«Экономика и ее основные участники»
Тип урока: урок – изучения новой темы.
Форма проведения урока: комбинированный урок, с игровой ситуацией, групповой работой, проблемно – проектной деятельностью учащихся, использованием ИКТ.
Цели урока:
образовательная: раскрыть особенности и значение экономики как науки и как основы жизни и деятельности общества, роль участников экономической деятельности в развитии общества;
развивающая: развитие экономического мышления учащихся, формирование основ экономической культуры потребителя – активного участника экономических отношений;
воспитательная: приобретение учащимися практических умений и навыков для участия в экономической деятельности;
Оборудование урока: мультимедийные средства обучения, компьютерная презентация, учебник по обществознанию для 7 класса, тетради, дидактические материалы.
План урока:
1.Что такое экономика.
2.Зачем нужна экономика.
3.Основные участники экономической деятельности
Ход урока.
1. Организационный момент
Добрый день, ребята!Я рада вас видеть, надеюсь, что мы с вами плодотворно сегодня поработаем. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одной из очень важных тем, знания которой вам пригодятся в дальнейшей жизни.
3. Постановка темы урока
Прежде чем начать урок, прослушайте стихотворение.
Экономика- наука, как и все, - большая скука
Скука-это настроенье, никакого наслажденья.
Наслажденье как всегда, - много радости без сна.
Сон, конечно, - это отдых,
чтоб набраться сил природных.
Отдых дарит радость нам,
как свежесорванный банан.
Банан, конечно, -это фрукт,
его так просто не дадут.
А чтобы фрукты нам купить,
нужно деньги заплатить.
Деньги в кошельке лежат и обмену подлежат
А обмены, без сомнений, - основа ЭКО-отношений.
Согласиться можно сразу, что все названные фразы
дают уверенность нам в том, что скука вовсе ни при чем.
Без экономики не будет не уик-эндов, ни будней.
В итоге наших рассуждений получилось утвержденье:
Экономика — не скука, а прикольная наука!
- О чем будет урок? (варианты ответов уч-ся) об экономике
Да, правильно и не только об экономике
Мы с вами постоянно вступаем в экономические отношения: слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить. Все это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой. А те люди которые заняты в экономической сфере , называются ее участниками .
Поэтому сегодняшняя тема Это( варианты ответов уч-ся) ……..
Сообщаю тему урока. Правильно Экономика и ее основные участники. (слайд 1)
.
Так что же мы должны узнать на сегоднешнем уроке? Давайте попробуем предположить .
1. Что такое экономика
2.Необходимость экономики
3 Основные участники экономики
-(слайд 2-3)
4. Изучение новой темы
Что такое экономика? Эконо́мика - в переводе с древнегреческого: «хозяйствование по правилам, законам»(слайд4 )
Найдите на стр учебника 28 определение слова «экономика».
Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» Бернард Шоу (слайд 5)
«Экономика-это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения» (слайд 6)
- Зачитайте определение.
- Запишем тему урока и определение (только первую часть) в тетрадь.
- Попробуйте продолжить предложения, пользуясь определением которое вы записали. (Сдайд №7)
«Экономика-это наука о...» « Экономика — это умения….»Экономика это общестченные отношения….. (уч-ся проговаривают свои варианты) (слайд 8)
- Еще раз, проговариваем то, что у нас получилось.
Основные проявления экономики
- У человека очень много разнообразных потребностей, и для их удовлетворения человек должен создавать различные товары и услуги по другому –продукт.
Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 27. Объясните с точки зрения экономики, как науки, что происходит? Подвожу детей к основным проявлениям экономики: производство – распределение – обмен – потребление.
Какое экономическое действие содержится в 1 иллюстрации? Что произошло?
В 2-й? 3-й? 4?
- Сделаем вывод. (еще раз проговорили явления экономики)
-Определите к каким проявлениям экономики относятся данные стихотворения?
К основным проявлениям экономики отражающим стадию движения продукта относят. производство – распределение – обмен – потребление. (Слайд 9)
Записывают в тетрадь определения (производство, распределение, обмен, потребление)
Сделаем вывод. (еще раз проговорили явления экономики)
-Определите к каким проявлениям экономики относятся данные стихотворения?
-Закрепим полученные знания.
Карточки (игра) Группа № 1. Сказка «Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет - потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошка: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошку мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянули репку!
(Ответ: производство)
Группа № 2. Считалочка.
Мы делили апельсин, много нас, а он - один.
Эта долька - для ежа, эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят, эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра, а для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь, кто куда!
Ответ: распределение
Группа № 3. Стихотворение.
Сидит белка на тележке, продаёт орешки.
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому,
Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.
Ответ: обмен
Группа № 4. Песенка «Барабек»
Робин Бобин Барабек скушал сорок человек,
И корову, и быка, и кривого мясника,
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом, и кузницу с кузнецом,
А потом и говорит: «У меня живот болит!»
Ответ: потребление
- Итог. Просмотрите на слайде основные проявления экономики. ( уч-к повторяет)Записали в тетрадь.(Слайд 9)
- Для чего люди занимаются такими видами деятельности? (ответы уч-ся)
Учитель: Человек может заниматься такими видами деятельности, чтобы удовлетворять свои потребности.
- Какие потребности есть у человека? Назовите самые необходимые? Какие еще есть потребности? Слайд 10)
Учитель повел итог:У человека есть потребности, которые невозможно удовлетворить без экономической деятельности. Где мы чаще всего приобретаем необходимые для нас вещи? (В магазине) А откуда они берутся в магазине? Откуда их привозят? В результате человеческого труда, его хозяйственной деятельности , создаются экономические продукты
– изделие, товар, услуга, удовлетворяющая ту или иную потребность человека (.Слайд 11)
Можно ли полностью удовлетворить потребности человека? (Человек, удовлетворив необходимые ему потребности, очень скоро нуждается в удовлетворении новых)
- Как вы думаете, какова основная цель экономики?
- Поддержание и продолжение жизни общества. Для этого производятся разнообразные материальные блага. А что это такое?
Найдите в учебнике определение и запишите в тетрадь:
Материальные (экономические) блага - это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.
2. Экономические блага (продукты) создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное. (Слайд 12)
Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором всё необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления.
Если твоя семья использует выращенные на даче продукты, можно ли утверждать, что у вас - натуральное хозяйство?
(Возможные варианты ответа: Нет, ведь нам приходится покупать много других продуктов: хлеб, макароны, рис, греча, не говоря об одежде и обуви).
В чём недостатки натурального хозяйства?
(Возможные варианты ответа: низкая производительность труда, низкий уровень жизни людей и экономики в целом).
Товарное хозяйство - это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.
Приведите примеры специализации людей в определённых видах деятельности. (Возможные варианты ответа: производство машин, выращивание зерна, выпечка хлеба, продажа хлебобулочных изделий и т.п.)
Посмотрим на слайд 13 и сравним метериальное и товарное производство .
Задача для учащихся: выяснить, в чём преимущество товарного хозяйства перед натуральным; как связаны между собой основные участники экономики; почему учёные-экономисты советуют потребителю опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь максимальную пользу
Не мало важным в экономике такое понятие как прозводительность труда( Слайд №14)
Основные участники экономики
- Ребята, кто может принимать участие в экономической деятельности?
посмотрели на ( слайд, №15-16 ) записали в тетрадь.
- Попробуйте объяснить кто такие производители, потребители? Приведите пример. (вспомните иллюстрации, про хлеб)
- Владимир Иванов работает на предприятии, где выпекается хлеб, отработав смену он приходит домой, садится смотреть телевизор, кушает суп с хлебом, который он принес. Кем является Владимир- производителем, или потребителем?
- Какой вывод можно сделать? (производителем и потребителем может является один и тот же человек)
- А вы кто? Производители, или потребители?(Ответы уч-ся)
А ка вы думаете какие цели ставят перед собой производитель?
(ответы уч-ся)
Получение прибыли главная цель производителя.(слайд 17)
Творческая работа.(Физкульт минутка)
Я предлагаю вам сейчас побыть в роли производителей. У вас на столе есть листы бумаги. Побудьте сейчас в качестве производителя и создайте самолет, или кто что умеет.
- Если я вам предложу сделать кораблик или хлопушку, что вам понадобится. Что вы должны попросить у меня?
- Так же и в экономике, производитель сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов.
Потребитель делая свой выбор товара или услуги , подсказывает производителю, ЧТО , СКОЛЬКО, и КАКОГО КАЧЕСТВА необходимо производить. Такое поведение основных участников экономики позволяет бережно (экономно и разумно использовать ресурсы.
- Какие природные ресурсы вы знаете? (Слайд №18)
Ресурсы –это запасы, источники чего либо из чего изготавливают товар.Они бывают материальными, финансовыми, трудовыми)
- Какой вывод нужно сделать?
Чтобы удовлетворить потребности человека, нужно рационально использовать ресурсы.
5. Итог урока
- Вернемся к целям урока. Что мы хотели узнать? (называют цели)
- Называем, что такое экономика.
- Назовите основных участников экономики.
- Зачем нужна экономика? Чтобы сформулировать, воспользуйтесь своим определением.
6. Рефлексия слайд( 19-21)
Наш урок заканчивается, и я хочу сказать…
- На этом уроке я узнал…
- На уроке я научился…
- Я задумался…
-Чему научились на уроке? Что нового узнали?
- У кого сегодня получилось все узнать, были ли какие-нибудь затруднения?
7. Д\З выставление оценок.