СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная работа на тему: " Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная работа на тему: " Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная работа на тему: " Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)



Направление 44.03.01. – Педагогическое образование

Профиль – Дошкольное образование



Зянбарова Эльвира Гумаровна




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА




Дидактическая игра как средство развития познавательной активности

у детей старшего дошкольного возраста









Научный руководитель Сиренко Юлия Валериевна









УФА 2016




ОГЛАВЛЕНИЕ


стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8

1.1. Развитие познавательной активности - как психолого-педагогическая проблема 8

1.2. Развитие познавательной активности ребенка в условиях введения ФГОС ДО 14

1.3. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 18

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ 26

2.1. Условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 26

2.2. Программа развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 33

3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ 39

3.1. Диагностика развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх 39

3.2. Анализ результатов исследования развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Проблема развития познавательной активности у детей дошкольного возраста актуальна потому, что в последние годы в начальную школу поступают дети, которые имеют психологические, поведенческие и социальные проблемы, педагогически запущены, отягощены хроническими заболеваниями и психическими нарушениями. Зачастую дети не проявляют интереса к познанию, поэтому их часто преследуют в учебе неудачи. Поэтому формирование и развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста составляет часть широкой проблемы современного воспитания и образования. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста - это поощрение воспитателем стремления детей учиться. Желание ребёнка получать и анализировать информацию, искать ей применение в своей жизни - самый ценный результат обучения. Формирование познавательной активности влияет на характер ребенка, особенно на развитие его поведенческих стереотипов, а они, в свою очередь, сказываются на уровне образования в будущем. Стремление к знаниям - это средство обучения. Когда формирование познавательной активности закончено, любознательность детей становится результатом труда воспитателя.

При обучении необходимо развивать у детей стремление к знаниям, которое всегда сопровождается самостоятельностью в выполнении заданий, предприимчивостью, склонностью к выполнению заданий более трудных, развивающих ребенка в большей мере. Положительное отношение к воспитателю способствует развитию в ребенке оптимизма, любви к людям, активной жизненной позиции, создает хорошее настроение. Ответственное отношение воспитателя к этой обязанности благотворно влияет на формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в дидактической игре.

Обзор литературы. Проблема роли развивающих игр давно тщательно исследуется известными педагогами. Основу теоретической и методологической базы нашего исследования составили труды: Азова Е. А., Алексашина И.Ю., Ананьев Б.Г., Алтухова Н.Г., Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Божович Л.И., Брозаускас Л.Г., Васильева М.А., Венгер Л.А., Виноградова Н.Ф., Воронин А. С., Выготский Л.С., Журова Л.Е., Горецкий В.Г., Григорян Л.Т., Гришкова Г.Н., Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Дурова Н.В., Еникеев М.И., Запорожец А.В., Карманчиков А.И., Короткова Н.А., Кралина М.В., Крутецкий В.А., Максаков А.И., Немов Р.С., Нижегородцева Н.В., Подласый И.П., Полякова М.Н., Рахимов А.З., Рубинштейн С.Л., Савенков А.И., Смирнова Е.О., Солодянкина О.В., Степанова О.А., Степанова Н.А., Ушакова О.С., Ушинский К.Д., Федина О.В., Федин С.Н., Харчев А.Г., Хижняк Ю.Н., Шинкарёва Н. А., Эльконин Д.Б., Юдина Е.Г. и многих других.

Несмотря на значительное освещение развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, его развитие рассматривалось и изучалось в учебном процессе ДОУ, дидактическая игра - как ресурс для его развития остался малоисследованным.

Старший дошкольный возраст - это период в жизни ребенка, когда решаются вопросы готовности ребенка к школе. Исследования показывают (Бабаева Т.И., Смирнова В.В.), что многие дошкольники начинают испытывать трудности в учебе. Основная причина, по мнению ученых,- интеллектуальная пассивность детей. Это происходит потому, что многие педагоги под готовностью детей к обучению понимают сформированность у них интеллектуальных умений и знаний и не уделяют время на развитее познавательной активности детей. К концу же дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Для развития познавательной активности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности в дидактической игре.

На основании вышеизложенного возникает противоречие, которое нуждается в разрешении: признание в теории и практике развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре, как деятельности, где активность ребенка направлена на обще развитие и не разработанность приемов по ее организации. Возникает необходимость создания определенной познавательно-исследовательской среды как условия эффективного развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре познавательной активности и отсутствие желания у педагогов создавать эту среду.

Выявленные противоречия определили проблему, связанную с развитием познавательной активности на основе условий организации познавательно-исследовательской деятельности и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

Данная проблема определила тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре».

Объект исследования: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

Цель исследования: проанализировать возможности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

Гипотеза: использование специально организованных условий и комплекса дидактических игр будет значительно способствовать развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Рассмотреть особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2.Изучить методологические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх.

3.Показать особенности развития познавательной активности ребенка в условиях введения ФГОС ДО.

4.Проанализировать условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

5.Осуществить экспериментальное исследование развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх.

6. Разработать программу развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх.

7. Разработать критерии и показатели оценки эффективности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и провести анализ результатов исследования.

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, образовательных стандартов и требований к современному обучению), эмпирические (наблюдение, анкетирование, контроль и оценка), методы качественной и количественной обработки.

Экспериментальная база. В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы ДОУ №13 г. Казани в количестве 21 детей.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Изучение состояния проблемы в педагогической теории и практике. Формирование целей, задач, гипотезы, определение методологии экспериментальной работы.

2. Проведение эксперимента, в результате которого предполагается выявить уровни развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

3. Представить программу развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, которые дадут возможность развить познавательную активность детей в дидактических играх.

4. Апробация системы. Анализ итогов эксперимента, оформление результатов.

Научная новизна работы заключается в следующем: обоснована возможность использования специально организованных условий и комплекса дидактических игр в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа дидактических игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста может использоваться в ДОУ.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


1.1. Развитие познавательной активности - как психолого-педагогическая проблема


В условиях модернизации системы образования возрождение современные условия деятельности общеобразовательных учреждений предъявляют повышенные требования к организации умственного труда дошкольников и школьников. Особое значение придается проблеме развития у детей познавательной активности. Решая ее, педагогические коллективы детских садов и школ призваны добиваться, чтобы каждое занятие, и каждый урок, способствовал становлению познавательного интереса детей, приобретению ими навыков самостоятельного обновления знаний.

Значение познавательной активности для дальнейшей жизни ребенка трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение проблемы развития познавательного интереса, показал, что труды ряда таких педагогов и психологов, как Б. Ананьев, В. Бондаревського, В. Буряка, Л. Божович, Н. Морозова, С. Рубинштейн, Л. Фридман, А. Алексюк, М. Скаткин, Г.Щукина и другие - рассматривают познавательный интерес как один из ведущих мотивов учебной деятельности.

Рассмотрению проблемы развития познавательной активности у детей посвятили монографии педагоги Н. Бибик, С. Гончаренко, М. Добринин, Б. Друзь, Савченко и другие. В современной теории обучения утвердился феномен познавательного интереса. Именно в нем можно увидеть особенности современного состояния дидактики, направления ее ведущих идей, развитие внутреннего состава ее категорий и понятий [3, с.78].

Анализ психолого-педагогической литературы показал существование различных подходов в определении понятия познавательной активности у детей и познавательного интереса. Так, например, психолог С. Рубинштейн под познавательным интересом понимает любую форму направленности личности, Г. Щукина - выборочную направленность человека, по области познания, Л. Божович - потребность человека [22, с.45].

Развитие познавательной активности у детей - это внутренне необходимое движение живой системы в ее организации и функционировании, это качественные изменения в целом, переход от низших структур познания к высшим. Активность личности – это деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Познавательная активность – это деятельное состояние личности, которое характеризуется стремление к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями (Б.М. Бим-Бад «Педагогический энциклопедический словарь»).

Познавательная активность - сложное психическое образование. Она свойственна любому человеку. Пытливость, любознательность, стремление познать действительность- важные качества личности. Познание всегда опосредуется практикой, прошлым опытом. Оно определяется потребностями человека- целями, мотивами, интересами. Поэтому познание всегда имеет активный избирательный характер. Познавательная деятельность происходит в специально организованных условиях. В этих условиях познание носит целенаправленный характер.

В психологических определениях познавательная активность рассматривается как:

  1. избирательная направленность внимания человека;

  2. активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к миру;

  3. специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью;

  4. структура, состоящая из потребностей.

По мнению известных психологов Т. Егорова, П. Рудина, А. Ковалев, главным признаком познавательного интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к определенному объекту. Ученые указывают на эмоции как на движущую силу, может активизировать или тормозить процесс познания, влияя на работоспособность человека [3, с.96].

Выдающийся психолог Л. Божович определила познавательный интерес как «потребность в знаниях, ориентацию человека в действительности». Она указывала, что интерес - это ориентационно-исследовательская деятельность [6, с. 69]. Н. Морозова утверждает, что «познавательным интересом называется такое стремление к знаниям и к самостоятельной творческой работы, которое сочетается с радостью познания и стремлением человека как можно больше узнать нового, понять, выяснить, усвоить». Да, именно появление положительных эмоций способствует возникновению у школьников потребности в знаниях. Исследуя познавательную активность, Н. Морозова указывает на то, что он имеет динамический характер и определяется как эмоциональное отношение к соответствующему виду деятельности. С течением жизни он претерпевает существенные изменения [8, с.113].

Современные ученые по-разному подходят к освещению сущности познавательной активности и интереса, его психологической природы. Однако общим в большинстве ученых является взгляд на познавательный интерес как субъективное стремление личности к познанию предметов и явлений окружающей действительности. Он связан с особыми эмоциональными проявлениями и различными аспектами личного развития [16, с.39].

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Ребенок интересуется всем, что его окружает, а не только какой-то одной сферой знаний или каким-то одним видом деятельности.

Дошкольник проявляет познавательный интерес и всеобъемлющую любознательность «Что это?», «Почему?», «Как?», «Хочу все знать!». Ребенка интересует не только один какой-то предмет или явление. Его интересуют устройство, назначение предмета, каким образом и с какой целью его использовать или причины некого нового для него явления [19, с.96].

Ребенок процесс познания, экспериментирования, изучения сопровождает эмоциями, указывающими на его интерес к деятельности.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес [5, с. 57].

Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель («соберу из своего конструктора такой кран, который видел на стройке») и находить способ ее выполнить (повторяет попытки сбора, ищет недостающие детали, например, крюк в другом наборе конструктора, тесемку для подвешивания крюка, использует картинку в книжке с нарисованным краном, как пособие). Ребенок сам контролирует процесс «производства крана» и самостоятельно оценивает результат («мама, смотри, какой кран я собрал!» или при неуспехе «кран не получился, попробую в другой раз»).

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной активности у детей и его роли в обучении, целесообразно выделить его основные стороны:

- познавательная активность, как средство обучения дает возможность актуализировать наиболее важные элементы знаний,

- познавательная активность способствует успешному овладению умений и навыков;

- познавательная активность, как средство учения, способствует встречному движению ребенка к преподавателю, который особенно необходим для успешного процесса обучения;

- познавательная активность, как устойчивая черта характера ребенка как будущего ученика, способствует формированию любознательного, активного, поисковой, творческой личности, которая так необходима обществу.


1.2. Развитие познавательной активности ребенка в условиях введения ФГОС ДО


ФГОС ДО [13] – это Федеральный государственный образовательный стандарт, который предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно: к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

Согласно ФГОС ДО программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [39, с.71].

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка [27, с.31].

Финишные показатели познавательного развития дошкольника по ФГОС:

  1. первичное, обобщенное отношение к миру:

  2. познавательное отношение - мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать;

  3. бережное отношение - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;

  4. созидательное отношение - мир так прекрасен, - я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Ребенок дошкольного возраста по своей сути - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности [52, с.28].

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка, ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Итак, в ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Рассмотрим особенности познавательного развития в средней группе. Отличие деятельности малышей от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога [69, с.76].

Цели и задачи познавательной деятельности по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

- Развитие творческих задатков и воображения.

- Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности существуют следующие. Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

- личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

- применение различных дидактических заданий и игр;

- использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти [38, с.102].

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру заключается в следующем, дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Так, утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики". После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу [21, с.69].

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

По ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить, но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности [47, с.87].

Рассмотрим познавательное развитие в ДОУ по возрастам. Итак, с возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. Особенности познавательного развития у 2-3-летних детей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Дети особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.


1.3. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста


Сегодня принципиальная задача педагогов и родителей – это развитие личности ребенка и ее активности. Познавательная активность дошкольника проявляется в возможности преобразования заданных для усвоения знаний в соответствии с конкретными целями и задачами усвоения, поэтому следует различать две его стороны:

1 - что (какое содержание) задано,

2 - как (какими мыслительными средствами) оно фактически усваивается.

Усвоение знаний есть процесс активной переработки ребенком общественно-исторического опыта, содержание и формы которого должны соответствовать возможностям ребенка воспроизвести этот опыт в собственной деятельности (предметно-игровой, практической, учебной, трудовой, общественно-полезной) [10, с.71].

На вопросы: Как активизировать деятельность ребенка? Как развить его инициативу, самостоятельность? Ответим, тем, что как бы хороши ни были программы и пособия, как бы совершенны ни были формы и методы обучения, без познавательной активности каждого ребенка не может быть подлинного усвоения знаний.

Активность дошкольников не всегда бывает высокой. В дошкольном возрасте познавательные процессы еще несовершенны. Усвоить огромный объем информации дошкольнику помогают эмоции и чувства. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение для познавательного развития дошкольника [29, с.68].

Взрослый (воспитатель) не просто сообщает, повторяет, проверяет знания, а средствами этих знаний побуждает детей к их самостоятельному добыванию. Он как бы управляет мыслительной деятельностью ребенка. Предлагая различные проблемные ситуации, активизируя тем самым мышление детей, воспитателю необходимо изучить каждого ребенка в отдельности, так как для одного анализируемая взрослым ситуация еще не проблема, а для другого уже не проблема. Если воспитатель не контролирует эти индивидуальные возможности, то добиться активности каждого ребенка очень трудно [40, с.86].

В познавательной активности отмечается ярко выраженная возрастная динамика. Умственная активность у старших дошкольников внешне проявляется в поведении. В этом возрасте дети с готовностью отвечают на вопросы, они открыты для его воздействия. Они всецело, доверяют авторитету взрослого, во всем ему подражают, следуют его советам и рекомендациям, заданным образцом усвоения [13, с. 85].

В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае.

Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний. Например, трехлетнему малышу ни к чему забивать голову списком витаминов и полезных веществ, содержащихся в помидорах и ананасах, а заодно рассказывать, как растет манго, которое ребенок не имеет возможности наблюдать в той среде, в которой живет постоянно. Лучше пусть малыш в этом возрасте знает, что хорошо знакомые огурцы, помидоры, картошка, лук, морковь – это все овощи. Овощи полезно кушать для здоровья, потому что в них много витаминов. И овощи люди выращивают на огородах и полях. Также надо помнить, что познание лучше всего идет в процессе практической деятельности ребенка, экспериментирования, совершения им открытий.

Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят за бутылкой пива, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре [26, с.75].

Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность. Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать. Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

Рассмотрим шаги развития познавательной активности по возрастам.

В возрасте 2-3 года у малыша постепенно формируем целый набор представлений. О человеке и о себе самом. Малышу надо знать свое имя и фамилию, кто он – мальчик или девочка. О своей семье ребенку надо знать имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, а так же их семейный статус – кто кем приходится ему («Коля мой братик») и кем приходятся члены семьи друг другу («Мама и папа друг другу муж и жена, а бабушка Надя – папина мама»). Для ребенка постичь семейный статус близких не так просто: порой, малышу очень трудно понять, что бабушка Надя – мама папы и даже еще жена дедушки Пети. На это требуется время и терпение родителей. Иногда на протяжении всего дошкольного детства приходится разбираться, кто кем приходится в семейном лабиринте [40, с.45].

В представлении о человеке малыш должен знать физические особенности человека (у человека есть голова, лицо, руки, ноги, туловище; на лице – глаза, нос, рот и т.п.). У каждого человека есть имя, возраст, каждый мужчина или женщина. Ребенку надо объяснять физическое и эмоциональное состояние людей, в частности членов семьи: «Бабушка устала, она работала на даче», «Сестренка отдохнула, она поспала», «Маша веселая», «Коля грустный». Со временем ребенку эти знания помогут лучше понимать людей и легче контактировать с ними. Также у ребенка формируются знания о профессиях людей, различной деятельности, явлениях природы. Сначала простейшие знания, которые затем совершенствуются на протяжении всего детства. Для развития познавательной активности ребенка 3 лет огромное значение имеет развитие восприятия знаковой функции мышления и осмысленная предметная деятельность. В этот период активны органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, которые помогают познавать мир малышу. В этом возрасте ребенка надо познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), формами (шар, куб, квадрат, треугольник), размерами (длинный – короткий, широкий – узкий, высоко – низко), а также развивать тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий – шершавый). Развитию восприятия прекрасно способствуют двигательная активность и предметная деятельность ребенка [1, с.45].

Во время движения, занятий на спортивных детских площадках, спортивных подвижных игр, занятий физкультурой ребенок сталкивается со многими предметами и получает массу впечатлений об их цвете, форме, размерах, весе (тяжелый – легкий), получает тактильные ощущения. Различные по цвету и размеру мячи, гимнастические палки, различные по цвету, размеру и форме детали для подвижных игр, например, «городки» все это прекрасные учебные пособия. Играя с ребенком в простые игры, родитель может закреплять его представления о цвете, форме, размерах. Примеры таких игр можно найти в литературе и Интернете. Так же в процессе подвижных игр ребенок развивает ориентацию в пространстве [31, с.85].

Игры на закрепление основных цветов и форм.

«Собери по цвету». По комнате разбрасываются разноцветные кубики или мячики (красные, желтые, синие, зеленые). Так же в комнате расставляются коробки или корзинки с наклейками из цветной бумаги такого же цвета. Ребенок должен собрать кубики или мячики по цвету в коробки.

«Найди свой предмет». Родитель показывает ребенку вырезанные из цветного картона карточки (красные, синие, зеленые). Так же по комнате расположены предметы (кубики, мячики, обручи и др.) такого же цвета. Если родитель показывает зеленую карточку, то ребенок должен подбежать к зеленому предмету и т. д.

«Найди домик». По комнате разбрасываются вырезанные из картона фигурки: круги, квадраты, треугольники. В комнате стоят коробки с наклейками в виде круга, квадрата, треугольника. Ребенок должен собрать разбросанные по комнате фигурки и положить каждую в соответствующую коробку – «домик».

Чтобы добиться познавательной активности, воспитателю надо всякий раз не только ясно представлять цели и задачи занятия, но и моделировать ту умственную деятельность детей, которая необходима для реализации этих целей. Воспитателю необходимо планировать не только систему знаний (понятий, определений, терминов) последовательность их изложений, но и систему тех умственных операций, которую должен выполнить ребенок, чтобы усвоить эти знания. Требуется создать своеобразную технологию «думанья». Обучение такой технологии и есть основной путь формирования познавательной активности. Воспитатель должен осознать не только то, какие знания он введет, но и какому методу мышления научит ребенка.

Когда дети заняты решением исследовательской задачи, необходимо создавать условия для моделирования их мышления. Следует шире использовать нестандартные задания. Именно на их примере можно раскрыть подлинную природу мышления. Основной ситуацией, вызывающей процесс мышления, является проблемная ситуация.

Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое, либо пытается отыскать известное в неизвестном, то есть свести неизвестное к уже усвоенному ранее, и тем самым разрешить проблему. Основным механизмом решения проблемной ситуации является включение объекта в новой связи и отношения, благодаря чему он выступает в иных (непривычных, ранее не выявленных) свойствах и отношениях. Это позволяет либо полностью разрешить проблему, либо существенно продвинуться в ее решении.

Проблемная ситуация возникает там, где наличных знаний не достаточно и надо либо по-иному их переосмыслить, либо включить их в иную систему знаний. Поэтому создание проблемной ситуации и ее решение непосредственно связывают с функцией мышления.

Так как мышление у старших дошкольников наглядно-образное, необходимо использовать разные виды наглядности, которые нередко выступают как самостоятельные источники научной информации, выполняют сложные функции: иллюстрации, объяснения, сравнения, моделирования [12, с.92].

Разнообразная наглядность не всегда должна даваться в готовом виде. Нередко она создается самими детьми в ходе решения задачи. Казалось бы, уже сам факт наличия наглядных пособий в кабинете должен обеспечить восприятие содержания. Однако это далеко не так. Психологическая особенность восприятия состоит в том, что в начале человек как бы «приковывает» свой взор к предъявленному ему изображению. Но эта реакция на новизну быстро угасает, и если не организуется специальная деятельность по анализу изображения, выделению его наиболее значимых признаков, то человек перестает его воспринимать, хотя оно и находится перед ее глазами [13, с.72].

Постоянное совершенствование содержания образования с учетом возрастных и индивидуальных различий – это важное и необходимое условие развития мышления учащихся. Неслучайно поэтому содержание и объем усвоенных знаний служат основными критериями не только образованности, но и развитости ребенка. Однако запас знаний, каким бы содержательным он не был, не может определить познавательную активность, которая зависит от овладения интеллектуальными действиями и не сводится к наличному фонду предметных знаний, умений и навыков. Нет детей от природы интеллектуально пассивных. Но нет и одинаково активных.

Познавательная активность – это сложное психическое образование, формируемое под влиянием разнородных динамических факторов. Формирование активности в процессе усвоения знаний требует от взрослого проникновение в ее характер, источники индивидуальных проявлений [31, с.95].

Фактическое овладение умственными действиями может служить основным показателем познавательной активности детей.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ


2.1. Условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

У большинства детей дошкольного возраста отсутствуют достаточно устойчивые познавательные интересы, сама готовность приобретать знания или умения независимо от конкретной нужды в них в данное время. Поэтому в ситуации, где ребенку подсказывается конкретная цель, с достижением которой сопряжено расширение опыта, он усваивает материал тем активнее, чем актуальнее для него как данная цель, так и вся ситуация в целом.

Если ситуация, не предусматривает конкретных практических обстоятельств, вынуждающих к расширению опыта и если подсказываемые ребенку способы решения учебной задачи им принимаются недостаточно активно, то усвоение малоэффективно как в отношении содержания предлагаемых сведений, так и в отношении способов их общения. Усвоение умений и знаний детьми непосредственно связано с решением актуальных для ребенка задач и достижением конкретных целей, позволяющих ему убедиться на своем личном опыте в тех преимуществах, которые приносит обладание теми или иными сведениями или умениями. Поэтому эффективность зависит от характера ситуации и накопленного ребенком опыта познавательной и практической деятельности [37, с.72].

В работе с детьми дошкольного возраста используются занятия разного вида. Не стоит забывать и о разнообразии занятий. Так, например, при изучении понятий о водном, наземном и воздушном транспорте эффективность усвоения рассматривалась в двух ситуациях: в дидактической игре с картинками, изображающими разные транспортные средства передвижения, и в процессе беседы с применением тех же картинок. И в том и в другом случае дети знакомились с названием изображенных видов транспорта путем рассматривания картинок, словесных пояснений и группировки картинок по определенной логической схеме [28, с.81].

Все дети, обучаюшиеся в дидактической игре, усваивают материал не только полнее, но и лучше, чем в процессе занятий. При этом наблюдаются различия в самих способах обобщения, формирующихся в условиях игры и занятий.

В ситуации познавательной беседы действуют главным образом мотивы общения, но связь между ними и классификацией менее прямая.

Дети охотно делятся своими впечатлениями по поводу красочных картинок, но у многих из них нет намерения узнавать то, чего не видно на рисунке. Выслушивание объяснений и указаний постоянно прерывается собственными сообщениями детей, попытками игрового манипулирования. К решению учебных задач с должным вниманием относятся только самые старшие дети, которые принимают все указания и не только с интересом выслушивают все, что сообщается, но и задают вопросы с целью лучше уяснить содержание новых сведений.

Для большинства детей группировка картинок по логической схеме является только известной помехой в игровом, эмоциональном общении. Правда, пяти-, шестилетние дети активнее, чем малыши принимают новые знания, но относятся к ним избирательно. Они охотно выслушивают рассказы сюжетного характера (использование тех или иных средств перевозки).

У большинства детей отсутствует достаточно устойчивые познавательные интересы, сама готовность приобретать знания или умения независима от конкретной нужды в них в данное время. Поэтому в ситуации, где ребенку подсказывается конкретная цель, с достижением которой сопряжено расширение опыта, он усваивает материал тем активнее, чем актуальнее для него как данная цель, так и вся ситуация в целом [42, с.59].

Если ситуация не предусматривает конкретных практических обстоятельств, вынуждающих к расширению опыта, и если подсказываемые ребенку способы решения учебной задачи им принимаются недостаточно активно, то усвоение малоэффективно как в отношении содержания предлагаемых сведении, так и в отношении способов их обобщения. Такое учение не оказывает существенного влияния на умственное развитие ребенка.

Усвоение умений и знаний детьми непосредственно связано с решением актуальных для ребенка задач и достижением конкретных целей, позволяющих ему убедиться на своем личном опыте в тех преимуществах, которые приносит обладание теми или иными сведениями или умениями. Поэтому эффективность такого учения зависит от характера учебной ситуации и накопленного ребенком опыта познавательной и практической деятельности.

Учебная задача, поставленная в игровой форме имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний. Благодаря совмещению игровой и познавательной деятельности ребенка создаются благоприятные условия для активного усвоения знаний. При этом закрепляются не только знания, но и новые приемы умственной деятельности, посредством которых они приобретались.

Важно отметить и то, что при таких условиях складывается необходимая согласованность между мотивами родственных действий и общими мотивами деятельности в целом. Ребенок, увлеченный игрой, как бы не замечает того, что он учиться, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, связанными с перестройкой, как представлений понятий, так и самих способов познавательной деятельности. По-видимому, не малое значение имеет здесь острота и яркость переживаний ребенка, связанных с личным успехом и неудачами.

Игра – основная деятельность детей. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная музыкальная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения музыкального развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость [49, с.125].

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому [11, с.39].

Усвоение детьми привал игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.

Игровые действия – это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направляется через непосредственно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в сравнении мелодий, звуков, в раскладывании картинок по жанрам; игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является показателем успехов детей в усвоении знаний, в музыкальной деятельности, в характере взаимоотношений.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В дидактической игре дидактическая задача осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия [13, с.65].

Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, в отсутствии хотя бы одного из них делает игру невозможной. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношение воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения своих музыкальных способностей, для их активизации. При этом обнаруживаются недостатки и затруднения, испытываемые детьми. Педагог помогает их заметить и преодолеть.

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отожествлена с упражнением, ибо основу её составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.

В процессе дидактической игры способности детей активизируются, принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение педагога, его объяснение.

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения [7, с.89].

Организуя индивидуальную дидактическую игру, педагог создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень развития музыкальных способностей.

Определяя виды дидактических игр, отметить такие игры, как:

Сюжетно-ролевые;

Настольные;

Подвижные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики и ритма.

Интересные, забавные, красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный эффект.

Сюжетно-ролевые – это музыкально-дидактические игры, имеющие определенный сюжет и роли, например, «Солнышко и тучка», «Кого встретил колобок», «Веселый поезд» [16, с.47].

Настольные игры – это игры на ограниченном пространстве с использованием наглядных пособий.

Организация игр предусматривает два руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное.

Прямое руководство происходит, как правило, когда взрослый помогает каждому ребенку проявить себя, активизирует деятельность малоактивных детей, оказывает помощь, учит способам самостоятельных действий. Взрослый при этом выступает в роли лидера, побуждая ребенка к совместным действиям.

Косвенное руководство включает:

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей, поощряющей их инициативу свободно принимать ранее усвоенный музыкальный опыт в новых условиях;

- формирование доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися для игр в небольшие группы по интересам и склонностям.

Исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей, воспитатели и музыкальные руководители используют различные модели взаимодействия с ребенком, способствующие формированию и развитию навыков, музыкальной деятельности детей:

Взрослый – «лидер».

Эта модель взаимодействия включает прямое руководство, при котором педагог личным примером побуждает ребенка к действию, проводит с детьми игры;

Взрослый – «партнер».

В данной модели взаимодействия взрослый и ребенок вместе определяют варианты совместного участия, прогнозируя предполагаемый результат. В данной модели взаимодействия у ребенка развивается умение включаться в сотрудничество с партнером на основе совместных действий;

Взрослый – «ведомый».

Модель взаимодействия взрослого и ребенка предполагает создание такой ситуации, при которой ребенок руководит игрой, а педагог следует за ним.

Таким образом, дидактические игры, являясь средством развития умственных способностей детей, имеют свои специфические особенности в структуре, видах и организации психолого-педагогических условий.


2.2. Программа развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста


Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Умственное и психическое развитие ребёнка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Всё, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка, формирует интеллектуальные и личностные качества, закладывает основы нравственности. Воображение, знание об окружающем мире расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться [14, с. 67].

Познавательные развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребёнка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Именно игровой характер обучения, позволяет целенаправленно формировать познавательные процессы в интересной и доступной форме.

Проанализировав методическую литературу по теме исследования, и наблюдая за детьми, нами была поставлена цель: формирование у детей у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в дидактической игре.

Для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:

1.Создать развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

2.Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

3.Развивать наблюдательность умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе игры, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.

Работу начали с организации развивающей предметно-пространственной среды, которая строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В группе нами был создан уголок: «Математическая игротека» где собраны различные дидактические, авторские игры, такие как: «Геометрическая мозаика», «Умные числа», «Цвет, форма, размер», «Логические таблицы», «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки Кюизенера» и др.

Также оформлен центр речевого творчества, предоставляющий детям действовать индивидуально. Здесь накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, игры для развития мелкой моторики рук [29, с.89].

Разнообразные дидактические и настольно-печатные игры такие как: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Маленькие слова», «Закончи предложение», «Загадочный круг». По звуковой культуре речи: «Составь букет», «Кто в домике живёт», «Поезд», «Загадки-отгадки».

Музыкальное и театрализованное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать. Для этого в группе созданы театрализованный и музыкальный уголки, которые помогают детям быть уверенными в себе, активными, инициативными.

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован уголок природы и экологии. Здесь предоставлены дидактические игры по темам: климат («Времена года», «Отгадай-ка», и др.), растительный мир («Собери цветы», «В саду, на поле, в огороде», и др.), животный мир («Земля и её жители», «Ребятам о зверятах», «Зоолото» и др.) и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.

Также большой популярностью пользуются такие уголки как книжный, спортивный, уголок «Безопасности», «Хочу всё знать» и другие которые способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.

Создана картотека дидактических игр по темам: предметное окружение, природное окружение, явления общественной жизни, мелкой моторики рук, на социально-эмоциональное развитие детей. Оформила новые дидактические игры: «В русской избе», «Предметы и контуры», «Зоопарк настроений», «Основы безопасности», «Найди похожую фигуру», «Противоположности».

Игры с использованием медиапрезентаций: «Отгадай-ка», «Что растёт на грядке и в саду», «Четвёртый лишний», «Подбери фрукт или овощ к соответствующей фигуре», «Подбери по цвету, «Что растёт на дереве», «Что растёт на грядке», «Назови ласково», «Один много».

Разработан перспективный план по данной теме, который включает 4 направления.

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Работа с социумом;

Взаимосвязь с педагогами.

Работа с детьми.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи;

5. Развитие элементарных математических представлений.

Для решения этих задач организую соответствующие дидактические игры. В интеллектуальном развитии использую такие игры: «Четвёртый лишний», «Отгадай-ка», «Найди в рисунке отличия», «Найди фигуру», «Найди такую же фигуру», «Что перепутал художник», «Помоги зайчику дойти до дому». Эти игры систематизируют знания, развивают мыслительные процессы, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение [47, с.113].

На развитие внимания применяю игры: «Кто и что перепутал», «И я», «Летает не летает», «Тут что-то не так», «Повторяй за мой». Они развивают усидчивость, концентрируют внимание.

Игры «Дорисуй», «Отгадай», «Узнай предмет», «Придумай сам», «Запомни», «Что было на картине», «Корзинка», «Опиши по памяти» эти игры способствуют развитию памяти, восприятия, логическому мышлению сосредоточенности.

По развитию речи: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Рифмочки не рифмушки», «Дополни предложение», «Придумай небылицу». В этих играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, сами придумывают рассказы с включением небылиц.

По математике подбираю игры, требующие умственного напряжения:

- Игры головоломки;

- Игры шутки;

Эти игры развивают внимание, образную и смысловую память, математические способности, мелкую моторику рук, закладывают основы логического мышления.

Организуя игры, используются разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, воспитатель выступает в качестве прямого участника игры и незаметно для детей направляет игру, поддерживает их инициативу или не включается в игру, а со стороны воспитатель следит за развитием игровых действий, выполнением правил. Для создания соответствующего игрового настроения воспитатель рассказывает о каком-либо событии, используя различные сюрпризные моменты, элементы соревнования, загадки, путешествие в сказку и многое другое. Игры воспитатель проводит в групповой комнате, в зале, на участке и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления [17, с.45].

Применяются в работе с детьми различные дидактические игры: игры-путешествия, презентации, электронные. Подача информации, на экране или мониторе компьютера, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Работа над развитием познавательных способностей детей включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей. Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

- Повышение уровня педагогических знаний родителей о дидактической игре.

- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Родителей необходимо:

• Познакомить со значением дидактической игры в жизни ребёнка.

• Научить, родителей подбирать игры, учитывая возраст детей.

• Порекомендовать, как играть в дидактическую игру с детьми.

Подготовили и провела консультации:

1. Играйте вместе с детьми.

2. Дидактическая игра в жизни ребёнка.

3. Поговорим о компьютерных играх.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей использую:

Папки передвижки:

1. Родителям о детских играх и игрушках.

2. Домашняя игротека: « игры для детей и их родителей».

3. Домашняя игротека: «Игры на кухне».

Памятки для родителей:

1. Игра научит нас;

2. Играя, мы можем научить детей;

3. Какие игрушки нужны детям;

4. Виды игрушек.

Во всех этих носителях помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. На родительском собрании познакомили родителей с новыми дидактическими играми и пособиями.

Также в течение шести недель с детьми старшего дошкольного возраста нами был проведен комплекс дидактических игр на развитие познавательных процессов (см. Приложение 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Обобщая результаты педагогического исследования, можно сделать следующие выводы.

Итак, проблема формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных педагогических проблем на сегодняшний день. Каждому воспитателю известно, что ребенок не сможет успешно усвоить материал, если он равнодушно относиться к знаниям, поэтому познавательная активность у дошкольников обязательно нужно формировать и развивать.

Основное условие, обеспечивающее развитие познавательной активности – это насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. В процессе дидактических игр это условие может обеспечиваться за счет наличия новой информации, неизвестной детям, возможности получения чувственного опыта (рассматривания, трогания, экспериментирования с объектами изучения). Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что им нужно сделать, увидеть, услышать и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направления деятельности детей вызывает заинтересованность, практическую и умственную активность детей, способствует повышению произвольности и осознанности восприятия, активного обследования предмета. Именно поэтому дидактическая игра была выбрана нами в качестве основного средства формирующей работы. Для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста нами были выделены педагогические условия, согласно которым игра наиболее эффективно способствует развитию познавательной активности у детей, если:

- в процессе дидактической игры создается насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности детей;

- игра, для развития познавательного интереса имеет определенную структуру, включающую мотивационный, ориентировочный, исполнительный и контрольно-оценочный компоненты;

- в процессе игровой деятельности учитываются индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста.

На основании вышесказанного нами была разработана Программа развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх, и путем опытно-экспериментальной работы доказана эффективность разработанной программы для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в

Итак, в результате проведенного исследования формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх, у детей возрос интерес к дидактической игре. В результате проведенной работы были подведены итоги, где прослеживается динамика изменения уровней сформированности отдельных показателей по каждому исследуемому параметру. Средний арифметический балл по показателю полнота знаний повысился с 3,8 до 4,1. То есть большинство детей в классе обладают знаниями по предмету на уровне выше среднего и на высоком уровне.

В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты: Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем повышения познавательного интереса; Определены условия эффективности формирования познавательной активности; Разработана программа дидактических игр, направленная на развитие познавательной активности дошкольников; Изучена и доказана эффективность разработанной программы, по показателям: отношение к дидактическим играм, мышление, сформированность знаний, которые приобретались детьми в дидактических играх.

В ходе экспериментального исследования наша гипотеза подтвердилась, т.е. комплексное использование дидактических игр будет значительно способствовать развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста доминирует интерес к предметам познавательного наполнения и учебного предназначения, отношение к выполнению задания чаще всего опосредовано игровой мотивацией. Положительные изменения также зафиксированы в уровне развития познавательных умений и интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Включение познавательной технологии сказалось не только на развитии познавательного интереса, но и на формировании личности дошкольника, позволило скорректировать поведение отдельных детей, изменило содержание деятельности во время перемен от случайных действий к целенаправленному общению. Считаем, что умелая организация воспитательного процесса со стержневой ориентацией на развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста благоприятствует задействованности каждого ребенка в дидактических играх.

Таким образом, проведенное исследование развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх - доказало эффективность программы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх, а это значит, что она способствует не только образованию устойчивых интересов, определяемых умственными запросами старших дошкольников, но и в целом содействует оптимальному решению задачи всестороннего развития личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки. – М.: «Сфера», 2010. 80 с.

  2. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: СпецЛит, 2008.-223с.

  3. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 2009. Вып. 16. № 265. - С. 41-60.

  4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать. – СПб.: «Лань». 2010. 120 с.

  5. Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие/ Р.И. Бардина, А.И. Булычева, О.М. Дьяченко.- Москва, 2010. 300 с.

  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.

  7. Брозаускас Л.Г. Полезные игры и задания для дошколят. - СПб.: «Литера» 2008. 130 с.

  8. Васильева М.А. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: методическое пособие/ М.А. Васильева. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. 160 с.

  9. Венгер Л.А., Агаева Е.Л., Венгер Н.Б. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: методическое пособие/ Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер.- М. 2006. 120 с.

  10. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Комплект диагностических заданий, определяющих готовность детей к школьному обучению: материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента/ Сост. Г.С. Ковалева, С.В. Иванова.- М.: Дрофа, 2011. 140 с.

  11. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2012. - 1008 с.

  12. Горецкий В.Г. «Дидактический материал к урокам обучения грамоте», М., Просвещение, 2010.

  13. Горышева В. Игра - это отражение жизни. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2010. - 47 с.

  14. Григорян Л.Т. «Язык мой - друг мой», М., Русский язык, 2009.

  15. Гришкова Г.Н. Оценка успешности познавательного развития дошкольников: учебно-методические рекомендации. / Г.Н. Гришкова.- Омск-2013. – 38 с.

  16. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. - М.: Аcadema, 2008. – 464 с.

  17. Дурова Н.В. Фонематика. – М.: «Мозаика синтез» 2012. 120 с.

  18. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2007. 112 с.

  19. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Вопросы развития психики детей дошкольного возраста: учеб. пособие/ А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.- М.: Академия пед. наук РСФСР, 2010.- С. 85- 127.

  20. Игра как феномен сознания / Под ред. Берлид Н.Е.Кемерово: Амф. гуманитарный центр, 2012.-96с.

  21. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.

  22. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.

  23. Карманчиков А.И. Диагностика и технологии развития у детей мышления различных типов: методическое пособие/ А.И. Карманчиков.- М.: Педагогическая литература, 2008.- 123 с.

  24. Концепция ФГОС НОО: проект. / Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 190 с.

  25. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада/ Н.А. Короткова. – М.. 2012- 75 с.

  26. Кралина М.В. Диагностика уровня развития логических приемов мышления у дошкольников: методическое пособие/ М.В. Кралина.- М.: Образование, 2011.- С. 83-91.

  27. Крутецкий В.А. «Психология». - М.: Просвещение, 2006. 130 с.

  28. Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», М., Просвещение, 2011. 300 с.

  29. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. «Мозаика синтез» 2011. 300 с.

  30. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]: Пособие для практ. Психологов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 256 с.

  31. Планируемые результаты начального общего образования. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. 78 с.

  32. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - 540с.

  33. Полякова М.Н., Шитова С.П. Освоение классификации детьми седьмого года жизни: методические советы/ М.Н. Полякова, С.П. Шитова.- М.: Детство-Пресс, 2011. – С. 115-128.

  34. Рахимов, А.З. Философия психодидактики: моногр. / А.З. Рахимов. -Уфа: БГПУ, 2008. - 290 с.

  35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. 2011. - 705с.

  36. Смирнова Е.О. Детская психология. / Е.О. Смирнова - М.: Владос, 2009. – 386 с.

  37. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. - М. Сфера, 2010. - 110 с.

  38. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. / О.В. Солодянкина.- М.: Педагогическая литература, 2008. – 88 с.

  39. Степанова Н.А. Подготовка педагогов к развитию эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Диссерт. на соиск. Уч. степени канд. пед. наук / Магнитогорск, 2012. 90 с.

  40. Ушакова О.С. Скажи по-другому. - Самара, 2010. 9 с.

  41. Ушакова О.С. Придумай слово. – М: «Сфера», 2008. 200 с.

  42. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - М. 2012. 90 с.

  43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

  44. Федина О.В., Федин С.Н. Большая книга развития интеллекта малыша. – М.: «ACT АСТРЕЛЬ». 2009. 200 с.

  45. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. -М. - 2011. – 215 с.

  46. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. – М., 2006. – 157с.

  47. Шинкарёва Н. А., Евдокимова О. А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 102-104.

  48. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2009.-360с.





46