Слайд № 1
Здравствуйте коллеги. Меня зовут Божога А.И., я работаю в Новозолотовскрм филиале д/с «Теремок». На сегодняшнем семинаре я хочу поделиться своим опытом работы на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
Слайд № 2
Первые 7 лет жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, начало становления личности. В этот период закладывается база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Окружающая действительность предстает перед ним во всем многообразии: живая, неживая природа, человек и др. Детское экспериментирование – познание свойств и связей объектов разными способами действий.
Слайд № 3
Экспериментальная деятельность как и игровая является ведущей в интеллектуальном развитии ребенка.
Целью моей работы является создание условий для развития познавательной активности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей, знакомить с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, формировать навыки безопасного проведения экспериментов;
Развивать познавательную, мыслительную активность в процессе экспериментирования, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать гуманное отношение к миру природы.
Слайд № 4
В связи с тем, что проведение эксперимента взрослым и ребенком отличаются, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование». Теоретической основой метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляется на базе исследований Н.Н. Поддъякова. Также мною используются:
Приложение к Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)»;
Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа».
Слайд № 5
После изучения теоритической базы по данной теме мною был составлен перспективный план по экспериментальной деятельности, разработана картотека игр и занятий экспериментов. Родителям были предложены консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и индивидуальные консультации на интересующие темы.
Слайд № 6
Проводилась предварительная работа, побуждающая детей к экспериментальной деятельности (проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий).
Были выбраны диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности навыков экспериментальной деятельности детей. Далее я представлю вашему вниманию результаты диагностирования.
Слайд № 7
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении, я создала предметно-пространственную среду, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
При оборудовании уголка учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- соответствие возрастным особенностям;
- доступность.
Слайд № 8
Структура проведения эксперимента
Задание: достать скрепки не замочив пальцы.
Постановка проблемы, которую необходимо решить
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
Формулирование выводов.
Слайд № 9
В рамках ДОУ провела открытое занятие во 2 младшей группе «Где спрятался воздух».
Выступала докладчиком на педагогическом часе «Опыты и эксперименты в детском саду»
Слайд № 10
С детьми проводятся практические исследования на темы: «Вода», «Снег и лед», «Воздух», «Песок, глина, грунт», «Свет и тень», «Звук», «Живая природа», «Магнит», «Краски»
Слайд № 11
Проведение эксперимента: «Уголек как золото: и блестит и ценится»
Слайд № 12
«Изготовление искусственного снега»
Слайд № 13
«Экспериментирование с мукой и солью»
Слайд № 14
Для эксперимента «Снежное одеяло» понадобилось: 2 ёмкости с водой. Одну ёмкость поместили на снег, вторую под снег. Оставили на некоторое время. Далее дети сделали вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растения снег греет как одеяло.
Слайд № 15
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по работе, я пришла к выводу, что технология экспериментирования эффективна для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Что подтверждается диагностикой