СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАбочая программа элективного курса 11 класс по биологии

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Уйского муниципального района Челябинской области





Рассмотрено

На заседании комплексного методического объединения МБОУ «Ларинская СОШ»

№ протокола _____ _______от «30»августа 2015г.

Секретарь МО учителей естественно-научного цикла МБОУ «Лариская СОШ»

___________/Холодова Г.В../«_30_» августа 2015 __г.

Согласовано

Заместителем директора по УВР

МБОУ «Ларинская СОШ»

__________/Урвачева М.А./

«__31___»августа 2015_г.


Утверждаю

Директор МБОУ «Ларинская СОШ»

__________ /Чутбасов Р. Р./

«__31__»августа 2015_г.






Рабочая программа

элективного курса для 11 класса

на 2015-2016 учебный года.



Составитель: учитель биологии, географии

МБОУ «Ларинская СОШ»

Кочнева Д. В.


Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.


В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕГЭ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.


Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ЕГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и выпускнику трудно выделить нужные для сдачи ЕГЭ материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ.


Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий» Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10-11 классах. Срок реализации: 1) 1 год в 11 классе (2 часа в неделю, 68 часов) или 2) 2 года в 10-11 классе (в 10 – 34 часа и в 11 –34 часа).


Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

 использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

 использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

 применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2004-2008 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.

 дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.


Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.


Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели курса:

- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;


Задачи курса:

- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить ианализировать информацию о живых объектах;

- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

- воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.



Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2008 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.


Ведущие методы:

- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате)

- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

- практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).


Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.





Основные средства обучения:

- электронные учебные пособия;

- теоретические материалы в электронном и печатном формате;

- презентации уроков;

- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;

- типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);

- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков,

семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).


Формы контроля:

- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)


Оценка работ проводится по по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.и заносится в таблицу.

Ожидаемые результаты. Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии. Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. В качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии.
















Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Биология в рамках ЕГЭ» 11 класс



Название темы. Содержание.

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

1 ч



Предмет и методы биологии, свойства живой материи. Уровни организации живой материи. Науки, входящие в состав биологии

1 ч

Составление тестов

2

Химический состав живых организмов

3 ч



Элементный и молекулярный состав. Вода, минеральные соли. Углеводы, липиды строение и функции.

1 ч

конспект тесты


Белки, нуклеиновые кислоты, их строение и функции

1 ч

Составление тестов


Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

1 ч

конспект тесты

3

Строение клетки

2 ч



Неклеточные - вирусы. Основные различия клеток прокариот и эукариот. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма,  ядро

1 ч

Повторения материала


Строение клетки:  одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки.

Сравнение растительной, животной, бактериальной клетки, грибных гифов.

Сравнение царств.

1 ч

конспект тесты

4

Обмен веществ и превращение энергии.

4 ч



Типы питания живых организмов: автотрофы и гетеротрофы. Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1 ч

конспект тесты


Метаболизм: диссимиляция (энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Анаэробные и аэробные организмы

Решение задач


Метаболизм: ассимиляция (пластический обмен). Биосинтез белка. Фотосинтез, хемосинтез. Значение хемосинтетических организмов

конспект тесты


 Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

1 ч

конспект тесты

5

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

4 ч



Воспроизведение клеток: прямое деление, митоз

конспект тесты


Воспроизведение клеток: мейоз.

Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С)

конспект тесты, к/р


Размножение организмов. Гаметогенез, двойное оплодотворение.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

конспект тесты


Индивидуальное развитие организмов. Прямое и непрямое развитие. Зародышевые листы

Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С)

конспект тесты, к/р

6

Генетика.

4ч+2ч



Методы генетики. Наследственность и изменчивость

конспект тесты


Первый, второй и третий закон Менделя. Кодоминирование, неполное доминирование. Хромосомная теория Моргана, кроссинговер.

Составление тестов


Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Понятие о неаллельном взаимодействии генов.

конспект тесты


Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А)

тесты


Решение задач на дигибридное скрещивание (часть С)

тесты


Решение задач на генетику пола (часть С)

тесты, к/р

7

Селекция, биотехнология


3 ч



методы селекции и биотехнологии. Заслуги Мичурина, Крапеченко.

конспект тесты


Селекция, центры происхождения культурных растений Н.И. Вавилова

конспект тесты, таблица


Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В)

Тесты, к/р

8

Эволюция.



Креационизм, Трансформизм.

Заслуги К. Линнея, Ж-Б. Л. Ламарка, Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина

1 ч

конспект тесты


Доказательства эволюции. Примеры гомологичных и аналогичных органов. Критерии вида. Структура популяции.

1 ч

конспект тесты, с/р


Возникновение жизни на Земле (теории витализма, биогенеза, панспермии, Опарина). Происхождение эукариот, многоклеточности, растений и животных

Происхождение и эволюция человека. Расы.

1 ч

конспект тесты, таблица


Факторы эволюции. Видообразование. Направления и пути  эволюции.

Возникновение ароморфозов (фотосинтез, эукаритическая клетка, половое размножение, многоклеточность).

1ч.

конспект тесты



Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В)

2 ч

тесты


Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

Тесты, к/р


9

Экология и учение о биосфере

2 ч



Экологические факторы. Формы биотических связей. Экологические пирамиды. Биотоп, биоценоз, биогеоценоз. Учение Вернадского.


1 ч

конспект


Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

Тесты, к/р

10

Тестирование учащихся по пройденным темам курса



Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А, В, С)


3 ч

Тесты, итоговая к/р


ИТОГО

 34ч





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!