Муниципальное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по русскому языку
(элективный курс)
«Правильно ли я говорю?»
для 9 класса
на 2011 – 2012 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Аксенова Лариса Ивановна
с.Березовка
2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые условия функционирования русского языка, появление большого количества плохо подготовленных публичных выступлений приводят к резкому снижению культуры речи. В настоящие время в средствах массовой информации и печати нередко встречаются отклонения от норм литературного языка, поэтому вопросы данного курса представляются своевременными и актуальными.
Исходящими документами для составления рабочей программы элективного курса по русскому языку в 9 классе является программы курсов по выбору по русскому языку и литературе «Электив –9». Авторы: Е.Б.Меркулова, Ж.Ю.Титова, под редакцией Н.Г.Корниенко. Воронеж: ВОИПКРО, 2006 г.
Цель: формировать навыки культуры речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Задачи:
Расширить понятие о нормах русского литературного языка;
Показать учащимся практическое применение навыков культуры речи;
Корректировать речь учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка.
Курс поможет сформировать практические навыки грамотной речи, что позволит учащимся осуществлять успешную коммуникативную деятельность. Кроме того, электив направлен на формирование познавательного интереса к предмету, что должно помочь девятиклассникам в определении профиля образования, в данном случае гуманитарного.
Материал курса включает новые знания о грамматических основах правильной речи, которые не содержатся в инвариантных программах. Различные виды организации учебной деятельности должны привлечь внимание школьников с разным уровнем подготовленности. Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для более качественного получения знаний.
В процессе работы используются наиболее активные методы обучения, задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их интересов.
Программа позволит осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Достаточная конкретность позволит осуществлять контроль за усвоением после каждого занятия.
Знания, полученные в ходе изучения данного курса, помогут школьникам свободно ориентироваться на рынке труда, так как умение грамотно говорить необходимо представителю любой профессии.
Курс рассчитан на 17 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Формы контроля | Сроки | примечание |
реальные | фактически |
1 | Норма…что это такое? | 1 | Вводное тестирование. Лекция с элементами беседы. | Составление словарика «Эти трудные ударения» | | | |
2 | «Как говорить вернее: творог или творог?» Эти трудные ударения | 2 | Практическое занятие | Составление орфоэпического словаря | | | |
3 | «Обречены на успех». Орфографические нормы русского литературного языка | 2 | Лабораторная работа | Орфографический диктант | | | |
4 | «В темном лесе…?» Новые заимствованные слова | 3 | Практические слова | Тест | | | |
5 | «Скучаю по вас или по вам?» | 2 | Ролевая игра | Составление тезисов выступления | | | |
6 | Качеств а хорошей речи | 2 | Заочная встреча с интересными людьми | Выступление учащихся. | | | |
7 | Поработаем корректором | 2 | Практическое занятие | Подготовка рефератов к выступлениям | | | |
8 | Послушаем друг друга | 2 | «Круглый стол» | | | | |
9 | Итоговый урок. Правила произношения | 1 | Подведение итогов | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Тема 1. Норма: что это такое?
Вводный текст на выявление речи учащихся. Литературный язык и его свойства. Определение языковой нормы. Признаки норм литературного языка. Почему нормы меняются? Типы норм.
Тема 2. «Как говорить вернее: творог или творог?»
Что входит в понятие орфографической нормы? Особенности русского ударения, его вариантность. Сравнительный анализ современных и устаревших орфоэпических норм. Типичные орфоэпические ошибки жителей Воронежской области.
Тема 3. «Обречены на успех».
Лексические нормы языка. Что такое лексическая сочетаемость слова, почему она важна для культуры речи? Речевая избыточность: в чем она проявляется.
Тема 4. «В темном лесе…?»
Грамматические основы правильной речи (морфологические нормы). Образование падежных форм существительного. Род и число имен существительных. Особенности склонения числительного. Правила употребления собирательных числительных. Типичные ошибки в употреблении различных частей речи.
Тема 5. «Скучаю по вас или по вам?»
Понятие синтаксической нормы русского языка. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления. Выборы правильного падежа и предлога. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Основные ошибки, связанные с несоблюдением синтаксических норм.
Тема 6. Качества хорошей речи.
Коммуникативные свойства речи: соблюдение языковых норм, точность, логичность, понятливость, чистота, выразительность, богатство.
Выступление учащихся. Анализ выступлений.
Тема 7. Поработаем корректором.
Что такое текст? Кто такой корректор? Обязанности его. Правка текста – это легко? Корректировка публицистического текста.
Тема 8. «Круглый стол». «Послушаем друг друга».
Итоговые выступления учащихся на заданную тему, обсуждение услышанного.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Сочинения.
Как говорят в нашей школе? (журналистское расследование).
«Мы все учились понемногу…» (по страницам школьных сочинений).
По страницам местной печати.
Слово в защиту норм русского литературного языка.
Рефераты.
Особенности стилистики современного языка. Принципы работы над стилистическими ошибками.
Особенности произношения имен и отчеств.
Ударение в современном русском языке.
Основные орфографические нормы русского литературного языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Д.Э.Розенталь. Культура речи. Издательство Московского университета, 1998г.
Л.П.Введенская. Культура и искусство речи. Ростов Н\Д, 1995.
Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. –М., 1997
С.И.Львова. Язык в речевом общении. М., «Просвещение». 1991
И.А.Стернин. Русский речевой этикет. Воронеж. 1996 г.
Нормы русского языка и культура речи: Практические занятия /под ред. О.В.Загоровской – Воронеж, 2001
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Орфоэпический словарь русского языка:
Произношение, ударение, грамматические формы.