СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономика семьи»

18 Экономика семьи

Цели:

- подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи

- познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, фиксированные и переменные доходы, бюджет.

- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, презентация, проектор.


Ход урока:

I Организационный момент

II Актуализация знаний

Слайд: определить функции денег в конкретных ситуациях

III Мотивационно-целевой этап: загадка с ответом семья, ребус с ответом экономика. записываем тему урока: Экономика семьи

Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Ваши родители зарабатывают деньги, чтобы удовлетворять потребности свои и ваши. Чем в скором времени предстоит заниматься и вам. Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. Немало семей за несколько дней до зарплаты обнаруживает, что в доме вдруг закончились деньги, за исключением разве что мелочи на проезд.

Что необходимо узнать на уроке? Выяснить, из чего складывается экономика семьи: определить ресурсы семьи, что такое семейный бюджет, каковы источники доходов семьи, какие бывают расходы у семьи. Слайд с картинкой

План:

1)Ресурсы семьи

2) На что семья тратит деньги

3) Бюджет семьи

IV Изучение нового материала

1) Из чего же складывается экономика семьи?

Учитель: каждая семья располагает различными видами ресурсов

Слайд: Виды ресурсов (записываем схему в тетрадь)

Пояснения учителя: Материальные ресурсы – это дом, квартира, дача или семейный участок, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи

Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию.

Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева

Информационные ресурсы – знания домочадцев о технологии выполнения отдельных видов домашних работ

A финансовые ресурсы – это сбережения и доходы семьи

Слайд: Задание. Определите какие ресурсы имеются у семьи Ивановых

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

  • Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы

  • Родители и старший сын - трудовые ресурсы

  • Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные

  • Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы

  • Проценты - доход от сбережений в банке

  • Рента за земельный участок - собственность.


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд, глазами следим за полетом бабочки)


Более подробно остановимся на финансовых ресурсах. Финансовыми ресурсами являются доходы семьи.

Формулируем определение. Доход семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников.

Рассказ учителя: В одном большом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед? Читаем слайд, вставляем пропущенные слова.

Слайд: Велосипед стоит 7 000 рублей. Отец взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 8000 рублей».

Бабушка получает…...........

Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, в размере 3000рублей. О каких деньгах говорит сын – студент? ...................

Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1000 рублей.

Смогут ли родители купить велосипед и какие источники доходов есть у семьи представленной в тексте?

Вопрос: какие источники доходов есть у семьи? (ответы учеников: заработная плата, пенсия, степендия)

Учитель: Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Слайд: Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).


Слайд: Доходы семьи:

Зарплата папы: 30 000 рублей.

Зарплата мамы: 26 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

Стипендия брата: 3 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 68 000рублей.

Смогут ли родители купить велосипед Вере стоимостью в 7 тысяч рублей? (Ответы учеников).

На эти деньги можно купить не один велосипед. Но вдруг мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она.

Слайд:

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 50 000 рублей


Все что записала мама – это расходы семьи.

Слайд: Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Слайд: Расходы бывают двух видов:

Обязательные (питание. одежда, лекаства) и произвольные

В нашем примере доходы составили 68 000 рублей, а расходы 50 000. Чего больше? Доходов или расходов у нас получилось? Осталось еще 18 000 рублей. Смогут ли родители купить велосипед Вере. Но велосипед стоит 7000 рублей, куда пойдут оставшиеся 11 000 рублей? (Ответы учеников). Папа сказал, что оставшиеся деньги они отнесут в банк на хранение.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом.

Слайд: Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Вопрос: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).

Подведение итогов.

Закрепление:

Слайд: Источники доходов. Распределить на фиксированные и переменные

Слайд: Источники Расходов: Распределить на обязательные и произвольные.

Домашнее задание: п.18, задание 1, 2, стр. 197 в классе и дома.









ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД)

Слайд: Задание Распределить доходы на постоянные и переменные.


 Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед. А мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой  же список составила она. Слайды 17-20.

                                       Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

                                          Итого: 50 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.


Расходы делятся на две группы:  обязательные и произвольные.

Обязательные

Произвольные







Заполнить пропуски в предложениях…

Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать потребительной и меновой

стоимостью. При обмене люди не всегда могут сказать , что он был равным,

справедливым.

Помочь им может определение стоимости товара цена, выраженной в денежной

форме. В прошлом человечества обмен был основан на бартере, господствовали нату-

ральные отношения. С развитием экономики и переходом на товарное хозяйство

обмен

стал совершаться с помощью денег.

1.Деньги 2. Товар 3.Бартер 4.Стоимость 5. Цена



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!