Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ….
«Согласовано» Руководитель методического объединения __________________________ 2019г. | «Утверждаю» директор МАОУ « » КГО /./ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс «Экология»
ДЛЯ 10 КЛАССА
| Разработчик программы Учитель биологии I кв. категории |
2019 год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в связи с введением в 10классе
элективного курса «Экология» (всего 17ч)
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании у обучающихся старшей школы системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.
В результате изучения элективного курса «Экология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;
прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;
разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.
Календарно-тематический план элективного курса «Экология»
10 класс (17 ч, 0,5ч в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока |
1 | | Что изучает экология? История развития экологии как науки. |
2 | | Естественные и антропогенные экосистемы. Проблема рационального использования экосистем. |
3 | | Современное состояние природной среды. Цели и задачи рационального управления природными ресурсами. |
4 | | Загрязнение атмосферы. |
5. | | Загрязнение почвы. |
6. | | Загрязнение природных вод. |
7. | | Экологические проблемы биосферы: хозяйственная деятельность человека, « парниковый эффект», истощение озонового слоя. |
8. | | Экологические проблемы биосферы: массовое сведение лесов, кислотные дожди, отходы производства. |
9 | | Экологические проблемы биосферы: сельское хозяйство, производство энергии. |
10. | | Пути попадания химических загрязнений в организм человека. |
11. | | Шумовое загрязнение. Уровень шума. Шумовая болезнь и пути её предупреждения. |
12. | | Рациональное питание. Экологически чистые продукты питания. |
13 | | Интерактивная игра « Я житель планеты Земля» |
14 | | Презентация учебных проектов по экологии. |
15 | | Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в области природопользования и ресурсосбережения. |
16 | | Экологический мониторинг воздуха, воды, шумового загрязнения, зелёных насаждений. |
17 | | Решение экологических задач. |