СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по обществознанию в 10 классе расчитана на 17 часов, ориентирована на подготовку к ЕГЭ по темам "Общество", "Духовная сфера". 

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 г. Торжка»

Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол №___________

От____________20__г

Руководитель кафедры

___________Князева С.В.




Согласовано

На научно-методическом совете гимназии

Протокол № __________

От___________20__г

Зам. директора гимназии

___________Шамина А.В.






Утверждаю

Директор

МБОУ «Гимназия №2»

_________Королева С.В.

Приказ от_________

№ _________






Рабочая программа

Элективного курса

« Актуальные вопросы Обществознания»

10 класс







Разработана учителем истории и обществознания

Чижовой И.А.











2018


Пояснительная записка

1.Сведения о программе.

Рабочая программа элективного курса составлена на основе:

- программы, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова

-Школьного учебного плана

2.Цели элективного курса:

-освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи курса:

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изу­чения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и выс­шего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализиро­вать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отно­шениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установлен­ными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


3.Место курса в базисном учебном плане

В 10 классе для проведения занятий элективного курса отводится 1 час в неделю, что за полугодие составляет 17 часов. Контроль осуществляется в виде тестовых работ и написания эссе.

















Содержание учебного предмета

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Планируемый предметный результат

Формы контроля

1.

Модульный блок «Общество»

8

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ

Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни.

Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.

Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.

Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы

Знать: Спецефические черты общества. Типология обществ. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.

Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы человечества.

уметь:

-характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном мире;

-осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

-объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;

-раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

-оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.


Тесты, эссе

2.

Модульный блок «Духовная жизнь общества»

9

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной

ЗНАТЬ: Сущность и особенности духовной культуры

Мораль и нравственные ориентиры деятельности

.Наука в жизни современного общества

Роль религии как формы духовной культуры.

Религиозные объединения и организации

в России.

Мировые религии.

Искусство в жизни человека и общества

Многообразие видов искусства.

Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого

Социальная и личностная значимость образования.

Развитие образования в современной России.

уметь:

-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах; переводить ее из одной знаковой системы в другую;

-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Тесты, эссе



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Дата проведения

план

факт

Модульный блок «Общество» - 8 ч



1

Введение. Понятие общества как сложного института.

Знать: основные понятия по теме урока; основные сферы жизни общества; виды социальных норм; ступени развития общества.

Уметь: объяснять значение понятия общество; характеризовать основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.




2

Социум как особенная часть мира.


Знать: системное строение общества

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное




3

Общество и природа. Общество и культура. 

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

практикум



4

Взаимосвязь всех сфер общества. 

Знать: взаимосвязь всех сфер общества

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




5

Социальные институты.  Общественный прогресс. 

Знать: социальные институты

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Эссе




6

Общественное развитие. Типология обществ. 

Знать: основную типологию обществ.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




7

Глобальные проблемы человечества.  

Знать: процессы глобализации, глобальные проблемы человечества

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




8

Процессы глобализации.

Знать: процессы глобализации, глобальные проблемы человечества

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Тестирование



Духовная жизнь общества (9ч)



9

Культура и духовная жизнь. 

Знать: основные понятия по теме урока; мировоззрение и его роль в жизни человека.

Уметь: высказывать свое отношение к понятию высшие человеческие ценности, идеалы, к созданию ценностной ориентации человека.

Схемы, документы



10

Формы и разновидности культуры. 

Знать: формы и разновидности культуры

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Инд.задания



11

Средства массовой информации. Наука. 

Знать: виды СМИ

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




12

Искусство, его формы, основные направления. 

Знать: формы искусства и его основные направления

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

презентация



13

Социальная и личностная значимость образования. 

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




14

Религия. Мировые религии. 

Знать: мировые религии

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

практикум



15

Мораль. Нравственная культура. 

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




16

Тенденции духовной жизни современной России. 

Знать: тенденции духовной жизни современной России

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Тес-товыйконт-роль.




17

Проблемы развития современного общества

Знать: ключевые проблемы современного общества и процессов глобализации

Уметь: аргументировать точку зрения, формулировать проблемы эссе

эссе














Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате освоения курса ученик должен

знать/понимать: — социальные свойства человека, его место в системе общественных отно­шений;

— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

— основные социальные институты и процессы;

— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

— особенности различных общественных наук, основные пути и способы со­циального и гуманитарного познания;

-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,;

-особенности социально-гуманитарного познания.

уметь:

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Личностные Результаты обучения

Обучающийся может использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



Учебно-методическое обеспечение курса:

  1. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др./ – М.: Просвещение, 2010;

методическая литература:

  1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. (В помощь школьному учителю);

  2. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др./ – М.: Просвещение, 2008;

  3. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004;

  4. Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  5. Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;

  6. Основные Internet-адреса:

  • http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;

  • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

  • http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

  • http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

  • http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

  • http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.


































Контрольно-измерительные материалы.

Тестирование по теме 1

1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что она изучает.

1)Психология


А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни

2) Социология


Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

3) Экономика


В. Происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека

4) Демография


Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества


5) Этнография


Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания ит. д.


6) Антропология


Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления


7) История


Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества


8) Политология


3. Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений



2. Кому принадлежат высказывания?

  1. Чтобы избежать «войны всех против всех» в условиях абсолютной свободы, люди заключили между собой «общественный договор».

  2. Объем прав, отошедших к государству после заключения «общественного договора», очень велик. Государь в общественных интересах может далее приносить в жертву жизнь своих подданных.

  3. Власть не должна концентрироваться в одних руках либо в одном органе. Необходимо разделение законодательной и исполнительной власти.

  4. В обществе существуют классы, различаемые по источникам дохода: наемные рабочие (зарплата); капиталисты (прибыль); земельные собственники (доходы с земли).

  5. Основная задача общества - развитие производства; а реальная власть должна распределяться между менеджерами.

  6. Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

  7. Социалистическая революция не может победить одновременно во всех капиталистических странах. Социализм победит первоначально в одной отдельно взятой стране, которая является «узлом противоречий».


1. Перед вами таблица с суждениями. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие - психологии. В колонках таблицы обозначьте крестиком суждения, относящиеся к первой и второй дисциплинам.

Суждение


Социология


Психология


Элита - высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества




Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя - инновационное




Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные




Кадровым рабочим человек становится к 30 годам




В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений




Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение










Тестирование №2


  1. Общество - это:

1) территория, на которой живут люди;

2) все население Земли;

3) определенный этап исторического развития;

4) группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности и поддержки друг друга.

  1. Обществом в широком смысле слова называется:

1) весь окружающий мир;

2) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;

3) группы людей, объединенных историческим прошлым;

4) взаимодействия людей в повседневной жизни.

  1. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:

1) экономической сферы общества;

2) социальной сферы;

3) политико-правовой сферы;

4) духовно-нравственной сферы.

  1. Отношения между обществом и природой характеризуются:

1) исключительно благотворным влиянием человека на природу;

2) господством человека над природой;

3) полной зависимостью общества от природы;

4) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности.

  1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

  1. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

1) возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах

2) строительство египетских пирамид

3) распад империи Карла Великого

4) объединение земель вокруг Москвы

  1. Отметьте неправильные суждения:

1) жить в обществе и быть свободным от общества нельзя;

2) человек находится в состоянии постоянного изменения своей социальной сущности;

3) жизнь общества слабо подвержена изменениям;

4) человек живет своей жизнью, а общество - своей; жизнен­ные линии человека и общества не пересекаются;

5) каждое новое поколение включается в систему уже сло­жившихся общественных отношений

  1. Природа-это:

1) весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений;

2) все пространство вокруг человека;

3) то, что появилось благодаря труду.

  1. Общность лиц, объединенных потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

1) конгломератом;

2) обществом;

3) системой;

4) очередью

  1. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:

1) экономической сфере

2) духовной сфере

3) политической сфере

4) социальной сфере

  1. Установите соответствие основных сфер жизни общества и их кратких характеристик:

Сфера жизни общества


Характеристика


1. Политическая


А. Взаимодействие социальных групп, слоев, клас­сов, наций


2. Экономическая


Б. Отношения в сфере власти, вопросы государ­ства, права и т. д.


3. Социальная


В. Различные формы и уровни общественного соз­нания


4. Духовная


Г. Производство материальных благ, их обмен и распределение



  1. Установите соответствие между сферами жизни общества и элемента­ми общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую ей позицию из второго столбца.

    СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА


    ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    1. Экономическая


    А. Деятельность парламента


    2. Политическая


    Б. Взаимодействие классов (страт)


    3. Социальная


    В. Обмен продуктами


    4, Духовная


    Г. Религиозные организации


  2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Социальные институты общества выступают его важнейшими _________(1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, _______(2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных ____________(3). К основным институтам общества относятся семья, _________(4) и школа.

Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приве­денные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.

А) государство; Б) деятельность; В) заповеди; Г) нормы; Д) парламент; Е) признак;

Ж) элементы