Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии».
На уроках биологии в 10-11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Курс рассчитан на учащихся 11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на 1 год, всего 34 часа.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший год.
Целью данного курса является подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по биологии.
Задачи курса:
Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.
При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.
Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.
Ожидаемые результаты обучения:
Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
Применять биологические знания в практических ситуациях(практико-ориентированное задание).
Работать с текстом или рисунком.
Обобщать и применять знания в новой ситуации.
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Тематический план.
№ | Тема | Часы |
1 | Введение в предмет | 1 |
2 | Решение задач по теме «Основные свойства живого. Системная организация жизни» | 1 |
3 | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Неорганические вещества» | 1 |
4 | Решение задач по теме: «Химический клетки. Углеводы. Липиды». | 1 |
5 | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Белки». | 1 |
6 | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ» | 1 |
7 | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ» | 1 |
8 | Тестирование по разделу: «Молекулярная биология» | 1 |
9 | Решение задач по теме: «Цитология как наука. Клеточная теория» | 1 |
10 | Решение задач по теме: « Строение клетки и её органоиды» | 1 |
11 | Решение задач по теме: «Фотосинтез» | 1 |
12 | Решение задач по теме: «Энергетический обмен» | 1 |
13-14-15 | Решение задач по теме: «Биосинтез белка» | 3 |
16 | Решение задач по теме: «Типы деления клеток» | 1 |
17 | Решение задач по теме: «Бесполое и половое размножение» | 1 |
18 | Решение задач по теме: «Индивидуальное развитие организмов» | 1 |
19 | Тестирование по разделу «Цитология» | 1 |
20-21-22 | Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков» | 3 |
23-24 | Решение задач по теме: «Взаимодействие генов» | 2 |
25-26 | Решение задач по теме: «Хромосомная теория наследственности» | 2 |
27-28 | Решение задач по теме: «Генетика пола» | 2 |
29 | Решение задач по теме: «Закономерности изменчивости» | 1 |
30 | Решение задач по теме: «Генетика человека» | 1 |
31 | Тестирование по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» | 1 |
32-33 | Анализ тестирования | 2 |
34 | Заключительное онлайн – тестирование https://bio-ege.sdamgia.ru/ | 1 |