Муниципальное образование «Александрово-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шаранчинская средняя общеобразовательная школа
согласовано Руководитель МО ___________ /Л.Н. Маркова/ Протокол № ____ от «___»____________20 14 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ ___________________ /В.С. Безъязыкова/ Протокол № ____ от «___»____________2014 г. | Утверждаю Директор МОУ Шаранчинской СОШ _____________ /С.Н. Субуханкулова/ Приказ № ____ от «___»___________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по биологии «Живая природа»
11 класс
на 2014 – 2015 учебный год
подготовила учитель
Маркова Лариса Николаевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«__»______________2014 г.
с. Шаранча
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса рассчитана на 34 часа, продолжительность курса - 1 год. Содержание программы составлено на основе УМК по биологии, учебника Общая биология 10 – 11 класс, авторы: Д. К. Беляев и другие, издательство « Просвещение» 2012 год
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Курс «Живая природа» позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Целью данного курса является развитие общих интеллектуальных умений, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
В материалах КИМов ЕГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Другая особенность курса – его интегрированность и междисциплинарность. Особое место в курсе занимает материал, который посвящен решению расчетных задач по генетике человека. Данный курс позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии.
Цель курса: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области биологии.
Задачи:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
Интеллектуальных и практических умений
Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Методы:
Продолжительность: занятия 45 мин.
Проведение занятий: один раз в неделю.
В начале и в конце курса проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.
Схема занятий:
Информационная часть. Актуализация знаний учащихся.
Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
Рефлексивная часть.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
Учебно-методическое обеспечение курса
Программа курса
Методическое пособие: Беляев Д.К. Практикум по биологии в школе». М.:Дрофа 2012.
Методические разработки практикумов по решению задач
Комплекты тестов.
Наглядно-демонстрационный материал.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Календарно-тематическое планирование
№ урока в теме | Тема урока |
1 | Вводное тестирование. |
2 | Биология как наука. Методы познания живой природы. Основные уровни организации живой природы. |
3 | Клеточная теория. Многообразие клеток. Клетка: химический состав, строение, функции. |
4 | Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. |
5 | Реакции матричного синтеза. |
6 | Решение задач по цитологии. |
7 | Решение задач по цитологии. |
8 | Жизненный цикл клетки. Хромосомный набор клетки. Деление клеток. |
9 | Онтогенез. Воспроизведение организмов. |
10 | Основные генетические понятия. Закономерности наследственности. Генетика человека. |
11 | Решение задач по генетике. |
12 | Решение задач по генетике. |
13 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма. |
14 | Селекция. Биотехнология. |
15 | Классификация организмов. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Строение, жизнедеятельность, роль в природе и в жизни человека. |
16 | Отделы растений. Особенности строения. Покрытосеменные растения: строение, размножение. Классы покрытосеменных. |
17 | Тестирование: строение и функционирование растений. |
18 | Животные. Простейшие. Многоклеточные животные: типы, классы, их характеристика. |
19 | Хордовые животные. Основные классы, их характеристика. |
20 | Тестирование: строение и функционирование животных. |
21 | Человек. Ткани. Системы органов. |
22 | Системы органов человека. |
23 | Иммунитет. Витамины. Гигиена человека. |
24 | Тестирование: строение и функционирование организма человека. |
25 | Эволюция живой природы. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции. |
26 | Вид. Популяция. Видообразование. |
27 | Макроэволюция. Доказательства эволюции. |
28 | Происхождение человека. |
29 | Экологические факторы. Экосистемы. Цепи питания. Агроэкосистемы. |
30 | Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. |
31 | Решение заданий на установление последовательности биологических процессов. |
32 | Решение заданий с изображением биологического объекта. |
33 | Решение заданий на анализ биологической информации. |
34 | Итоговое тестирование |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.
ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010
«Биология. Животные» 7 кл. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010
«Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010
«Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010
«Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010
«Общая биология. Базовый уровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Глобус»: 2007г.