Урок химии в 8 классе на тему «Электроны. Строение электронных оболочек элементов № 1-20 ПСХЭ»
Тема урока | Электроны. Строение электронных оболочек элементов № 1-20 ПСХЭ |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Цель урока | создать условия для формирования у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях; |
Задачи урока (планируемый результат) | Предметные умения | УУД |
Обучающийся получит возможность рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов. изучить планетарную модель атома. отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов. научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания; | Регулятивные: 1. Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно. 2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные: 1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 2. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные: 1. Формировать ответственное отношение к учению. 2. Формировать самоуважения и эмоционально- положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
частично-поисковый, исследовательский, проблемный. | компьютер, презентация; методические материал |
Мотивационно – целевой этап |
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес. |
Здравствуйте! Сегодня у нас новая серьезная тема урока. Для того, чтобы с ней справится нужно не так уж и много: не отвлекаться, быть активными и внимательными. На уроке останемся только мы и химия. Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир этой науки! | | Личностные: Нравственно – этическая ориентация Коммуникативные: Умение работы в паре Личностные: Самоопределение Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия. | Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия . Чему равно общее количество электронов в атоме? Чему равно общее число протонов в атоме? Чему равно число нейтронов в атоме? Чему равен заряд атома? Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства. Выполним небольшую самостоятельную работу и актуализируем знания полученные ранее. Приложение Как вы думаете, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? Вот об этом мы сегодня на уроке и поговорим | Порядковому номеру элемента Порядковому номеру элемента Находим по формуле n=A-Z Порядковому номеру с положительным зарядом Да Электронная формула | Познавательные: Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества |
Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока | Давайте сформулируем тему нашего урока. Электронные оболочки атомов № 1-20 элементов ПСХЭ Давайте сформулируем цель урока: Научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов. Сегодня на уроке вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул. План: Электронная оболочка Электронный слой Энергетический уровень Электроны на энергетических уроках Электронные формулы Закрепление Итог и рефлексия Домашнее задание | | Общеучебные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи |
Процессуальный этап |
Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. | Атом представляет собой сложную систему сердцем, которой является ядро, в котором сосредоточены протоны и нейтроны. Вокруг ядра без прерывно движутся электроны, которые формируют электронную оболочку. А как движутся электроны? Хаотично или упорядоченно? Они движутся именно в определенном порядке. Электроны различаются своей энергией. Исходя из опытов, можно сказать, что некоторые электроны притягиваются к ядру сильнее, чем другие. Какова главная причина? (стр. 54) Как образуются электронные слои? Как еще можно назвать электронный слой и почему? Стр. 54 Чему равно число энергетических уровней атома? Как вы думаете, одинаковое ли число электронов может располагаться на каждом энергетическом уровне? Как мы можем узнать какое же максимальное число электронов может находиться на энергетическом уровне? (стр. 55) Электрон вращается вокруг ядра атома с невообразимой скоростью. Так, за 1 с он делает столько оборотов вокруг ядра атома, сколько оборотов делает пропеллер самолета вокруг оси за 5–5,5 лет непрерывной работы двигателя. Но пропеллер самолета образует «облако», находящееся в одной плоскости, а электрон образует объемное облако, форма и размер которого зависят от энергии электрона. Их называют электронные облака или орбитали. Орбитали могут иметь разную форму. Каждый новый энергетический уровень начинается с одной s-орбитали, которая имеет сферическую форму. На втором и последующих уровнях после одной s-орбитали появляются три р-орбитали гантелеобразной формы. Рассмотрите их схематические изображения на рис 39 стр. 58 учебника и на слайде презентации. Любую орбиталь занимают не более двух электронов. Следовательно, на s-орбитали их может быть не более двух, а на трех р-орбиталях — не более шести электронов. Познакомьтесь с записью электронных формул атомов элементов 1 и 2 периодов на стр.59 учебника и составим алгоритм (порядок действий), которым будете руководствоваться при записи электронных формул и составления схем строения электронных оболочек атомов. 1. записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома — он равен порядковому номеру элемента. 2. Определяем количество энергетических уровней — оно равно номеру периода. 3. Определяем количество электронов на каждом уровне. 3. Составляем электронную формулу, учитывая порядок заполнения электронами каждого энергетического уровня — сначала s-электроны, затем р-электроны. Записываем номер уровня, затем вид орбитали и количество электронов на ней, учитывая их общее количество на энергетическом уровне.
| - главная причина заключается в в разном удалении электронов от ядра атома. Чем ближе электрон к ядру, тем он прочнее связан с ним, и их труднее вырвать из электронной оболочки, а вот чем дальше, тем легче их оторвать. Стр. 54 Номеру периода, в котором расположен атом химического элемента. | Познавательные: Уметь находить информацию Коммуникативные: Понимать задаваемые вопросы; Уметь выражать свои мысли Регулятивные: Выполнять учебные действия |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания. |   Атом представляет собой сложную систему сердцем, которой является ядро, в котором сосредоточены протоны и нейтроны. Вокруг ядра без прерывно движутся электроны, которые формируют электронную оболочку. Электроны вращаются вокруг ядра упорядоченно. Некоторые электроны движутся вблизи ядра, создавая экран для тех электронов, которые менее притягиваются к ядру. Так формируются электронные слои, которые еще называют энергетическими уровнями, так как каждый электронный слой состоит из атомов с близкими значениями энергии. Число энергетических уровней равно номеру периода, в котором находится атом химического элемента. Количество электронов на каждом уровне можно рассчитать по формуле 2n2 . Пространство вокруг ядра атома, где наиболее нахождение данного электрона, называют орбиталью этого электрона или электронным облаком. Электронные облака имеют разную форму. Любую орбиталь занимают не более 2 электронов. Одинаковое строение внешних энергетических уровней периодически повторяется, поэтому периодически повторяются и свойства химических элементов. Эта закономерность отражена в названии Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева | | Познавательные: Воспринимать смысл небольшого текста Коммуникативные: Понимать задаваемые вопросы Регулятивные: Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия. |
Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера. | Теперь поработаем самостоятельно. Составьте электронные формулы для элементов 3 периода. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга. Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи. | | Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
Рефлексивно – оценочный этап |
Информация о домашнем задании Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Домашняя работа §9 , упр. 1,4 Повышенный уровень – то же + упр.2 | Записывают домашнее задание | Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности. | Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?  | | Познавательные: Оценка процессов результатов деятельности Коммуникативные: Оценивание качества своей учебной деятельности Регулятивные: Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению |