Программа элективного курса “Биология клетки».
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся”.
Основная концепция курса заключается в следующем.
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Как нам представляется, вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии” старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7-9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов личные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория “эволюционной динамики тканей”, сформулированная А.А. Заварзиным.
Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.
Историко-патриотический акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30-50-е гг. ХХ в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак) стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.
Большой объем практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах “Ткани”, “Органы”). Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики, но и задействовать их на занятиях по биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).
Проверка и оценка качества знаний. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала в форме ученикк(и) – ученик(и), ученик – учитель.
В качестве дополнения к данному курсу, учитывая развитие информационных технологий в современной школе, планируется издание Приложения в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.
Курс | Название темы | Содержание |
Общая биология (биология клетки) (17ч) | Введение в биологию клетки (1ч) | Борьба сторонников и защитников клеточной теории. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. |
Общий план строения клеток живых организмов(2ч) | Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная клетка. Эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки. |
Основные компоненты и органоиды клеток(6ч) | Мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы и синтез белка. |
Ядерный аппарат и репродукция клеток(4ч) | Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот, жизненный цикл клетки и репродукция клеток. |
Вирусы как неклеточная форма жизни(2ч) | Строение вирусов и их типы. Жизненные циклы вирусов. Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. |
Элементы патологии клетки(2ч) | Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.). |
Курс | Название темы | Содержание темы |
Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов(15ч) | Понятие о тканях многоклеточных организмов(1ч) | Определение ткани. Теория “Эволюционной динамики тканевых систем” академика А.А. Заварзина: основные положения. |
Эпителиальные ткани(2ч) | Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. |
Мышечные ткани(2ч) | Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие). |
Ткани внутренней среды(соединительная ткань)(5ч) | Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. |
Ткани нервной системы(4ч) | Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани: нейроны и глиальные клетки. |
Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека(1ч)
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе, - основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей – все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.
Требования к техническому оснащению курса
Для практических и демонстрационных занятий необходимы:
Световые микроскопы;
Набор электронно-микроскопических фотографий и схем разных типов клеток и тканей, их компонентов