Экзаменационная работа по русскому языку для учащихся 4 класса
Пояснительная записка
к экзаменационной работе по русскому языку для учащихся 4 класса
Назначение работы. Данная работа позволяет установить фактический уровень освоения Основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку.
Основной целью работы является проверка и оценка способности обучающихся 4 класса применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.
Документы, определяющие содержание работы.
Содержание и структура экзаменационной работы по предмету «Русский язык» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2015 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. (Стандарты второго поколения);
2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 196 г. Новосибирска.
Подходы к отбору содержания, разработке материалов экзаменационной работы.
Содержание заданий обеспечивает проверку достижения планируемых результатов стандарта, зафиксированных в рубриках «Выпускник научится» в следующих из разделов курса русского языка начальной школы: «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Лексика».
Вариант работы состоит из двух частей - диктанта и грамматических заданий.
Диктант проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.
Грамматические задания выявляют степень понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший анализ слов и предложений.
Для обеспечения полноты проверки уровня учебных достижений работа содержит задания двух уровней сложности – базового (Б) и повышенного (П).
Работа представлена в двух вариантах. Варианты равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки. Каждый вариант работы включает 4 задания, различающихся по тематике и уровню сложности. В работе из 4 заданий 3 задания базового уровня, составленных на материале разделов курса русского языка, 2 задания имеют повышенный уровень сложности. Задания базового уровня размещены в начале текста работы, задания повышенного уровня отмечены звездочкой.
Распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.
Блок содержания | Проверяемые умения | № задания |
1. Состав слова (морфемика) | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. | № 3 |
2. Морфология | Умение определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение. | № 1 |
3. Синтаксис | Умение находить главные и второстепенные члены предложения. | № 3 |
Умение определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения | Диктант |
4. Орфография и пунктуация | Умение применять правила правописания (в объеме содержания курса) | Диктант |
Умение проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки | Диктант |
5. Лексика | Умение распознавать среди предложенных слов фразеологизмы и давать им толкование | № 4 |
Распределение заданий по уровню сложности.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу. |
Базовый | 4 | 6+ 7 | 71% |
Повышенный | 2 | 6 | 29% |
Итого: | 6 | 28 баллов | 100% |
Таблица правильных ответов
№ зад. | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
| Диктант |
| Наступила весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. На дне оврагов ещё можно увидеть белые пятна. А на открытых полянках солнышко уже съело последний снег. Воздух потеплел. Пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Голубой ковёр подснежников украшает лесные полянки. Прекрасны эти первые цветы русских лесов. От цветов идёт дивный запах. Подснежники очень похожи на радостную улыбку весны. Не уносите из леса огромные букеты! Не губите дивную красоту лесной полянки! | Соблюдение орфографических норм 4б. - Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). Возможно наличие одного-двух исправлений неверного написания на верное. 3б.- Допущено не более двух ошибок. 2б. - Допущено три-четыре ошибки. 1б. - Допущено пять ошибок. 0б. – Допущено более пяти ошибок. Соблюдение пунктуационных норм 3б. - Пунктуационных ошибок нет 2б. - Допущена одна ошибка 1б. - Допущено две ошибки 0б. - Допущено более двух ошибок |
| Итого | 7 б (базовый уровень) |
| Базовый уровень |
1 | И - Р.п., 3 скл | Е – Д.п., 1 скл | 2б – по 1 б за каждый правильный ответ |
Е – Д.п., 1 скл | И – Р.п., 1 скл |
2 | весенний, засуха, | летний, походы, | 2б – по 1 б за каждый правильный ответ |
3.1) | Летнее солнце освещает лес. | Летним утром запели птицы. | 2б – 1б за грамматическую основу - 1б за части речи |
| Итого | 6 + 7 (диктант) |
| Повышенный уровень |
3.2) | Летнее (определение), лес (дополнение) | Летним (определение), утром (обстоятельство) | 2б за правильно подчеркнутые второстепенные члены |
6 | Запомнить, обманывать | Бездельничать, подумать | 4б – по 2 б за каждый правильный ответ |
| Итого | 6 |
Критерии оценивания контрольной работы
Высокий 90 - 100% Отметка 5 19 – 21 балл | 12 - 13 б. базового уровня и 5 – 6 б. повышенного уровня 90% -100% БУ и 90 – 100% ПУ Не менее 19 баллов |
Повышенный 65 - 89 % Отметка 4 13 – 18 балла | 9 – 13 б. базового уровня и 3 - 4 б. повышенного уровня 65% - 89% - базовый уровень и 65%-100% повышенный уровень или 90% - 100% базовый уровень и 50 - 65% повышенный уровень Не менее 13 баллов |
Средний 50 – 65 % Отметка 3 | 7 – 13 б. базового уровня и 1 - 3 б. повышенного уровня 50 - 100% - базовый уровень и 0% повышенный уровень 50% - 64% - базовый уровень и менее 50% повышенного уровня Не менее 7 баллов базового уровня |
Низкий 0 – 49 % (базы) Отметка 2 | 6 б. и меньше базового уровня не приступал к работе или не выполнял задания Ниже 50% базового уровня, повышенный уровень не учитывается |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Организация и проведение диктанта.
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.
Время выполнения. Примерное время на выполнение заданий составляет:
- для заданий базового уровня сложности – от 1 до 2 минут;
- для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут.
На выполнение всей работы отводится 1 урок (40 – 45 минут)
В случае необходимости, учитель может предоставить дополнительное время на выполнение работы, ориентируясь на индивидуальные особенности обучающихся. Допустимое время выполнения работы – 1 час (астрономический).
Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения работы необходима линейка, карандаш и ручка. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Экзаменационная работа по русскому языку, 4 класс
Диктант
Наступила весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. На дне оврагов ещё можно увидеть белые пятна. А на открытых полянках солнышко уже съело последний снег. Воздух потеплел. Пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Голубой ковёр подснежников украшает лесные полянки. Прекрасны эти первые цветы русских лесов. От цветов идёт дивный запах. Подснежники очень похожи на радостную улыбку весны. Не уносите из леса огромные букеты! Не губите дивную красоту лесной полянки!
Грамматическое задание.
1 вариант.
1. Вставь пропущенные окончания, укажите склонение и падеж имен существительных.
- Приехал из Сибир___ ( ), подъехал к деревн____ ( ),
Разбери слова по составу: весенний, засуха,
3. 1)В предложении укажите части речи и подчеркните грамматическую основу. 2)* Подчеркните второстепенные члены предложения.
Летнее солнце освещает лес.
4*. Замените глаголом следующие выражения:
Зарубить на носу –______________________________________
Водить за нос – ____________________________________
2 вариант.
Вставь пропущенные окончания, укажите склонение и падеж имен существительных.
Приехал к бабушк____ ( ), на краю деревн_____ ( ).
2.Разбери слова по составу: летний, походы.
_______________________________________________________________________
3. 1)В предложении укажите части речи и подчеркните грамматическую основу. 2)* Подчеркните второстепенные члены предложения.
Летним утром запели птицы.
4*. Замените глаголом следующие выражения:
Бить баклуши – ________________________________
Раскинуть умом – ________________________________