Экспертиза уроков различного типа
В соответствии с положением о методическом объединении учителей-предметников, учитель и руководитель методического объединения должны иметь следующие документы и материалы, необходимые для организации экспертно-аналитической деятельности:
-
Типы и виды уроков.
-
Критерии анализа личностно ориентированного урока.
-
Схема анализа воспитательной направленности урока.
-
Схема анализа урока по системе Л.В.Занкова.
-
Схема анализа урока по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
-
Комплексный анализ урока.
-
Аспектный анализ урока.
-
Краткий и полный анализ урока.
-
Структурно-функциональный анализ.
-
Карты схемы для самоанализа.
Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи таких компонентов как цели, содержание, формы и методы организации урока. Данный анализ может быть применен при аттестации учителя на любую категорию. Матрица объекта экспертизы представлена в приложении №1.
Структурно-функциональный анализ предполагает включение всех типов анализа (полного, краткого, аспектного и комплексного). Его необходимость обусловлена широким распространением в педагогической практике разнообразных моделей (систем) обучения. В каждой модели или системе выдвигается свое особое видение структуры учебного процесса. Проведение структурно-функционального анализа связывают с выявлением связей – функций- внешних проявлений свойств объекта в любой системе. Матрица объекта экспертизы помещена в приложение №2.
К воспитательным мероприятиям относят: кружковая работа по предмету, проведение предметных недель, туристические слеты, клубные часы, игры и викторины, дебаты и дискуссии, экологические слеты, соревнования и др. При их анализе используют схему анализа воспитательной и мировоззренческой направленности деятельности, а также схему анализа аспекта организации мероприятия и управления коммуникативной деятельностью. (см. приложение №№3,4). Схемы экспертизы уроков в развивающем обучении и организация педагогического мониторинга представлены в приложениях №5, №6 и №7.
Предметные кафедры при аттестации учителя на категорию ориентированы на комплексный анализ, в котором выделены такие компоненты как цели и содержание, методический аспект, взаимодействие и общение, соотнесение цели с конечным результатом. Образовательные области «Технология», физическая культура, иностранные языки и др. имеют определенную специфику, которую разработали для аттестации педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Протокол комплексного анализа урока
Учитель:____________________________________________
Предмет: __________________Класс _________Школа _____
Критерии | Форма реализации | Оценка (в баллах) |
-
Цели урока: -
Комплексность целей, -
Целостность, -
Учет уровня подготовленности класса, -
Диагностичность, -
Форма целеполагания, способ задания целей, -
Связь цели учителя и учеников | | Max 5 бал |
2. Содержание (соответствие формы и содержания) | | Max 5 бал. |
3. Методика проведения урока -
методы и приемы организации деятельности -
разнообразие, оригинальность приемов и др.; -
формы организации деятельности; -
мотивация деятельности; | | Max 5 бал. |
4. Взаимодействие -
учебное сотрудничество; -
стиль общения; -
коммуникативная задача; | | Max 5 бал. |
5. Познавательный и личностный результат -
Соответствие цели и конечного результата; -
Форма фиксации; -
Степень и объективность его осознания учениками; -
Выводы и форма коррекции результата | | Max 10 бал. |
Экспертное заключение:
1. 15-20 баллов – вторая категория.
-
21-25 баллов – первая категория.
-
26- 30 баллов – высшая категория
Карта структурно-функционального анализа урока. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Функция учителя | Ур. отраб. Диагн. пар-тр | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Проектировочная | 1. Комплексность постановки целей. 2. Диагностичная постановка целей. | 1. Затруднения в постановке целей. 2. Неправильная постановка целей | 1. Отсутствие комплексности постановки целей. 2.Недиагностичная постановка целей | 1. Цели заданы в комплексе. 2. Попытка диагностичного задания 1-2 целей. | 1. Цели заданы в комплексе. 2. Цели заданы диагностично. | При комплексном и диагностичном задании целей учитывается их связь с формулировкой УЗ. |
2. Образовательная | Глубина, научность, системность владения учебным материалом. | Знания на эмпирическом уровне, эмпирическое обобщение. | Знания на эмпирическом уровне, простейшие абстракции. | Теоретический уровень знаний, абстракции более высокого уровня. | Теоретический уровень знаний, элементы системности. | Системность знаний. |
3. Информационная | Способы получения знаний | В готовом виде. | В готовом виде. | Получение части знаний в ходе разрешения проблемных ситуаций. | Получение части знаний в ходе проведения учебных исследований. | Самостоятельное получение знаний в ходе УД. |
4. Развивающая | Способы получения способов действий. | Способы действий не выделены. | Выделение в содержании отдельных способов действий. | Способы действий задаются учащимся в готовом виде. | Способы действий по применению знаний открываются учащимися самостоятельно. | Способы действий по созданию знаний открываются учащимися самостоятельно. |
5. Воспитательная | “Генерация смыслов” | Отсутствует работа над мотивацией. | Осуществляется “работа на ситуативный интерес” | Систематическая работа над развитием интереса к предмету. | Систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности. | Сформирован мотивационный аспект УД, учащиеся способны генерировать разные уровни смыслов. |
6. Методическая | Выбор форм и методов обучения | 1. Традиционный метод. 2. Традиционная структура урока. 3. Фронтальная организация работы. | 1, Поиск новых методов обучения. 2. Традиционная форма урока. 3. Фронтальная работа по вариантам. | 1. Овладение новыми методами обучения. 2. Традиционная структура урока. 3. фронтальная работа с элементами групповой работы. | 1. Овладение новыми методами обучения. 2. Поиск новых форм организации урока. 3. Групповая работа (КСО). | Владение широким арсеналом новых методов, форм и средств обучения. Понимание связи между ними. |
| | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
7. Организационная | Организация условий для самостоятельной УД учащихся. | Нет условий | Условия не создаются поскольку не понимается смысл проблемы. | Имеют место попытки “активизировать познавательную деятельность учащихся” | Можно говорить о работе над созданием условий для развертывания УД учащихся. | Умеет создавать условия для развернутой самостоятельной УД учащихся. |
8. Управленческая | Скорость реагирования на критические ситуации “ухода от обсуждаемой проблемы” | Беспомощность | Управление “силовыми” методами. | С трудом реализуемое управление ситуацией без привлечения “силовых” методов. | Свободное владение ситуацией на уроке. | Свободное владение ситуацией, умение при необходимости “провоцировать” учащихся (применять “ловушки” и т.п.). |
9. Коммуникативная | 1. Учебное сотрудничество. 2. Стиль общения учителя с классом. | 1. Сотрудничества нет, конфликтные ситуации. 2. Авторитарный. | 1. Сотрудничества, так же как и конфликтов, - нет. 2. Авторитарный. | 1. Сотрудничество между учителем и учениками. 2. Отход от авторитаризма. | 1. Сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик. 2. Демократический. | Сотрудничество учителя и учеников как равных партнеров. |
10. Контрольная | Использование контроля как фактора управления УД учащихся. | Контроль навязан учебным планом. | Понимание контроля лишь как средства проверки качества знаний. | Понимание контроля как средства проверки эффективности УВП. | Использование элементов контроля и взаимоконтроля. | Самоконтроль в развитой форме. |
11. Оценочная | Использование оценки и создание условий для осуществления самооценки учащимися своей УД. | Неправильное или примитивное понимание роли оценки. | Оценка как фиксация факта освоенности ЗУНов. | Активное формирование потребности в самооценке. | Элементы самооценки. | Самооценка учащихся и потребность в ней. |
12. Аналитическая | Соотнесение результата с целью. | Отсутствие анализа. | Бессистемный (на эмпирическом уровне) анализ и попытки коррекции. | Попытки привести в соответствие Ц-Р посредством корректировки средств. | Попытки привести в соответствие Ц- Р. | Теоретический, комплексный анализ (и коррекция) системы Ц С Р |
Экспертное заключение: 1. 24-30 баллов - соответствует второй категории
2. 31-40 баллов – соответствует первой категории
3. более 40 баллов – соответствует высшей категории
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока
1. СОДЕРЖАНИЕ (5 баллов) |
1. соответствие содержания материала по сложности типу класса | 5 4 3 2 1 | по сложности материал не соответствует типу класса |
2. совпадение формулировки цели урока его содержательной реализации | 5 4 3 2 1 | Несовпадение формулировки цели урока с его содержательной реализацией |
3. оптимальный объем материала для достижения целей урока | 5 4 3 2 1 | Неоптимальный объем материала для достижения целей урока |
2. МЕТОДИКА (15 баллов) |
4. хорошая мотивировка учащихся | 5 4 3 2 1 | Мотивационный этап урока практически не обеспечен |
5. широкий спектр заданий развивающего характера | 5 4 3 2 1 | задания развивающего характера практически отсутствуют |
6. отсутствие «двойных психологических» заданий | 5 4 3 2 1 | задания учителя не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий |
7. адекватность дидактического материала | 5 4 3 2 1 | Неадекватность дидактического материала |
8. адекватность когнитивной визуализации | 5 4 3 2 1 | Наглядность урока не учитывает специфики восприятия учащихся |
9. хорошо используется самостоятельная работа для инициации творчества | 5 4 3 2 1 | работы, инициирующие творчество, в учебной деятельности не представлены |
10. частое использование эвристических приемов | 5 4 3 2 1 | работа исключительно по образцам и алгоритмам |
11. учитель постоянно отслеживает этапы усвоения учащимися материала | 5 4 3 2 1 | учитель не отслеживает этапы усвоения учащимися материала |
12. учет в объяснении возможных ошибок учащихся | 5 4 3 2 1 | Возможные ошибки учащихся при объяснении в расчет не принимаются |
13. частое использование моментов рефлексивного анализа | 5 4 3 2 1 | Рефлексия на уроке отсутствует |
14. учитель полностью управляет «свертыванием» учебного материала в голове учащихся | 5 4 3 2 1 | «свертывание» учебного материала в голове учащихся абсолютно не контролируется учителем |
15.четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока | 5 4 3 2 1 | логика построения урока расплывчата, соотношение частей урока не продумано |
16. оптимальный для данного класса темп урока | 5 4 3 2 1 | темп урока для данного класса абсолютно не учитывает его особенностей |
17. часто используются ситуации диалога, обмена мнениями | 5 4 3 2 1 | на уроке присутствует диалог типа вопрос – ответ |
18. на уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся | 5 4 3 2 1 | работа строится в расчете на «среднего» ученика |
19. постоянно создается ситуация успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика | 5 4 3 2 1 | дети боятся отвечать, напряжены, скованы из-за боязни получить плохую отметку или получить порицание |
УЧАЩИЙСЯ НА УРОКЕ (5 баллов) |
20. уровень активности высокий | 5 4 3 2 1 | Уровень активности низкий |
21. наличие вопросов на уточнение понимания материала | 5 4 3 2 1 | Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала |
22. адекватность ответов | 5 4 3 2 1 | Ответы учащихся свидетельствую о плохом усвоении материала |
23. развитость самостоятельной речи | 5 4 3 2 1 | Неразвитость самостоятельной речи |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА (5 баллов) |
24.хорошее учебное сотрудничество с учащимися | 5 4 3 2 1 | Полное отсутствие сотрудничества с учащимися |
25. умение слушать и слышать ученика | 5 4 3 2 1 | Неумение слушать и слышать ученика |
26. гибкость учителя, способность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий | 5 4 3 2 1 | Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий |
Инструкция экспертам: оцените каждый из параметров организации урока по 5-ми бальной шкале, обведя соответствующую цифру на бланке.
Вывод:
1.15-20 баллов – вторая категория.
2.21-25 баллов – первая категория.
3.26-30 баллов – высшая категория
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 А.
Схема личностно-ориентированного анализа урока
Предмет___________________ Класс____________Дата_______________
Учитель
Этап урока | Наименование действий | Оценка результатов |
1. Эмоциональное начало урока | -
Оптимистический и пессимистический настрой учителя и учеников. -
Степень откровенности учителя и открытости учеников. -
Активность или пассивность преобладают у учеников на уроке. -
Концентрация внимания учителя и учеников (через сколько времени после начала урока она наступила).Когда начался урок? | 5 бал. |
2. Постановка задачи учителем при помощи: | -
Формулирования основной темы. -
Показа практического значения темы -
Создание проблемной ситуации. -
Использование приемов диалога и др. | 5 бал. |
3. передача нового знания и его получение: | -
Формулирование представлений (образ) и понятий (слово). Естественные науки не хватает образа-представления, в гуманитарных науках не хватает слова-понятия. -
Описательно или доказательно объяснение учителя (или ход диалога). -
Связь изложения с опытом учащихся. -
На каких учеников ориентируется учитель (сильные – слабые). -
Эмоциональность и непрерывность изложения. -
Ограниченное использование наглядных пособий и технических средств. | 5 бал. |
4. Отработка навыков: | -
Четкое осознание, какой именно навык отрабатывается в данный момент (учителем и учениками) -
Осознание необходимости автоматизации навыков учениками ( в поле предмета, либо в жизненном поле, а лучше и то, и другое). -
Последовательность в отработке навыков. -
Качественная разноуровневость в отработке навыков в классе. | 5 бал. |
5. Обобщение и закрепление: | -
Преодоление в процессе обобщения недостатков изложения и отработки навыков. -
Встраивание данного материала в общую картину знания (в данную науку, в другие науки, в общечеловеческое знание). -
| 5 бал |
6. Завершение урока | -
Каковы результаты урока. -
Как фиксировались результаты. -
Интересность домашнего задания и его связь с предстоящей темой. Разноуровневость домашнего задания. -
Процедура выхода из «контакта» с учениками. | 5 бал. |
Экспертное заключение:
Вывод:
1.15-20 баллов – вторая категория.
2.21-25 баллов – первая категория.
3.26-30 баллов – высшая категория
Приложение 4. Карта анализа урока в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Критерии | Оценка результатов |
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
1. Учитель ориентирован на логику готовности класса, идет «от учеников» (гибкая форма урока) | | | | |
2. Учитель пробуждает мыслительную деятельность учеников (дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют и др.) | | | | |
3. Учитель организует коллективный поиск, диалог, полилог (общими вопросами направляет мысль учеников) | | | | |
4. Учитель поощряет самостоятельные открытия детей, творческие реакции | | | | |
5. Учитель общается по-деловому, дружески с каждым учеником (уважение к личности ученика) | | | | |
Экспертное заключение _____________________________________________________________
См. Журнал «Практика» 2001, №3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Протокол экспертизы урока
системы Эльконина-Давыдова
Учитель____________Предмет____________
Эксперт____________
Вид и цель экспертизы________________________________________________
Этапы учебного занятия | Критерии оценки эффективности учебного занятия | Оценка уровня отработанности результатов |
1.Мотивационно-ориентировочный | 1.1.Создание ситуации успеха: 1.2.Создание учебной ситуации: -
методические средства создания ситуации; -
использование известных знаний и способов деятельности учащихся; -
форма организации работы; -
позиция ученика (активная или пассивная); -
позиция учителя и его роль; -
создание ситуации «дефицита»способностей у учащихся; 1.3.Постановка учебной задачи (УЗ): 1.4.Организация коллективно-распределительной деятельности: -
способность вести дискуссию на разных уровнях; -
умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание; -
методика организации работы в малой группе, в паре; индивидуально -
соответствие формы коллективно-распределительной. деятельности поставленным целям | 10бал. |
2.Исполнительский | 2.1.Создание ситуации принятия учебного действия моделирования -
способ принятия действия; -
виды моделей и обоснованность выбора модели; -
связь с предыдущим действием; -
форма организации сотрудничества при выполнении данного действия; -
уровень понимания учащимися построенной модели; -
является ли модель ООД дальнейшей деятельности. 2.2.Создание ситуации принятия учебного действия преобразование модели и отработки открытого способа -
средства введения ученика в данную ситуацию; -
механизм введения нового понятия и использования открытого способа; -
анализ условий конкретно-практических задач; -
форма организации решения частных задач; -
форма и уровень взаимодействия ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа; -
характер позиции учителя и его роль на данном этапе; | 10 бал. |
3.Рефлексивно-оценочный | 3.1.Создание ситуации принятия учебного действия контроля -
выбор способа контроля и его целесообразность; -
степень автоматизированности и самостоятельности; -
уровень организованности учащихся на выполнение действия; -
уровень направленности (что контролируется?); -
наличие критериальной базы; -
формы и время контроля; -
отбор предметного материала для контроля; -
понимание учащимися значимости действия для решения учебной задачи; 3.2.Создание ситуации принятия учебного действия оценки -
средства и механизм введения данного действия; -
наличие потребности у учащихся в оценке своих действий; -
наличие самооценки или прибегают к оценке учителя, степень самостоятельности; -
учет содержания выполненного действия; -
учет позиций ученика и понимание субкультуры класса; -
системность и цикличность организации действия оценки; -
набор средств и форм для освоения этого действия учащимися | 10 бал. |
Экспертное заключение_____________________________________________
Варианты:
-
15- 20 баллов - вторая категория – учебная задача урока появилась случайно, обучение находилось в «зоне риска».
-
21-25 баллов -первая категория – учебная задача урока появилась закономерно.
-
26- 30 баллов - высшая категория – учебная задача появилась закономерно, и учитель использовал интересные методические приемы при ее постановке и решении.