СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Биология», таких как «Учение о клетке», «Растения», «Животные», «Человек».

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии»



Структура программы

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

4. Учебно-методический комплекс. Литература.

5. Календарно-тематическое планирование.

1 Пояснительная записка.


Программа элективного курса предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Биология», таких как «Учение о клетке», «Растения», «Животные», «Человек». Данные темы - наиболее интересные и сложные в общей биологии.

Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение перечисленных тем.

Предлагаемые к изучению элементы содержания являются логическим дополнением к основной программе среднего базового уровня обучения по биологии, что значительно расширяет диапазон знаний по предмету, необходимый для успешной сдачи экзамена.

Данный курс позволяет познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, рассмотреть важные теоретические вопросы по биологии.

Содержание учебного материала программы соответствует основным разделам государственного экзамена по биологии в форме ОГЭ. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания безусловно будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших биологических умений.

Учащиеся должны познать свои силы и способности, с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу, преумножить свои знания и умения- это то, что необходимо современному человеку.

В программу включены научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Современная биология не может рассматриваться в отрыве от того социального фона на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отрыве знаний следует исходить из их знания в формировании общей культуры учащегося.

Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.

Программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

Материал программы распределён во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; использования наиболее эффективных методов обучения.


Целью данного курса является поэтапное углубление знаний по ключевым вопросам биологии, а также стимулирование самостоятельного процесса познания через краткое повторение материала, изученного по темам «Учение о клетке», «Растения», «Животные», «Человек»;

 

-выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по темам и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;

 

-обучения учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности,


-краткое повторение материала курсов 6, 7, 8 классов.



Задачи курса:

  1. При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях живой материи.

  2. Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.

  3. Развивать интеллектуальное, творческое и биологическое мышление, способствующее развитию интереса к предмету.

  4. Закрепить систему биологических понятий, законов и закономерностей.

  5. Подготовить учащихся к сдаче основного государственного экзамена по биологии за курс основной школы.

  6. Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач.


  ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ



  • Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.

  • Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.

  • Использование компьютерных программ по биологии.



Рабочая программа составлена с учётом Федерального компонента государственного

образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы

основного общего образования по биологии; Биология 5 -11 классы: программы для

общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством

В. В. Пасечника/авт. Сост. А.А. Каменский, Г.Г. Швецов.


Данный курс рассчитан на 17 часов в год.


2 Содержание программы элективного курса

    1. Клетка

Клеточное строение организмов. Элементарный состав клетки. Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Клетка растений и животных, особенности их строения.

    1. Растения

Характеристика царства Растения. Основные систематические категории. Разнообразие растительных организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Лист. Корень. Цветок. Характерные признаки семейств Однодольные и Двудольные. Мхи. Хвощи. Папоротники. Размножение растений. Фазы фотосинтеза.

Общая характеристика грибов. Особенности строения и жизнедеятельности. Микориза.

    1. Животные

Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Тип Хордовые. Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

    1. Человек

Строение и функции систем органов. Опорно-двигательный аппарат. Пищеварительная система. Выделительная система. Кровеносная и сердечно-сосудистая система.

Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Орган зрения, слуха.

Зачет в форме варианта ОГЭ.


3 Требования к уровню подготовки учащихся

Ожидаемые результаты обучения:

1. Расширение и углубление теоретической базы учащихся по вопросам биологии.

2. Сформированность навыков при решении биологических задач из сборников ОГЭ.

3. Мотивированный интерес к предмету.

4. Сформированность «биологической зоркости» в понимании специальной терминологии.

5. Уверенность в своих возможностях при сдаче ОГЭ на государственной (итоговой) аттестации.


Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач.

В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен:

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека;

особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива­ния, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране­ния продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира.



Требования к уровню усвоения учебного материала.



 В результате изучения элективного курса учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализиро­вать, сравнивать, делать выводы и др.);

Метапредметными результатами освоения курса являются:

  • умение работать с разными источниками биологичес­кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовывать инфор­мацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения курса являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организ­ма человека) и процессов (об­мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, ре­гуляция жизнедеятельности организма);

  • взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состо­яния окружающей среды; необходимости защиты окружаю­щей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вы­зываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • классификация — определение принадлежности биоло­гических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на приме­ре сопоставления отдельных групп); роли различных организ­мов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таб­лицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функ­циями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, астениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и от­дыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

4. В эстетической сфере:

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться знанием общебиологических закономерностей.

Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ОГЭ.

Сравнивать биологические объекты, природные биологические процессы и делать выводы на основе сравнения:

  • сравнивать особенности обмена веществ клеток эукариот и прокариот, растений и животных;

  • объяснять роль фотосинтеза, дыхания и брожения в функционировании клеток, в природе и в жизни человека;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

  • уметь решать биологические задачи разного уровня сложности изучаемых тем.



4 ЛИТЕРАТУРА



  1. Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия Пасечника В.В. М.: Дрофа, 2017.

  2. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Рохлов В.С. биология. 9 класс. – М.: Национальное образование, 2011.

  4. ГИА -2011: Экзамен в новой форме: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, Г.И. Лернер и др.- М.: АСТ: Астрель, 2011- ФИПИ.

  5. Мамонтов С.Г. Биология. – М.: Дрофа, 2008

  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.

  7. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004.

  8. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2005

  9. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2005

  10. Демо-версии Министерства образования и науки РФ (начиная с 2006 года), электронные версии www.fipi.ru





Тематическое планирование курса


п/п

Название раздела

Темы

Кол-во часов

Деятельность учащихся

1

Клетка

Клеточное строение организмов.

1

Работа с картами, рисунками, Части А и В.

2

Растения

Характеристика царства Растения.

Споровые растения.

Фотосинтез.

Характеристика царства Грибы.

4

Работа с картами, рисунками и схемами.


Тест, части А и В.

3

Животные

Характеристика царства Животные.

Тип хордовые: Класс Рыбы, Земноводные.

Тип хордовые: Класс Пресмыкающиеся.

Особенности строения и жизнедеятельности Класса Птицы.

Особенности строения и жизнедеятельности Класса Млекопитающие.

5

Работа с картами, рисунками и схемами.


Тест, части А и В.

4

Человек

Опорно-двигательный аппарат.

Пищеварительная система.

Выделительная система.

Кровеносная и сердечно-сосудистая система.

Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Орган зрения, слуха.

Зачет в форме варианта ОГЭ.

7

Работа с картами, рисунками и схемами.


Тест, части А и В, С.







Календарно-тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе «Разные вопросы биологии»

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

План.

Факт.


1 Клетка

1




1

Клеточное строение организмов.

1

4.09


Клетка растений и животных, особенности их строения.


2 Растения

4




2

Характеристика Царства Растения.

1

18.09


Общая характеристика растений. Лист. Корень. Цветок. Семейства Однодольные и Двудольные.

3

Споровые растения.

1

2.10


Мхи. Хвощи. Папоротники. Размножение.

4

Фотосинтез.

1

16.10


Фазы фотосинтеза.

5

Характеристика Царства Грибы.

1

30.10


Общая характеристика грибов. Особенности строения и жизнедеятельности. Микориза.


3 Животные

5




6

Характеристика Царства Животные.

1

20.11



7

Тип хордовые: Класс Рыбы, Земноводные.

1

4.12


Особенности строения и жизнедеятельности.

8

Тип хордовые: Класс Пресмыкающиеся.

1

18.12



9

Особенности строения и жизнедеятельности Класса Птицы.

1

15.01



10

Особенности строения и жизнедеятельности Класса Млекопитающие.

1

29.01




4 Человек

7




11

Опорно-двигательный аппарат.

1

12.02


Строение и функции системы и органов, её составляющих.

12

Пищеварительная система.

1

26.02



13

Выделительная система.

1

12.03



14

Кровеносная и сердечно-сосудистая система.

1

2.04



15

Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1

16.04



16

Орган зрения, слуха.

1

30.04



17

Зачет в форме варианта ОГЭ.

1

14.05


Демоверсия вариант ФИПИ ОГЭ 9 класс.