаты, пенсии, стипендии, пособия.

- На продукты, на транспорт, на учебу и т.д.

- Нет, потому что мы не будем знать сколько нам нужно оставить денег на внезапные траты, тк семейный бюджет- это планирование расходов и доходов.

- Планированием доходов и расходов.


- Государственный бюджет — это план доходов и расходов государства. Доходы государство получает в основном от сбора налогов.

А семейный бюджет в рамках семьи.


Выполняют задания в листе контроля.



Проверяют задание.















К.:

владеть диалогической речью;

слушать и понимать речь других.




3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

- Давайте вспомним два понятия. Что такое экология? А экономика?












- А как вы думаете экология и экономика взаимосвязаны?


- Какая будет тема нашего урока?


- Откройте учебники на странице 72 и проверьте, правильно ли вы назвали тему.


- Какая будет цель? Прочитайте цель на странице 72 до красной черты.









- Экология- наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

- Экономика- хозяйственная деятельность людей. Наука о ведении хозяйства, которая является частью повседневной жизни человека.

- Да.



- Экономика и экология.




- Узнаем о двух сторонах экономики- полезной и опасной. Будем учиться обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы.



К.:

владеть диалогической речью;

слушать и понимать речь других.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.










4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

- Дальше нам нужно составить план наших действий. Они и будут задачами на урок.


- На слайде пункты перемешаны, восстановите порядок и прочитайте правильный план.




- 1. Узнать о двух сторонах экономики и экологии- полезной и опасной.

2. Определить, что я могу сделать, чтобы экономика была более безопасной.

3. Научиться обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы.














К.:

владеть диалогической речью;

слушать и понимать речь других.

Р.: составлять план своих действий.



5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)










- Прочитайте что такое экологическая катастрофа.


- Взгляните на слайд. Что изображено?



- Почему это экологическая катастрофа?

Почему нефть, попавшая в море, вызвало экологическую катастрофу?




- Кто погибнет в этой части моря?



- От чего погибнут рыбы?




- От чего погибнут птицы?





- От чего погибнут моллюски, водоросли и крабы?




- Чем грозит людям?


- Пострадали и животные, растения, люди, таким образом, все это произошло из-за катастрофы.


- Сколько самые большие нефтеналивные танкеры вмещают для перевозки нефти?


- Что такое танкер?

Танкер − морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов (нефть и нефтепродукты, кислоты, ядохимикаты).

- Все верно. Они вмещают в себе 10 тыс. железнодорожных цистерн. Как удобнее перевозить танкером десятью тысячами цистерн или железной дорогой?



- Верно, для экономики любой страны — танкеры- это выгодно! Но они привели к большой экологической катастрофе.


- Приведите примеры в какой стране случилась данная катастрофа стр. 73 последний абзац.

















- 28 ноября 2015 года к берегу Сахалина ветром выбросило на мель танкер "Надежда", на его борту было 786 тонн нефтепродуктов. Произошло повреждение корпуса, в результате нефтепродукты попали в воду у морского порта Невельска и прилегающую акваторию Татарского пролива. Разлив нефтепродуктов привел к загрязнению акватории площадью более 20 тысяч квадратных метров и береговой полосы протяженностью около семи километров, а также массовому уничтожению птиц.


- Мы с вами выяснили, что такое экологическая катастрофа и какую беду она несет. Для экономики перевозка нефти таким образов выгодна, но для экологии губительна.


- Но экономика приносит не только же вред. Она приносит большую пользу людям. А какую?


- Так что мы должны будем выяснить?


- Прочитайте текст в учебнике на стр. 73 и назовите две стороны экономики.










- Сейчас мы с вами поработаем в парах.

Две стороны экономики:

1 пара: сельское хозяйство. Выделите плюсы и минусы.

2 пара: транспорт. Выделите плюсы и минусы.

3 пара: промышленность отрасль добывающая. Выделите плюсы и минусы.

4 пара: ТЭС. Выделите плюсы и минусы.

5 пара: гидроэлектростанция в чем суть и к чему приводят плотины.

6 пара: тепловые электростанции чем опасны?

7 пара: химическая промышленность. Чем вредные стиральные порошки и моющие средства?

8 пара: легкая промышленность. Выделите плюсы и минусы.

9 пара: для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы. Какой вред экологии?






















































































- Мы увидели две стороны экономики. После данной работы в парах мы можем какой сделать вывод?


- Значит какая главная задача для общества?




- Обратите внимание на столе находятся: пластиковая бутылка, салфетка, пакет. Нам это все удобно брать на отдых.

Представьте, что вы пошли в поход вместе с семьей. И после использования данных предметов вы решили их сжечь в костре или закопать их в песок. Правильно ли вы поступите? Если нет, то как лучше поступить?




- Смотрите какая экологическая катастрофа в Карском море. Основная масса экологических проблем Карского моря исходит от повышенного загрязнения тяжелыми металлами вод впадающих рек Енисея и Оби. Также негативно влияют на экологию суда, особо загрязнены нефтепродуктами области их регулярного передвижения. Карское море Карское море лежит у берегов Российской Федерации в западном регионе морей Сибирской Арктики, между островами Земля Франца-Иосифа, Новой Землей и архипелагом Северная Земля.


- Кто в это виноват?


- Мы часто слышим о прогнозах погоды, что же такое прогноз?


- Верно, ученные научились делать «экологические прогнозы» они предсказывают к чему может привести то или иное действие по отношению к экологии, как вы считаете, от чего могут уберечь такие прогнозы?



Читают текст в учебнике.


- Море, в которой нефть.


- Потому что погибло живых организмов. Событие, ведущее к трагическим последствиям в природе.

- Рыба, водоросли, птицы, моллюски, крабы.

- Рыбы погибнут из-за пленки нефти, которая не пропускает кислород.

- Потому что их крылья намокли нефтью, крылья склеились и птицы не могут летать.

- Они гибнут, так как нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород, и они задыхаются.

- Нехватка рыбы, крабов, моллюсков.





- 10 тыс. железнодорожных цистерн.






- Танкерами, тк это быстрее. И не надо государству тратить на постройку железной дороги для перевозки нефти.





- В 2010 году возник пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В результате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно. Так произошёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти.



















- Удовлетворяет потребности людей.



- Две стороны экономики.

- Одна — необходимая и полезная продукция, без которой ни человеку, ни всему обществу не прожить. А другая — вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции.



- 1 пара. Сельское хозяйство отравляет почву ядохимикатами (избавление от колорадского жука). Сельское хозяйство прежде всего удовлетворяет потребности людей в продуктах питания - оно производит зерно, мясо, молоко, овощи, фрукты.

- 2 пара. Плюсы транспорта быстро передвижение, а минусы: загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей.

- 3 пара. Добывающая отрасль. Плюсы добыча полезных ископаемых, а минусы: для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы.

- 4 пара. Плюсы ТЭС: являются производителями около 80-ти % всей электроэнергии страны. Дает горячую воду. Минусы: нарушение экологического равновесия и загрязнение атмосферы.

- 5 пара. Чтобы построить гидроэлектростанцию, реку перегораживают плотиной. Выше плотины река разливается и затапливает плодородные земли и леса. При постройке некоторых плотин под воду уходили деревни и города, из которых приходилось переселять всех жителей.

- 6 пара. На тепловых электростанциях сжигают топливо, а ядовитый дым загрязняет воздух. На атомных электростанциях применяют атомное топливо, которое очень опасно для людей и всего живого. Если на такой электростанции произойдёт авария, могут погибнуть или тяжело заболеть очень многие люди.

- 7 пара. Стиральные порошки и моющие средства, попадая через канализацию в реки и озёра, загрязняют их.

- 8 пара. Плюсы: производство ткани, одежды для людей. Минусы: загрязнение экологии.

9 пара: загрязнение воздуха, воды и земли из-за образования большого количества опасных отходов. Объемы извлечения металла увеличиваются с каждым днем, что приводит к образованию отходов и загрязняющих веществ. Эти вещества накапливаются в организме человека и приносят вред здоровью.

- Одна сторона экономики вредит экологии.


- Сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

- Лучше не покупать одноразовую посуду, тк пластик долго разлагается. Нельзя это сжигать и закапывать в песок. Лучше всего собрать весь мусор и выкинуть в мусорку, но при этом сортировать его.















- Человек.


- «Прогноз» означает «научное предсказание».

- Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека.












































































Определять две стороны экономики, взаимосвязи между экологией и экономикой.









П.: осуществлять поиск выборочной информации;

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Р.:

планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами.

Интерес к изучению взаимосвязей экологии и экономики

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

- Предлагаю вам в группах дать свои экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев:

1 группа- это первый ряд. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

2 группа- 2 ряд. На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

3 группа- 3 ряд. Массовое производство пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов.


















































- Какой мы тогда можем сделать вывод?





- Какую главную задачу общества мы сегодня назвали?

А как мы можем это сделать? Давайте решим ситуации.


- У всех вас есть машины?

Где мы должны мыть машины?

Представьте вы приехали в деревню. Решили помыть машину возле берега речки. Машину надо мыть в речке? Или отойти 7-10 метров от нее?


- Вы приехали отдыхать на реку Катунь. Вы моете посуду с моющем средством прям в реке. Вред или пользу вы приносите?

Где надо мыть посуду? И куда вылить грязную воду?




- Вы пошли на пляж и взяли одноразовую посуду и после использования закопали ее в песок.


- 1 группа: уничтожение хищных животных фермерами, или кем-либо другим, приведет к нарушению "животного баланса". Хищники, хотя и приносят вред фермерам, в то же время они служат и во благо человека, например, уничтожают грызунов, которые при размножении могут нанести фермерам не меньший, а то и гораздо больший урон в хозяйстве. Еще грызуны являются переносчиками болезней, а хищники контролируют их численность.

Рекомендации: строить заборы, ограждения, содержать собак, чтобы предупреждали об проникновении хищников и/или отпугивали их.

2 группа: соединения ртути отравят все живое в озере, рыба станет непригодна для пищи, в озере нельзя купаться и отдыхать.

Рекомендации: обязательно построить очистные сооружения, вывозить ртуть в специальные для этого места.

3 группа: пластик долго разлагается (около 400 до 700 лет), полиэтиленовые пакеты (от 100 до 200 лет). Массовое загрязнение природы.

Рекомендации: не пользоваться пластиковой посудой и полиэтиленовыми пакетами. Лучше пользоваться бумажными пакетами.


- Экономика и экология взаимосвязаны. Две стороны у экономики полезная и вредная.

- Сделать экономику более безопасной.




- На автомойке. Отойти 7-10 метров от реки.





- Вред, тк мы выяснили на уроке, что моющие средства загрязняют реки.

Мыть в ведре, а воду вылить в песок, тк вода очистится через него.

- Нельзя закапывать пластиковую посуду, тк она долго разлагается и вредна для почвы.


Строить экологические прогнозы.












Определять, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Р.: принимать и сохранять учебную задачу;






Интерес к изучению взаимосвязей экологии и экономики

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)










8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)

- Откройте рабочую тетрадь на стр.49 № 1. Прочитайте задание. Какие животные пострадают?


- Задание №2. Что нужно сделать?




























































- Что мы можем сделать уже сейчас, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?






- Все абсолютно верно, главное помните, что наши экологические прогнозы зависят от каждого из нас.



- рыбы, живые существа – водоросли, моллюски, птицы.


- Газы загрязнят воздух. Человеку будет тяжело дышать, а главное – будут отравлены продукты питания. Нужно соблюдать нормы выхлопов, использовать фильтры.

Устно: прежде всего, нужно задуматься о состоянии воздуха и о том, что большое количество заводов выбрасывают в атмосферу столько дыма и копоти, что уже очень скоро мы начнем задыхаться от продуктов их деятельности.

Для того, чтобы сократить количество выбрасываемых выхлопов, необходимо установить фильтры и барьеры для сбора вредных веществ, четко вести контроль производств на наличие и выработку запрещенных веществ, вредящих атмосфере.

Отслеживание состояния воды – это тоже очень важно, ведь то, как люди относятся к воде – ужасно. Должны быть четко установлены доступные границы и расстояния для расположения заводов, чтобы избежать аварий и утечек ядовитых веществ в воду.

Окружающая среда – это и животные. Нужно беречь каждую зверюшку и запретить охоту ради развлечения.

Многие виды находятся на грани вымирания.


- Не выбрасывать мусор в не положенных местах, использовать фильтры при отоплении дач, оберегать и высаживать деревья.












К:владеть диалогической речью;

К.: строить монологические высказывания


П: осуществлять обобщение.

У учащихся может быть сформировано представление, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)



- Вернемся к плану, все ли пункты мы выполнили?


- Мы выполнили план, ответили на все наши вопросы.


- Самое главное, где нам в будущем пригодятся эти знания?




- Теперь я предлагаю по очереди высказаться одним предложением, выбирая начало фразы со слайда


1. Было интересно...

2. Я почувствовал(а) гордость за....

3. Сегодня я узнал(а)...

4. Я понял(а), что...

5. Меня удивило...

6. Мне захотелось...

7. Было трудно....


- Домашнее задание:

Отвечают на вопросы учителя.





- Уже сейчас мы можем начать беречь экологию. А в будущем бережно относится к ней.













Записывают домашнее задание.



Р: осуществлять самооценку деятельности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!