СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электролитическая диссоциация

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал используется при изучении темы ЭДС

Просмотр содержимого документа
«Электролитическая диссоциация»

 1-Пересыпкинский филиал МБОУ 2-Гавриловской СОШ  Пустовалова Любовь Александровна, учитель химии        2018 год

1-Пересыпкинский филиал МБОУ 2-Гавриловской СОШ

Пустовалова Любовь

Александровна,

учитель химии

2018 год

 ТЕМА УРОКА

ТЕМА УРОКА

Вступление Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же вскрикнул: «Ой, током бьёт!» Как же ток добрался до пассажира? Ещё на заре изучения электрических явлений учёные заметили, что ток могут проводить не только металлы, но и растворы. Но не всякие. На сегодняшнем уроке мы…

Вступление

Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же вскрикнул: «Ой, током бьёт!» Как же ток добрался до пассажира?

Ещё на заре изучения электрических явлений учёные заметили, что ток могут проводить не только металлы, но и растворы. Но не всякие.

На сегодняшнем уроке мы…

ЦЕЛЬ УРОКА Изучить классификацию веществ по электрической проводимости; Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью ; Изучить процесс электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей. ПЛАН УРОКА Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация:  а) кислот  б) щелочей  в) солей

ЦЕЛЬ УРОКА

Изучить классификацию веществ по электрической проводимости;

Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью ;

Изучить процесс электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.

ПЛАН УРОКА

  • Электролиты и неэлектролиты.
  • Электролитическая диссоциация:

а) кислот

б) щелочей

в) солей

 В растворах вещества распадаются на структурные единицы – молекулы,  ионы, атомы . Как вы думаете, в каком случае раствор будет проводить электрический ток? Электрический ток проводится заряженными частицами. Из перечисленных к заряженным относятся только ионы. Значит, электрический ток будут проводить вещества, распадающиеся в растворе на ионы .

В растворах вещества распадаются на структурные единицы – молекулы, ионы, атомы . Как вы думаете, в каком случае раствор будет проводить электрический ток? Электрический ток проводится заряженными частицами. Из перечисленных к заряженным относятся только ионы. Значит, электрический ток будут проводить вещества, распадающиеся в растворе на ионы .

эксперимент  Проверим электропроводность дистиллированной воды, кристаллов соли, сахара, спирта . Они неэлектропроводны. Растворим в дистиллированной воде сахар, соль, и проверим электропроводность растворов. Раствор сахара не проводит ток, значит, сахар в растворе распадается на молекулы. С оль в растворе проводят ток, значит, они распались на ионы.

эксперимент

Проверим электропроводность дистиллированной воды, кристаллов соли, сахара, спирта . Они неэлектропроводны. Растворим в дистиллированной воде сахар, соль, и проверим электропроводность растворов. Раствор сахара не проводит ток, значит, сахар в растворе распадается на молекулы. С оль в растворе проводят ток, значит, они распались на ионы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОВОДИМОСТИ ВЕЩЕСТВА ЭЛЕКТРОЛИТЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ Растворы кислот, щелочей, солей Кислород, азот, водород, спирт, сахар

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОВОДИМОСТИ

ВЕЩЕСТВА

ЭЛЕКТРОЛИТЫ

НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

Растворы кислот, щелочей, солей

Кислород, азот, водород, спирт, сахар

Вещества Электролиты Неэлектролиты Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток: соли щелочи кислоты Вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток: сахар спирт

Вещества

Электролиты

Неэлектролиты

Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток:

соли

щелочи

кислоты

Вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток:

сахар

спирт

Вещества, растворы которых не проводят электрический ток:  сахар  спирт Вещества, растворы которых проводят электрический ток:  соли  щелочи  кислоты Вещества  Неэлектролиты  Электролиты  Фрагмент Видео
  • Вещества, растворы которых не проводят электрический

ток:

сахар

спирт

  • Вещества, растворы которых проводят электрический ток:

соли

щелочи

кислоты

  • Вещества

Неэлектролиты

Электролиты

Фрагмент Видео

Шведский ученый, академик. В 1887 году сформулировал основные положения об электролитической диссоциации. C . А. Аррениус (1859-1927)

Шведский ученый, академик. В 1887 году сформулировал основные положения об электролитической диссоциации.

C . А. Аррениус (1859-1927)

Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении

Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении

Кистяковский Владимир Александрович (1865—1952 ). Русский ученый, физикохимик, академик. В. А. Кистяковский в 1888 г. высказал идею об объединении химической теории растворов Д. И. Менделеева с учением С. Аррениуса об электролитической диссоциации.

Кистяковский Владимир Александрович (1865—1952 ).

  • Русский ученый, физикохимик, академик. В. А. Кистяковский в 1888 г. высказал идею об объединении химической теории растворов Д. И. Менделеева с учением С. Аррениуса об электролитической диссоциации.
И. А. Каблуков (1857— 1942). Русский ученый, академик. Независимо от  В. А. Кистяковского в 1889—1891 гг. ввел представление о гидратации ионов. Положил начало физической и химической теории растворов.

И. А. Каблуков (1857— 1942).

  • Русский ученый, академик. Независимо от
  • В. А. Кистяковского в 1889—1891 гг. ввел представление о гидратации ионов. Положил начало физической и химической теории растворов.
МЕХАНИЗМ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ ВЕЩЕСТВ С ИОННОЙ СВЯЗЬЮ диссоциация Ориентация  гидратация

МЕХАНИЗМ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ ВЕЩЕСТВ С ИОННОЙ СВЯЗЬЮ

диссоциация

Ориентация

гидратация

МЕХАНИЗМ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ ВЕЩЕСТВ С КОВАЛЕНТНОЙ ПОЛЯРНОЙ СВЯЗЬЮ диссоциация Ориентация  гидратация ионизация

МЕХАНИЗМ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ ВЕЩЕСТВ С КОВАЛЕНТНОЙ ПОЛЯРНОЙ СВЯЗЬЮ

диссоциация

Ориентация

гидратация

ионизация

Степень диссоциации α= N (дисс.)/ N (общее)*100% зависит От природы растворенного вещества и растворителя. От концентрации раствора (чем меньше концентрация раствора, тем больше α. От температуры (чем выше температура, тем больше α.

Степень диссоциации

α= N (дисс.)/ N (общее)*100%

зависит

От природы растворенного вещества и растворителя.

От концентрации раствора (чем меньше концентрация раствора, тем больше α.

От температуры (чем выше температура, тем больше α.

 Степень диссоциации зависит:  от природы растворенного вещества и растворителя%  от температуры ( чем выше температура, тем больше а);  от концентрации раствора (чем меньше концентрация раствора, тем больше а). Кислоты диссоциируют ступенчато, причем степень диссоциации на каждой очередной ступени ниже, чем на предыдущей:  1 ступень H 2 S  H ++ HS - гидросульфид –анион.  2 ступень HS - H ++ S 2- сульфид-анион.

Степень диссоциации зависит:

от природы растворенного вещества и растворителя%

от температуры ( чем выше температура, тем больше а);

от концентрации раствора (чем меньше концентрация раствора, тем больше а).

Кислоты диссоциируют ступенчато, причем степень диссоциации на каждой очередной ступени ниже, чем на предыдущей:

1 ступень H 2 S H ++ HS - гидросульфид –анион.

2 ступень HS - H ++ S 2- сульфид-анион.

Положения теории электрической диссоциации Электролиты в растворах и расплавах диссоциируют (распадаются) на ионы. Диссоциация – обратимый процесс. При пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока к катоду движутся катионы, а к аноду – анионы. Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы. Атомы и ионы одного и того же элемента отличаются строением и свойствами.

Положения теории электрической диссоциации

Электролиты в растворах и расплавах диссоциируют (распадаются) на ионы.

Диссоциация – обратимый процесс.

При пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока к катоду движутся катионы, а к аноду – анионы.

Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.

Атомы и ионы одного и того же элемента отличаются строением и свойствами.

КИСЛОТЫ С ПОЗИЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ Кислоты – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка - + + Cl  Н С l Н 2- Н 2 SO 4 + SO 4   + 2 Н

КИСЛОТЫ С ПОЗИЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

Кислоты – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка

-

+

+ Cl

Н С l

Н

2-

Н 2 SO 4

+ SO 4

+

2 Н

ОСНОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ Основания – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы гидроксогруппы - Na OH + OH  + Na 2+ - + 2 OH  Ca (OH) 2 Ca

ОСНОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

Основания – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы гидроксогруппы

-

Na OH

+ OH

+

Na

2+

-

+ 2 OH

Ca (OH) 2

Ca

СОЛИ С ПОЗИЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ Соли – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка - + Na С l  + Cl  Na + + SO 4   2- K 2 SO 4 2 K

СОЛИ С ПОЗИЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

Соли – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка

-

+

Na С l

+ Cl

Na

+

+ SO 4

2-

K 2 SO 4

2 K

 Заряд ионов    Для двух ребят подарков груз  ИОН взвалил себе на спину: Для АНИ ОН несёт свой МИНУС – Для КАТИ ОН несёт свой ПЛЮС +  АНЯ -  КАТЯ +

Заряд ионов Для двух ребят подарков груз ИОН взвалил себе на спину:

  • Для АНИ ОН несёт свой МИНУС –
  • Для КАТИ ОН несёт свой ПЛЮС +

АНЯ -

КАТЯ +

Кислоты-это электролиты, при которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка. Щелочи-электролиты, при диссоциации которых образуется  катионы металла и гидроксид-анионы. Электролиты Соли-электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотных остатков.

Кислоты-это электролиты, при которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Щелочи-электролиты, при диссоциации которых образуется катионы металла и гидроксид-анионы.

Электролиты

Соли-электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотных остатков.

ИЗМЕНИЕ ОКРАСКИ ИНДИКАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ Название индикатора Окраска индикатора в щелочной среде Фенолфталеин Окраска индикатора в кислотной среде Метиловый оранжевый

ИЗМЕНИЕ ОКРАСКИ ИНДИКАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ

Название индикатора

Окраска индикатора в щелочной среде

Фенолфталеин

Окраска индикатора в кислотной среде

Метиловый оранжевый

ИЗМЕНИЕ ОКРАСКИ ИНДИКАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ Название индикатора Окраска индикатора в щелочной среде Фенолфталеин Окраска индикатора в кислотной среде Малиновая Метиловый оранжевый Бесцветная

ИЗМЕНИЕ ОКРАСКИ ИНДИКАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ

Название индикатора

Окраска индикатора в щелочной среде

Фенолфталеин

Окраска индикатора в кислотной среде

Малиновая

Метиловый оранжевый

Бесцветная

ИЗМЕНИЕ ОКРАСКИ ИНДИКАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ Название индикатора Окраска индикатора в щелочной среде Фенолфталеин Окраска индикатора в кислотной среде Малиновая Метиловый оранжевый Желтая Бесцветная Красно - розовая

ИЗМЕНИЕ ОКРАСКИ ИНДИКАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ

Название индикатора

Окраска индикатора в щелочной среде

Фенолфталеин

Окраска индикатора в кислотной среде

Малиновая

Метиловый оранжевый

Желтая

Бесцветная

Красно - розовая

Применение электролитической диссоциации  ЭЛЕКТРОФОРЕЗ-  лечебный метод, сочетающий действие на организм постоянного тока и вводимых с его помощью лекарственных веществ. Основан на теории электролитической диссоциации. В соответствии с ионной теорией лекарственные вещества при электрофорезе вводятся в организм соответственно их полярности: катионы - с анода, анионы - с катода через кожу и слизистую оболочку  Используется при заболеваниях органов дыхания, печени, поджелудочной железы, сосудов конечностей. Иониты - твердые нерастворимые в воде вещества, способные обмениваться своими ионами с ионами внешней среды. Используются: при производстве сахара, умягчения и очистки воды и других веществ, повышения урожайности, при производстве антибиотиков и их очистки. Для длительного хранения донорской крови её пропускают через слой катионитов. Кровь больных пропускают в колонку с ионитом для очистки тот вредных примесей.

Применение электролитической диссоциации

ЭЛЕКТРОФОРЕЗ- лечебный метод, сочетающий действие на организм постоянного тока и вводимых с его помощью лекарственных веществ. Основан на теории электролитической диссоциации. В соответствии с ионной теорией лекарственные вещества при электрофорезе вводятся в организм соответственно их полярности: катионы - с анода, анионы - с катода через кожу и слизистую оболочку Используется при заболеваниях органов дыхания, печени, поджелудочной железы, сосудов конечностей.

Иониты - твердые нерастворимые в воде вещества, способные обмениваться своими ионами с ионами внешней среды.

Используются: при производстве сахара, умягчения и очистки воды и других веществ, повышения урожайности, при производстве антибиотиков и их очистки. Для длительного хранения донорской крови её пропускают через слой катионитов. Кровь больных пропускают в колонку с ионитом для очистки тот вредных примесей.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ I . Какое из перечисленных веществ не является электролитом : 1)хлорид алюминия; 2)сахар; 3)азотная кислота; 4)сульфат железа

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

I . Какое из перечисленных веществ не является электролитом :

1)хлорид алюминия;

2)сахар;

3)азотная кислота;

4)сульфат железа

II . Электролиты – это вещества с: 1) металлической связью; 2) ионной связью; 3) ковалентной полярной связью; 4) ковалентной неполярной связью.

II . Электролиты – это вещества с:

1) металлической связью;

2) ионной связью;

3) ковалентной полярной связью;

4) ковалентной неполярной связью.

III .  Какое из перечисленных веществ проводит электрический ток: 1)водород; 2) хлор; 3)гидроксид калия; 4)дистиллированная вода

III . Какое из перечисленных веществ проводит электрический ток:

1)водород;

2) хлор;

3)гидроксид калия;

4)дистиллированная вода

IV .  Частицы, заряженные отрицательно называются: 1) ионами; 2) катионами; 3) анионами; 4) атомы

IV . Частицы, заряженные отрицательно называются:

1) ионами;

2) катионами;

3) анионами;

4) атомы

V . Кислоты в растворе и расплаве диссоциируют на: 1) анион кислотного остатка; 2) Катион водорода; 3) катион металла; 4) анион гидроксогруппы.

V . Кислоты в растворе и расплаве диссоциируют на:

1) анион кислотного остатка;

2) Катион водорода;

3) катион металла;

4) анион гидроксогруппы.

VI . Свойства оснований определяются наличием в растворе: 1) катиона металла 2) аниона кислотного остатка 3) катиона водорода; 4) аниона гидроксогруппы.

VI . Свойства оснований определяются наличием в растворе:

1) катиона металла

2) аниона кислотного остатка

3) катиона водорода;

4) аниона гидроксогруппы.

Рефлексия Закончите предложения: На уроке я услышал………………………………. На уроке я увидел………………………………… На уроке я узнал …………………………………..….

Рефлексия

Закончите предложения:

  • На уроке я услышал……………………………….
  • На уроке я увидел…………………………………
  • На уроке я узнал …………………………………..….
Выводы: познакомились с понятиями электролиты и неэлектролиты.  изучили механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связями. Дали определение веществам с учётом  электролитической диссоциации

Выводы:

  • познакомились с понятиями электролиты и неэлектролиты.
  • изучили механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связями.
  • Дали определение веществам с учётом электролитической диссоциации
 Теорию электролитической диссоциации в 1887 году сформулировал шведский ученый Сванте Аррениус; по мере развития знаний о растворах она дополнялась и в современном виде содержит следующие положения.  1. Электролиты в растворах и расплавах диссоциируют (распадаются) на ионы.  2. Диссоциация – обратимый процесс.  3.Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.  4.При пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока к катоду (-) движутся положительные ионы (катионы), а к аноду(+) –отрицательные ионы (анионы).  5.Атомы и ионы одного и того же элемента отличаются строением и свойствами.  Домашнее задание.

Теорию электролитической диссоциации в 1887 году сформулировал шведский ученый Сванте Аррениус; по мере развития знаний о растворах она дополнялась и в современном виде содержит следующие положения.

1. Электролиты в растворах и расплавах диссоциируют (распадаются) на ионы.

2. Диссоциация – обратимый процесс.

3.Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.

4.При пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока к катоду (-) движутся положительные ионы (катионы), а к аноду(+) –отрицательные ионы (анионы).

5.Атомы и ионы одного и того же элемента отличаются строением и свойствами.

Домашнее задание.