МБОУ «КОМСОМОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
ЧАМЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения | | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
_________________/ Эрзяйкина С.А./ | | ___________________ / Ерошкин А.Ю./ |
«______»_______________20____г. | | «______»_______________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВЫБОРУ
«ЕГЭ на «5»
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 11 КЛАССА
СОСТАВИТЕЛЬ: АРХИПОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
П. КОМСОМОЛЬСКИЙ, 2019 Г
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета «Трудные вопросы русского языка» ученик должен
знать/понимать:
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
уметь:
применять в практике речевого общения орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего
высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Орфоэпия
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.
Словообразование
Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
Морфология
Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.
Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Речь. Текст
Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Синтаксис
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.
Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.
Пунктуация
Пунктуация в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения ( определение, обстоятельство, приложение, дополнение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Речь. Текст
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Примечание |
план | факт |
| | | Лексика. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов. | 1 | Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). | Задание 3, 5, 6 24, |
| | | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. | Задание 24, 26 |
| | | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте. Фигуры речи. Анализ средств выразительности в тексте. | Задание 26 |
1. | | | Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 1 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение. | Задание 4 |
10. | | | Словообразование. Способы словообразования. Формообразование. | 1 | Образование слов в русском языке, основные способы образования слов. Формообразование и орфография. | Задание 7 |
12. | | | Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, чередующиеся гласные в корне слова | Задание 9 |
| | | Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление Ь и Ъ. Гласные И-Ы после приставок. | 1 | Виды приставок: неизменяемые приставки, приставки на з-, с-, приставки при-, пре-; и - ы после приставок на согласный; употребление Ь и Ъ. Омонимичные приставки. | Задание 10 |
| | | Правописание суффиксов глаголов и прилагательных. | 1 | Суффиксы глаголов -ова- , ева- , -ива-, -ыва-; гласный перед суффиксами -ва-, -л-, -в-, -вш-; суффиксы прилагательных: -чив-, -лив; безударные суффиксы -ов-, -ев-; суффиксы -оват-, еват-, -ат-, -чат-, -ец-, -иц-, -ек-, -ик-; уменьшительно – ласкательные суффиксы. | Задание 11 |
| | | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 1 | Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Гласные в суффиксах причастий Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени -вш-, -нн- | Задание 12 |
21. | | | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. | 1 | Правописание -Н- и -НН-: в суффиксах полных и кратких имен прилагательных, образованных от имен существительных; в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий; в суффиксах имен существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных | Задание 15 |
25. | | | Правописание НЕ-НИ с разными частями речи. | 1 | Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, наречиями, числительными, местоимениями; правописание ни в отрицательных местоимениях и при союзных словах. | Задание 13 |
18. | | | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные и служебные части речи, похожие по звучанию и написанию. | Задание 13 |
32. | | | Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. | 1 | Правописание существительных с предлогом, прилагательных с предлогом, союзов, производных предлогов, деепричастий с частицей не, наречий, вводных слов. | Задание 13 |
| | | Практическая работа по орфографии. | | Выполнение тестовых заданий. | |
| | | Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. | 1 | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные. | Задание 16-20 |
| | | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. | 1 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных одиночными союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. | Задание 16 |
| | | Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. | 1 | Обособленные и необособленные определения, несогласованные определения | Задание 17 |
| | | Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. | 1 | Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные другими частями речи. Знаки препинания при сравнительных оборотах. | Задание 16-17 |
| | | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях | Задание 18 |
| | | Сложное предложение. Строение ССП и СПП. Синтаксический анализ предложений. | 1 | Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях. | Задание 19-20 |
| | | Сложное предложение. Строение СПП. Синтаксический анализ предложений. | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. (придаточное определительное). | Задание 20 |
| | | Пунктуация в простом и сложном предложениях. | 1 | Выполнение упражнений на умение различать простое осложненное и сложное предложения. | Задание 21 |
| | | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 1 | Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными: последовательное подчинение, однородное соподчинение, параллельное подчинение. | Задание 20 |
| | | Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. | 1 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | |
4. | | | Стили и функциональные типы речи. | 1 | Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи. | Задание 23 |
5. | | | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | Задание 1, 2, 22 |
5. | | | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. | Задание 2, 25 |
| | | Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические. Грамматическая ошибка. | 1 | Виды грамматических ошибок. Практическое занятие: выполнение упражнений типа задания 7. | Задание 7 |
| | | Алгоритм работы с текстом. Сочинение-рассуждение. | 1 | | Задание 27 |
| | | Определяем и формулируем проблему текста. Пишем комментарий к тексту. | 1 | | Задание 27 |
| | | Определяем позицию автора. | 1 | | Задание 27 |
| | | Выражаем свою позицию. Приводим аргументы – доказываем свое мнение. | 1 | | Задание 27 |
| | | Подводим итог – пишем заключение. | 1 | | Задание 27 |
| | | Практическая работа. Самостоятельная работа с текстом. | 1 | | Задание 27 |