Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель методического объединения _________ Гулая Т.В. Протокол № 03 от «30» августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Полякова Т.А. «31» августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________ Козырь Л.Н. Приказ №_________ от «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
"Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
11 КЛАСС
2018 – 2019 учебный год
Разработчик программы:
Гулая Т.В. – учитель истории
и обществознания
г. Армянск – 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресность программы
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Предусматривает изучение курса на базовом уровне.
Объем программы.
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 18 часов; в неделю 1 час во втором полугодии.
Содержание курса включает:
- информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных
видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
- теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
- практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
Место предмета в учебном плане
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществознанию для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Цели и задачи изучения курса
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
-повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Содержание
Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2012.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2012.
Тема 1. Общество (2 ч.)
Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (2 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (1 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (2 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (2 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества (2 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (2 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (2 ч.)
Право, система права. Источники права.. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (1 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (1 ч.)
Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание С7 (Решение познавательных задач).
Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»
Решение КИМов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
(18 часов)
| ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Введение. | 1 |
2. | Тема 1. Общество | 2 |
3. | Тема 2. Человек | 2 |
4. | Тема 3. Духовная сфера. | 1 |
5. | Тема 4. Познание | 2 |
6. | Тема 5. Экономическая сфера. | 2 |
7. | Тема 6. Социальная сфера. | 2 |
8. | Тема 7. Политическая сфера. | 2 |
9. | Тема 8. Право. | 2 |
10. | Тема 9. Решение заданий различных типов. | 1 |
11. | Тема 10. Решение заданий части С. Эссе. | 1 |
| | |
| ИТОГО | 18 часов |
| | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
в 11 классе
№ урока | Дата по пла-ну | Дата по факту | РАЗДЕЛ И ТЕМА УРОКА | Вид познавательной деятельности |
1 | 09.01 | | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2018-2019 учеб-ном году. | Лекция с элементами беседы |
| | | Тема 1. Общество | |
2 | 16.01 | | Общество - сложная, динамично развивающиеся система. | Лекция с элементами бесе-ды ,практическая работа |
3 | 23.01 | | Ступени развития общества. Решение заданий различных типов. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
| | | Тема 2. Человек | |
4 | 30.01 | | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
5 | 06.02 | | Многообразие видов деятельности человека. Человек в системе социальных связей. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
| | | Тема 3. Духовная сфера. | |
6 | 13.02 | | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
7 | 20.02 | | Наука и образование. Мораль. Религия. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
| | | Тема 4. Познание | |
8 | 27.02 | | Познание мира. Решение тестовых заданий части А. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
9 | 06.03 | | Многообразие форм человеческого знания. Решение заданий различных типов. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
| | | Тема 5. Экономическая сфера. | |
10 | 13.03 | | Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
11 | 20.03 | | Многообразие рынков. Рыночные отношения. Решение заданий различных типов. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
| | | Тема 6. Социальная сфера. | |
12 | 03.04 | | Социальная система. Семья и брак как социальные институты. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
13 | 10.04 | | Социальный конфликт и пути его разрешения. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
| | | Тема 7. Политическая сфера. | |
14 | 17.04 | | Политическая система. Признаки, функции и формы государства. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
15 | 24.04 | | Политический плюрализм. Структура политической власти в РФ. Решение заданий ЕГЭ. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
| | | Тема 8. Право. | |
16 | 08.05 | | Право, система права. Источники права. Права человека | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
17 | 15.05 | | Конституция РФ. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | Лекция с элементами бесе-ды, практическая работа |
18 | 22.05 | | Тема 10. Решение заданий части С. Эссе. | тренинг |
| 18 час | | | |
Список литературы
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ, 2016
Спецификация, кодификатор, демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2017 г.
ЕГЭ-2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. / А.Ю Лазебникова, Е.Л.
Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
ЕГЭ-2017. Практикум по обществознанию: Задания с кратким ответом / Е.С.
Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2017. Практикум по обществознанию: подготовка к
выполнению заданий части 2. / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.:
Издательство «Экзамен», 2017.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание.
Учебно-справочное пособие.- СПб., 2016.
Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
9