СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспертиза урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экспертиза урока»

Экспертиза уроков различного типа

В соответствии с положением о методическом объединении учителей-предметников, учитель и руководитель методического объединения должны иметь следующие документы и материалы, необходимые для организации экспертно-аналитической деятельности:

  1. Типы и виды уроков.

  2. Критерии анализа личностно ориентированного урока.

  3. Схема анализа воспитательной направленности урока.

  4. Схема анализа урока по системе Л.В.Занкова.

  5. Схема анализа урока по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.

  6. Комплексный анализ урока.

  7. Аспектный анализ урока.

  8. Краткий и полный анализ урока.

  9. Структурно-функциональный анализ.

  10. Карты схемы для самоанализа.

Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи таких компонентов как цели, содержание, формы и методы организации урока. Данный анализ может быть применен при аттестации учителя на любую категорию. Матрица объекта экспертизы представлена в приложении №1.

Структурно-функциональный анализ предполагает включение всех типов анализа (полного, краткого, аспектного и комплексного). Его необходимость обусловлена широким распространением в педагогической практике разнообразных моделей (систем) обучения. В каждой модели или системе выдвигается свое особое видение структуры учебного процесса. Проведение структурно-функционального анализа связывают с выявлением связей – функций- внешних проявлений свойств объекта в любой системе. Матрица объекта экспертизы помещена в приложение №2.

К воспитательным мероприятиям относят: кружковая работа по предмету, проведение предметных недель, туристические слеты, клубные часы, игры и викторины, дебаты и дискуссии, экологические слеты, соревнования и др. При их анализе используют схему анализа воспитательной и мировоззренческой направленности деятельности, а также схему анализа аспекта организации мероприятия и управления коммуникативной деятельностью. (см. приложение №№3,4). Схемы экспертизы уроков в развивающем обучении и организация педагогического мониторинга представлены в приложениях №5, №6 и №7.

Предметные кафедры при аттестации учителя на категорию ориентированы на комплексный анализ, в котором выделены такие компоненты как цели и содержание, методический аспект, взаимодействие и общение, соотнесение цели с конечным результатом. Образовательные области «Технология», физическая культура, иностранные языки и др. имеют определенную специфику, которую разработали для аттестации педагогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Протокол комплексного анализа урока

Учитель:____________________________________________

Предмет: __________________Класс _________Школа _____


Критерии

Форма реализации

Оценка

(в баллах)

  1. Цели урока:

  • Комплексность целей,

  • Целостность,

  • Учет уровня подготовленности класса,

  • Диагностичность,

  • Форма целеполагания, способ задания целей,

  • Связь цели учителя и учеников


Max


5 бал

2. Содержание

  • Соответствие программе

  • Глубина, научность,

  • системность,

  • последовательность и др.

  • Организация усвоения содержания

(соответствие формы и содержания)


Max

5 бал.

3. Методика проведения урока

  • методы и приемы организации деятельности

  • разнообразие, оригинальность приемов и др.;

  • формы организации деятельности;

  • мотивация деятельности;


Max

5 бал.

4. Взаимодействие

  • учебное сотрудничество;

  • стиль общения;

  • коммуникативная задача;

  • управление деятельностью


Max

5 бал.

5. Познавательный и личностный результат

  • Соответствие цели и конечного результата;

  • Форма фиксации;

  • Степень и объективность его осознания учениками;

  • Выводы и форма коррекции результата


Max

10 бал.


Экспертное заключение:

1. 15-20 баллов – вторая категория.

  1. 21-25 баллов – первая категория.

  2. 26- 30 баллов – высшая категория




Карта структурно-функционального анализа урока. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Функция

учителя

Ур. отраб.


Диагн. пар-тр


1


2


3


4


5

1. Проектировочная

1. Комплексность

постановки целей.

2. Диагностичная постановка целей.

1. Затруднения

в постановке целей.

2. Неправильная

постановка целей

1. Отсутствие комплексности постановки целей.

2.Недиагностичная постановка целей

1. Цели заданы в комплексе.

2. Попытка диагностичного задания 1-2 целей.

1. Цели заданы в комплексе.

2. Цели заданы диагностично.

При комплексном и диагностичном задании целей учитывается их связь с формулировкой УЗ.


2. Образовательная

Глубина, научность, системность владения учебным материалом.

Знания на эмпирическом уровне, эмпирическое обобщение.

Знания на эмпирическом уровне, простейшие абстракции.

Теоретический уровень знаний, абстракции более высокого уровня.


Теоретический уровень знаний, элементы системности.

Системность знаний.

3. Информационная

Способы получения знаний

В готовом виде.

В готовом виде.

Получение части знаний в ходе разрешения проблемных ситуаций.

Получение части знаний в ходе проведения учебных исследований.

Самостоятельное получение знаний в ходе УД.

4. Развивающая

Способы получения способов действий.

Способы действий не выделены.

Выделение в содержании отдельных способов действий.

Способы действий задаются учащимся в готовом виде.

Способы действий по применению знаний открываются учащимися самостоятельно.

Способы действий по созданию знаний открываются учащимися самостоятельно.

5. Воспитательная

“Генерация смыслов”

Отсутствует работа над мотивацией.

Осуществляется “работа на ситуативный интерес”

Систематическая работа над развитием интереса к предмету.

Систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности.

Сформирован мотивационный аспект УД, учащиеся способны генерировать разные уровни смыслов.

6. Методическая

Выбор форм и методов обучения

1. Традиционный метод.

2. Традиционная структура урока.

3. Фронтальная организация работы.

1, Поиск новых методов обучения.

2. Традиционная форма урока.

3. Фронтальная работа по вариантам.

1. Овладение новыми методами обучения.

2. Традиционная структура урока.

3. фронтальная работа с элементами групповой работы.

1. Овладение новыми методами обучения.

2. Поиск новых форм организации урока.

3. Групповая работа (КСО).

Владение широким арсеналом новых методов, форм и средств обучения. Понимание связи между ними.



1.

2.

3.

4.

5.

7. Организационная

Организация условий для самостоятельной УД учащихся.

Нет условий

Условия не создаются поскольку не понимается смысл проблемы.

Имеют место попытки “активизировать познавательную деятельность учащихся”

Можно говорить о работе над созданием условий для развертывания УД учащихся.

Умеет создавать условия для развернутой самостоятельной УД учащихся.

8. Управленческая

Скорость реагирования на критические ситуации “ухода от обсуждаемой проблемы”

Беспомощность

Управление “силовыми” методами.

С трудом реализуемое управление ситуацией без привлечения “силовых” методов.

Свободное владение ситуацией на уроке.

Свободное владение ситуацией, умение при необходимости “провоцировать” учащихся (применять “ловушки” и т.п.).

9. Коммуникативная

1. Учебное сотрудничество.

2. Стиль общения учителя с классом.

1. Сотрудничества нет, конфликтные ситуации.

2. Авторитарный.

1. Сотрудничества, так же как и конфликтов, - нет.

2. Авторитарный.

1. Сотрудничество между учителем и учениками.

2. Отход от авторитаризма.

1. Сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик.

2. Демократический.

Сотрудничество учителя и учеников как равных партнеров.



10. Контрольная

Использование контроля как фактора управления УД учащихся.

Контроль навязан учебным планом.

Понимание контроля лишь как средства проверки качества знаний.

Понимание контроля как средства проверки эффективности УВП.

Использование элементов контроля и взаимоконтроля.

Самоконтроль в развитой форме.



11. Оценочная

Использование оценки и создание условий для осуществления самооценки учащимися своей УД.

Неправильное или примитивное понимание роли оценки.

Оценка как фиксация факта освоенности ЗУНов.

Активное формирование потребности в самооценке.

Элементы самооценки.

Самооценка учащихся и потребность в ней.


12. Аналитическая

Соотнесение результата с целью.

Отсутствие анализа.

Бессистемный (на эмпирическом уровне) анализ и попытки коррекции.

Попытки привести в соответствие Ц-Р посредством корректировки средств.

Попытки привести в соответствие

Ц- Р.

Теоретический, комплексный анализ (и коррекция) системы

Ц С Р

Экспертное заключение: 1. 24-30 баллов - соответствует второй категории

2. 31-40 баллов – соответствует первой категории

3. более 40 баллов – соответствует высшей категории


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока


1. СОДЕРЖАНИЕ (5 баллов)

1. соответствие содержания материала по сложности типу класса

5 4 3 2 1

по сложности материал не соответствует типу класса

2. совпадение формулировки цели урока его содержательной реализации

5 4 3 2 1

Несовпадение формулировки цели урока с его содержательной реализацией

3. оптимальный объем материала для достижения целей урока

5 4 3 2 1

Неоптимальный объем материала для достижения целей урока

2. МЕТОДИКА (15 баллов)

4. хорошая мотивировка учащихся

5 4 3 2 1

Мотивационный этап урока практически не обеспечен

5. широкий спектр заданий развивающего характера

5 4 3 2 1

задания развивающего характера практически отсутствуют

6. отсутствие «двойных психологических» заданий

5 4 3 2 1

задания учителя не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий

7. адекватность дидактического материала

5 4 3 2 1

Неадекватность дидактического материала

8. адекватность когнитивной визуализации

5 4 3 2 1

Наглядность урока не учитывает специфики восприятия учащихся

9. хорошо используется самостоятельная работа для инициации творчества

5 4 3 2 1

работы, инициирующие творчество, в учебной деятельности не представлены

10. частое использование эвристических приемов

5 4 3 2 1

работа исключительно по образцам и алгоритмам

11. учитель постоянно отслеживает этапы усвоения учащимися материала

5 4 3 2 1

учитель не отслеживает этапы усвоения учащимися материала

12. учет в объяснении возможных ошибок учащихся

5 4 3 2 1

Возможные ошибки учащихся при объяснении в расчет не принимаются

13. частое использование моментов рефлексивного анализа

5 4 3 2 1

Рефлексия на уроке отсутствует

14. учитель полностью управляет «свертыванием» учебного материала в голове учащихся

5 4 3 2 1

«свертывание» учебного материала в голове учащихся абсолютно не контролируется учителем

15.четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока

5 4 3 2 1

логика построения урока расплывчата, соотношение частей урока не продумано

16. оптимальный для данного класса темп урока

5 4 3 2 1

темп урока для данного класса абсолютно не учитывает его особенностей

17. часто используются ситуации диалога, обмена мнениями

5 4 3 2 1

на уроке присутствует диалог типа вопрос – ответ

18. на уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся

5 4 3 2 1

работа строится в расчете на «среднего» ученика



19. постоянно создается ситуация успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика

5 4 3 2 1

дети боятся отвечать, напряжены, скованы из-за боязни получить плохую отметку или получить порицание

УЧАЩИЙСЯ НА УРОКЕ (5 баллов)

20. уровень активности высокий

5 4 3 2 1

Уровень активности низкий

21. наличие вопросов на уточнение понимания материала

5 4 3 2 1

Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала

22. адекватность ответов

5 4 3 2 1

Ответы учащихся свидетельствую о плохом усвоении материала

23. развитость самостоятельной речи

5 4 3 2 1

Неразвитость самостоятельной речи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА (5 баллов)

24.хорошее учебное сотрудничество с учащимися

5 4 3 2 1

Полное отсутствие сотрудничества с учащимися

25. умение слушать и слышать ученика

5 4 3 2 1

Неумение слушать и слышать ученика

26. гибкость учителя, способность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий

5 4 3 2 1

Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий

Инструкция экспертам: оцените каждый из параметров организации урока по 5-ми бальной шкале, обведя соответствующую цифру на бланке.

Вывод:

1.15-20 баллов – вторая категория.

2.21-25 баллов – первая категория.

3.26-30 баллов – высшая категория


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 А.

Схема личностно-ориентированного анализа урока

Предмет___________________ Класс____________Дата_______________

Учитель

Этап урока

Наименование действий

Оценка результатов

1. Эмоциональное начало урока

  1. Оптимистический и пессимистический настрой учителя и учеников.

  2. Степень откровенности учителя и открытости учеников.

  3. Активность или пассивность преобладают у учеников на уроке.

  4. Концентрация внимания учителя и учеников (через сколько времени после начала урока она наступила).Когда начался урок?

5 бал.

2. Постановка задачи учителем при помощи:

  1. Формулирования основной темы.

  2. Показа практического значения темы

  3. Создание проблемной ситуации.

  4. Использование приемов диалога и др.

5 бал.

3. передача нового знания и его получение:

  1. Формулирование представлений (образ) и понятий (слово). Естественные науки не хватает образа-представления, в гуманитарных науках не хватает слова-понятия.

  2. Описательно или доказательно объяснение учителя (или ход диалога).

  3. Связь изложения с опытом учащихся.

  4. На каких учеников ориентируется учитель (сильные – слабые).

  5. Эмоциональность и непрерывность изложения.

  6. Ограниченное использование наглядных пособий и технических средств.

5 бал.

4. Отработка навыков:

  1. Четкое осознание, какой именно навык отрабатывается в данный момент (учителем и учениками)

  2. Осознание необходимости автоматизации навыков учениками ( в поле предмета, либо в жизненном поле, а лучше и то, и другое).

  3. Последовательность в отработке навыков.

  4. Качественная разноуровневость в отработке навыков в классе.

5 бал.

5. Обобщение и закрепление:

  1. Преодоление в процессе обобщения недостатков изложения и отработки навыков.

  2. Встраивание данного материала в общую картину знания (в данную науку, в другие науки, в общечеловеческое знание).

5 бал

6. Завершение урока

  1. Каковы результаты урока.

  2. Как фиксировались результаты.

  3. Интересность домашнего задания и его связь с предстоящей темой. Разноуровневость домашнего задания.

  4. Процедура выхода из «контакта» с учениками.

5 бал.

Экспертное заключение:

Вывод:

1.15-20 баллов – вторая категория.

2.21-25 баллов – первая категория.

3.26-30 баллов – высшая категория

Приложение 4. Карта анализа урока в системе развивающего обучения Л.В.Занкова



Критерии

Оценка результатов

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1. Учитель ориентирован на логику готовности класса, идет «от учеников» (гибкая форма урока)





2. Учитель пробуждает мыслительную деятельность учеников (дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют и др.)





3. Учитель организует коллективный поиск, диалог, полилог (общими вопросами направляет мысль учеников)





4. Учитель поощряет самостоятельные открытия детей, творческие реакции





5. Учитель общается по-деловому, дружески с каждым учеником (уважение к личности ученика)






Экспертное заключение _____________________________________________________________


См. Журнал «Практика» 2001, №3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Протокол экспертизы урока

системы Эльконина-Давыдова

Учитель____________Предмет____________

Эксперт____________

Вид и цель экспертизы________________________________________________


Этапы учебного занятия


Критерии оценки эффективности учебного занятия

Оценка уровня отработанности результатов

1.Мотивационно-ориентировочный

1.1.Создание ситуации успеха:

  • наличие данной ситуации;

  • форма представленности данной ситуации;

  • средства реализации.

1.2.Создание учебной ситуации:

  • методические средства создания ситуации;

  • использование известных знаний и способов деятельности учащихся;

  • форма организации работы;

  • позиция ученика (активная или пассивная);

  • позиция учителя и его роль;

  • создание ситуации «дефицита»способностей у учащихся;

  • логика вопросов, заданий и рассуждений.

1.3.Постановка учебной задачи (УЗ):

  • возникла ли УЗ у учащихся;

  • форма фиксации УЗ;

  • способ постановки УЗ.

1.4.Организация коллективно-распределительной деятельности:

  • способность вести дискуссию на разных уровнях;

  • умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание;

  • методика организации работы в малой группе, в паре; индивидуально

  • соответствие формы коллективно-распределительной. деятельности поставленным целям



10бал.

2.Исполнительский

2.1.Создание ситуации принятия учебного действия моделирования

  • способ принятия действия;

  • виды моделей и обоснованность выбора модели;

  • связь с предыдущим действием;

  • форма организации сотрудничества при выполнении данного действия;

  • уровень понимания учащимися построенной модели;

  • является ли модель ООД дальнейшей деятельности.

2.2.Создание ситуации принятия учебного действия преобразование модели и отработки открытого способа

  • средства введения ученика в данную ситуацию;

  • механизм введения нового понятия и использования открытого способа;

  • анализ условий конкретно-практических задач;

  • форма организации решения частных задач;

  • форма и уровень взаимодействия ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа;

  • характер позиции учителя и его роль на данном этапе;

  • уровень частных задач, их «интересность», наличие «ловушек» и приемов «провокаций» для объективации открытого способа

10 бал.

3.Рефлексивно-оценочный

3.1.Создание ситуации принятия учебного действия контроля

  • выбор способа контроля и его целесообразность;

  • степень автоматизированности и самостоятельности;

  • уровень организованности учащихся на выполнение действия;

  • уровень направленности (что контролируется?);

  • наличие критериальной базы;

  • формы и время контроля;

  • отбор предметного материала для контроля;

  • понимание учащимися значимости действия для решения учебной задачи;

3.2.Создание ситуации принятия учебного действия оценки

  • средства и механизм введения данного действия;

  • наличие потребности у учащихся в оценке своих действий;

  • наличие самооценки или прибегают к оценке учителя, степень самостоятельности;

  • учет содержания выполненного действия;

  • учет позиций ученика и понимание субкультуры класса;

  • системность и цикличность организации действия оценки;

  • набор средств и форм для освоения этого действия учащимися

10 бал.

Экспертное заключение_____________________________________________

Варианты:

  • 15- 20 баллов - вторая категория – учебная задача урока появилась случайно, обучение находилось в «зоне риска».

  • 21-25 баллов -первая категория – учебная задача урока появилась закономерно.

  • 26- 30 баллов - высшая категория – учебная задача появилась закономерно, и учитель использовал интересные методические приемы при ее постановке и решении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!