СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электризация тел

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по физике в 8 классе. Применен системно-деятелестный подход обучения.

Просмотр содержимого документа
«Электризация тел»



ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

  • Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах.

  • Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.

  • Уметь решать качественные задачи по теме.

Воспитательная:

  • Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы.

  • Дальнейшее развитие групповой работы на уроке.

Развивающая:

  • Выделять электрические явления в природе и технике.

  • Определять знак заряда наэлектризованного тела.

  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.





































Вступительное слово учителя.

Слайд1 « Я мыслю, следовательно, я существую…» Р.Декарт

В повседневной жизни человек наблюдает огромное количество явлений и, возможно, гораздо большее количество явлений остаются незамеченными.

Существование этих явлений “толкает” человека на их поиски, открытия и объяснения этих явлений. Есть еще и такие явления, известные еще древним грекам, которые каждый раз вызывают интерес у детей и взрослых. Это электрические явления.

Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность поучаствовать в открытии этих явлений.



Слова “электричество”, “электрический ток ”, знакомы каждому. Но, вот объяснить, что это такое, мы сможем, лишь, изучив большой круг явлений, которые называются электрическими.

История развития электричества интересна и поучительна.

Представьте себе такую сцену: Слайд2

Древняя Греция, в красивом городе Милете жил философ Фалес. Внимательно послушайте легенду. Обратите внимание о каком физическом явлении идет речь?


Легенда с Фалесом и его дочерью

Дочь Фалеса Милетского,

Философа известного

На берегу у озера

Пряла однажды шерсть.

Веретено янтарное,

Как солнце лучезарное,

Вращаясь, дело спорило,

Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,

Рука внезапно дрогнула,

И чудо – веретёнышко

Вдруг сорвалось к воде.

Вода его приметила

И ласково так встретила

Волной, обдав как пёрышко,

Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,

Философа известного

Приняв его у берега,

Спешила обтереть.

И о хитон свой новенький,

О шерстяной о тоненький

Стала тихонько, бережно

Веретено тереть.

И тут она заметила,

Случайно заприметила,

Что вдруг пристало несколько

Шерстиночек к нему.

Списав на влажность оное

Явленье незнакомое

Прижала сильней прежнего

Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,

Да вот число шерстиночек

Никак не убавлялось,

А только лишь росло.

Немного утомлённая,

Сим чудом удивлённая

С желаньем не рассталась

Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:

«Секрет сего явления

Сокрыт в веретене самом,

Как корешок в земле»

Дочь Фалеса Милетского,

Философа известного,

Уверилась, что дело в нём,

В прекрасном янтаре.


О чем говориться в легенде? Какое физическое явление наблюдаем?

Поразмыслив о таком явлении Фалес назвал янтарь по-гречески электроном.



В тетрадях записываем дату, тема урока. Слайд3

Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.

Опыт 1: Демонстрация учителем опыта.

Приборы и материалы:

  • линейка,

  • лампа, вкрученная в патрон на подставке,

  • эбонитовая палочка.

Линейку уравновешиваем на лампе. Натираем эбонитовую палочку о мех и подносим к линейке.

Результат: Линейка начинает вращаться.

Опыт 2: Мелкие частицы бумаги притягиваются к наэлектризованной стеклянной палочке.

Результат достигнут за счет электризаций.

Наблюдали ли вы похожие явления.

(Когда расчесываемся волосы прилипают к расческе. Снимаем шерстяной свитер)



Сейчас вы выполните первое практическое задание.

Изучение электризации различных тел. Слайд4 .

Работаем по двое.

У каждого звена свой рабочий листок, который будет заполняться в процессе вашей деятельности.

Инструкция по технике безопасности. РАСПИСАТЬСЯ

Задание 1.

Изучение электризации различных тел.

Приборы и материалы (рис 1.) 1) пленка полиэтиленовая, 2) полоска бумажная, 3) полоска резины, 4) эбонитовая палочка, 5) штатив, 6) нить, 7) карандаш, 8) кусочек меха.

Порядок выполнения работы

1. На нитях подвешен карандаш к лапке штатива, как показано на рисунке 1.

2. Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее полоской резины. Поднесите полиэтилен и резину поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете? Карандаш ___________________.

3. Натрите эбонитовую палочку о мех и проделайте тоже самое, поднося поочередно к подвешенному карандашу.

Карандаш ___________________.

4. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Полоски ______________________.

Вывод: тела можно наэлектризовать ____________________. В электризации участвуют всегда _____________ тела и электризуются после разделения_____________ тела.

Мы сделали очень важный вывод: Слайд 5

1) Один из видов электризации-это трение, соприкосновение тел.

2) При этом участвуют всегда два (или больше) тела.

3) Электризуются оба тела.

Запишите в тетрадь

Учитель: Как вы думаете для чего мы трем тела, вместо того чтобы просто соприкаснуться?

(Увеличиваем площадь соприкасающейся поверхности)

А какие заряды существуют? Роль экскурсовода об-ся Астафурова Лиза

Слайд6

В 1733 г французский ученый Шарль Франсуа Дюфе, живший в 1698—1739 гг., обнаружил, что существуют два рода электричества: "стеклянное" (положительное) и "смоляное" (отрицательное).

Следующий этап в нашей работе. Мы должны выяснить, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела. Какие два рода зарядов существуют .Слайд7

Задание 2.

Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) эбонитовая палочка, 6) полоска резины.

Порядок выполнения работы.

1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги

2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.

Как они взаимодействуют? _______________________.

3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие:

Пленка с пленкой ________________________________;

Бумажная полоска с пленкой _____________________________;

4. Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, эбонитовую палочку, натертую о резину. Пленка и эбонитовая палочка ________________________.

Пленка и резина _______________________________.

Вывод: в природе существуют ____________________ вида электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________.

Последний опыт показывает учащимся, что одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом — отрицательно в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

Экскурсовод: Слайд8

Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно, потому что отрицательным назвал заряд, образующийся на каучуковой палочке В.Франклин. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”. В последствии было установлено, что все вещества можно расположить в так называемый ряд, в котором предыдущее тело электризуется при трении о последующее положительно, а последнее отрицательно. Мех, фланель, слоновая кость, перья, горный хрусталь, флинтглас, дерево, металлы, сера – ряд Фарадея. (Этот ряд написан на доске)

Задание 3. Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов. Взаимодействие двух заряженных тел

Приборы и материалы: два детских воздушных шарика, газета, стеклянная палочка, кусочек шелковой ткани (бумаги).

Порядок выполнения работы

  1. Наэлектризуйте шарики трением о газету (поочередно).

  2. Подвесьте их на длинных нитях рядом.

  3. Наблюдайте отталкивание шаров.

  4. Объясните наблюдаемые явления.

  5. Подумайте, как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани (бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение.

  6. Объясните результаты опыта.

Какие выводы можно сделать из второй серии экспериментов?

  • В природе существуют два вида электрических зарядов.

  • Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются.

  • Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

Слайд 9 Слайд10 В тетради нарисуйте два рисунка. Эбонитовую палочку и стеклянную палочку поставте знаки заряда, который они получают при трении.

Выводы Слайд11 Слайд12

Как взаимодействуют заряды?

Физкультминутка Слайд 13 Поведем глазами влево вправо Разведем руки как одноименные заряды. А теперь как разноименные

Ребята! Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.

ТЕСТ 17. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Вариант 1

1. Термин "электричество" произошел от

а) словосочетания "электрический ток"

б) словосочетания "электрическое напряжение"

в) греческого слова "электрон" — "янтарь"

2. Заряд от одного тела к другому может передаваться при

а) сближении тел

б) соприкосновении тел

в) движении одного тела относительно другого

3. Как взаимодействуют эбонитовые палочки, потертые о мех?

а) отталкиваются

б) они не взаимодействуют

в) притягиваются

4. Какой заряд получает стеклянная палочка, потертая о шелк?

а) не получает заряд

б) отрицательный

в) положительный

5. Какой заряд получает мех, которым натирают эбонитовую палочку?

а) отрицательный

б) положительный

в) не получает заряд

6. Какой заряд имеет вторая бумажная

гильза, если первая заряжена положи­тельно?

а) не имеет заряда

б) положительный

в) отрицательный



ТЕСТ 17. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Вариант 2

1. Наэлектризованными являются

а) тела, которые притягивают металлические предметы

б) все тела

в) тела, которые после натирания способны притягивать другие тела

2. Чтобы наэлектризовать тела, их потирают друг о друга для

а) увеличения температуры тел

б) увеличения площади соприкосновения

в) устранения шероховатостей

3. Каков принцип работы копировального аппарата типа Хегох?

а) намагничивание тел при соприкосновении

б) электризация тел при соприкосновении

в) распыление краски через трафарет .

4. Как взаимодействуют эбонитовая палочка, потертая о мех, и стеклянная, потертая о шелк?

а) отталкиваются

б) не притягиваются и не отталкиваются

в) притягиваются

5. Какой заряд получает шелк после натирания стеклянной палочки?

а) положительный в) не получает заряд

б) отрицательный

6. Какой заряд имеет бумажная гильза изображенная на рисунке, если, тело, которое к ней подносят, заряжено отри­цательно?

а) не имеет заряда

б) положительный

в) отрицательный

Проверка результатов теста. Слайд14

В 1-1 в 2б 3а 4в 5б 6б В2 1 в 2 б 3 б 4 в 5 б 6в

А сейчас мы поиграем с вами в интеллектуальную игру «Что,где,когда»

Вопрос от учителя русского языка. Драгунова Алла Ивановна

ПОСЛОВИЦЫ Как соломинка и янтарь (персидская) Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская) О каком физическом явлении в них говориться?(Эликтризация)

Вопрос от учителя технологии. Паньшин Юрий Александрович

Вопрос: Если ножовкой распиливать лист какого-нибудь полимера, то опилки прилипают к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатываемая деталь, и другим предметам. Чем это объясняется?

(электризацией полимера при механической обработке).


Вопрос Шерлока Холмса: Генеральная уборка кухни была в разгаре. Вымыв полы, Шерлок Холмс взялся за мебель. Полированные поверхности кухонных шкафов и полок он энергично протирал сухой тряпкой из синтетической ткани, а окрашенные масляной краской – сырой. Почему он по-разному «относится» к своей мебели?

(полированные поверхности при трении их синтетической тканью электризуются и приобретают вместе с находящейся на них пылью электрический заряд; ткань при этом тоже приобретает заряд, но другого знака. Вследствие этого пыль и ткань притягиваются друг к другу, и пыль плотно оседает на тряпке. Окрашенные масляной краской поверхности при трении не электризуются, поэтому пыль с них удаляют влажной тряпкой, которая смачивает пыль, заставляя её «прилипнуть» к ткани).


Вопрос от учителя технологии, Паньшиной Валентины Леонидовны

Как получают ткани? Как получают искусственные ворсистые ткани?

(Основу материала заряжают отрицательно. Ворс пропускают через положительно заряженную сетку).

Домашнее задание. Слайд 15

Провести эксперимент по электризации с имеющимися дома предметами. Прочитать параграфы 25,26.

Подведение итогов. Выставление оценок. Слайд 16

Рефлексия. Заполните

Продолжите предложение:

  1. Я понял, что …__________________________________________________

  2. Теперь я могу …__________________________________________________

  3. У меня получилось …_____________________________________________

  4. Я попробую….____________________________________________________

  5. Меня удивило …__________________________________________________

  6. Я смог …________________________________________________________

  7. Я приобрел …____________________________________________________ Слайд 1


Астафурова Лиза



В 1733 г французский ученый Шарль Франсуа Дюфе, живший в 1698—1739 гг., обнаружил, что существуют два рода электричества: "стеклянное" (положительное) и "смоляное" (отрицательное).


Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно, потому что отрицательным назвал заряд, образующийся на каучуковой палочке В.Франклин. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”. В последствии было установлено, что все вещества можно расположить в так называемый ряд, в котором предыдущее тело электризуется при трении о последующее положительно, а последнее отрицательно. Мех, фланель, слоновая кость, перья, горный хрусталь, флинтглас, дерево, металлы, сера – ряд Фарадея.




















ПОСЛОВИЦЫ Как соломинка и янтарь (персидская) Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская) О каком физическом явлении в них говориться?




Вопрос: Если ножовкой распиливать лист какого-нибудь полимера, то опилки прилипают к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатываемая деталь, и другим предметам. Чем это объясняется?




Генеральная уборка кухни была в разгаре. Вымыв полы, Шерлок Холмс взялся за мебель. Полированные поверхности кухонных шкафов и полок он энергично протирал сухой тряпкой из синтетической ткани, а окрашенные масляной краской – сырой. Почему он по-разному «относится» к своей мебели?





Как получают обычную ткань? Как получают искусственные ворсистые ткани? Например





Задание 1.

Изучение электризации различных тел.

Приборы и материалы (рис 1.) 1) пленка полиэтиленовая, 2) полоска бумажная, 3) полоска резины, 4) эбонитовая палочка, 5) штатив, 6) нить, 7) карандаш, 8) кусочек меха.

Порядок выполнения работы

1. На нитях подвешен карандаш к лапке штатива, как показано на рисунке 1.

2. Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее полоской резины. Поднесите полиэтилен и резину поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете? Карандаш ___________________.

3. Натрите эбонитовую палочку о мех и проделайте тоже самое, поднося поочередно к подвешенному карандашу.

Карандаш ___________________.

4. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Полоски ______________________.

Вывод: тела можно наэлектризовать ____________________. В электризации участвуют всегда _____________ тела и электризуются после разделения_____________ тела.







Задание 2.

Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) эбонитовая палочка, 6) полоска резины.

Порядок выполнения работы.

1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги

2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.

Как они взаимодействуют? _______________________.

3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие:

Пленка с пленкой ________________________________;

Бумажная полоска с пленкой _____________________________;

4. Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, эбонитовую палочку, натертую о резину. Пленка и эбонитовая палочка ________________________.

Пленка и резина _______________________________.

Вывод: в природе существуют ____________________ вида электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________.





Задание 3. Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов. Взаимодействие двух заряженных тел

Приборы и материалы: два детских воздушных шарика, газета, стеклянная палочка, кусочек шелковой ткани (бумаги).

Порядок выполнения работы

  1. Наэлектризуйте шарики трением о газету (поочередно).

  2. Подвесьте их на длинных нитях рядом.

  3. Наблюдайте отталкивание шаров.

  4. Объясните наблюдаемые явления.

  5. Подумайте, как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани (бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение.

  6. Объясните результаты опыта.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!