Подгото-вительный | Постановка цели: – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А для того, чтобы узнать к кому, отгадайте загадку: Я – в царстве луж, в краю огней и вод. Я – в княжестве крылатого народа, Чудесных яблок, ароматных груш. Скажи, какое же я время года? – Верно, сегодня мы отправимся в гости к осени. А как вы догадались, что речь идет именно о ней? – Но ведь это далеко не все признаки осени! Как вы думаете, чем мы будем заниматься на экскурсии? Далее учитель сообщает план и маршрут экскурсии. – Ребята, мы идем в гости к природе. Давайте подумаем, о каких правилах нужно помнить?
– Ребята, а вы обратили внимание на то, что произошло с древесными растениями в школьном дворе? – А как называются деревья, которые сбрасывают листву? – Ребята, сегодня мы с вами станем учеными-исследователями. Для этого нам нужно создать команды, у каждой будет свое исследование. Учитель делит детей на группы в соответствии с тем, как они сидят в классе (по рядам). – Сейчас каждая команда исследователей получит карточку с заданием. Каждый из вас в своем блокнотике должен будет дать ответ на вопросы в карточке. Содержание карточек: 1) Найди данное растение, запиши его название. 2) Опиши его внешний вид: – К какой группе относится? (деревья, кустарники, травы); – Рассмотри лист. Какова форма листовой пластинки? (зарисуй ее) 3) Признаки осени у данного растения: – Что отличает это растение от остальных? – Какие признаки осени вы наблюдаете у растения?
– Чтобы узнать, какие растения мы будем изучать, отгадайте: – Это растение является символом нашей Родины. – Стоит колючая как еж, Зимою в платье летнем! – Она к осеннему балу Снова надела кораллы, Пылают они далеко, Всякий увидит легко. – Клейкие раскрылись почки – Нарядился он в листочки. Летом в пух оделся щеголь. Догадались? – Это...? Первая группа изучает березу, вторая – ель, третья – рябину, четвертая– тополь. Учитель раздает оборудование: блокноты, ручки и карточки. | – Время года – осень! Ребята отвечают Высказывают предположения. Дети высказываются: нельзя шуметь, не ломать ветки деревьев и т.д. – Да они сбросили листву. – Листопадные. – Березка – Это ель – Рябина – Тополь |
Умение анализировать объекты
Умение анализировать с целью выделения признаков
|
Непосред- ственное проведе-ние экскурсии | – Итак, мы пришли в парк. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. Посмотрите вокруг себя. Какие объекты и тела природы вас окружают?
– На какие группы разделим природные тела?
– Ребята, у меня в руке прибор для измерения температуры. Как он называется? Посмотрим, сколько он показывает градусов. Покажите, как определить температуру. – Посмотрите на небо. Какое оно сегодня? – Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Как называется движение воздуха? Как вы можете охарактеризовать ветер, который дует сейчас? – Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью? – Все эти изменения относятся к состоянию неживой природы. А теперь перечислите тела живой природы.
– Вы сказали, что деревья сбросили листву. А что же это за два дерева, которые стоят до сих пор зеленые? – Одинаковы ли ель и сосна? Сравните их. Назовите объекты, которые вы будете сравнивать. По каким признакам? – Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на веточке. Молодцы.
– Посмотрите, как много хвоинок лежит под деревьями. О чем это говорит?
– Как назовем растения, которые сбрасывают листочки постепенно в течение года? – Какие еще листопадные растения вы видите в зеленом наряде? -Почеиу это кустарник? Сколько стволов? – Опишите листочек сирени. Какой он формы?
– О какой группе растений мы еще не беседовали?
– Посмотрите на любое из древесных растений и сравните, как происходит подготовка травянистых растений к зиме в отличие от древесных? – Назовите объекты сравнения.
– В каком состоянии вы видите растущие в парке травянистые растения?
– Настало время для выполнения работы в группах. Найдите свое растение, подойдите к нему и начинайте выполнять задание. Ответы фиксируйте в блокнотах. Далее учитель объявляет об окончании работы, заслушиваются результаты исследований по группам. | –Воздух, растения, птицы. – Неживая и живая природа – Термометр Дети высказываются. – Серое, низкое. – Ветер. – Умеренный, прохладный. – Прохладная, дождливая –Растения, животные, грибы. – Хвойные растения! Это ель и сосна. –Нет они разные. Дети отвечают. –Хвоинки жесткие, колкие, но у сосны они длиннее и сидят на веточке по две, а у ели – по одной.
–Ель и сосна сбрасывают свои листья – хвою, как листопадные растения, но постепенно.
– Вечнозеленые
– Сирень. Это кустарник. – Много стволов. – Он крупный, цельный, сердцевидной формы. – О травянистых растениях – Они пожелтели Ребята выполняют задания на карточках. Краткий рассказ о выполненной работе |
Умение классифицировать объекты
Умение Наблюдать Умение обобщать
Умение сравнивать, выделять объекты сравнения и признаки для сравнения.
Умение сравнивать.
Умение делать выводы
Умение наблюдать
Умение сравнивать Умение выделять объекты сравнения
Умение сравнивать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.
|