СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронная методическая разработка учебного занятия На тему: «Периоды детского возраста»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Электронная методическая разработка

 

учебного занятия

 

На тему: «Периоды детского возраста»

 

ПМ 03 Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни

 

МДК 03.01 Здоровый образ жизни

 

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Электронная методическая разработка учебного занятия На тему: «Периоды детского возраста»»

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский колледж» Электронная методическая разработка учебного занятия На тему: «Периоды детского возраста»  ПМ 03 Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни МДК 03.01 Здоровый образ жизни Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Сатка, 2024

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский колледж»

Электронная методическая разработка

учебного занятия

На тему: «Периоды детского возраста»

ПМ 03 Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни

МДК 03.01 Здоровый образ жизни

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Сатка, 2024

Актуальность темы  Актуальность темы изучения возрастной периодизации и особенностей этапов психического развития дошкольника заключается в необходимости учёта возрастных возможностей детей. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: Младенчество (до 1 года). Ранний детский возраст (2–3 года). Преддошкольный возраст (3–5 лет). Дошкольный возраст (5–6 лет). Младший школьный возраст (6–10 лет). Средний школьный, или подростковый возраст (11–15 лет). Старший школьный возраст, или ранняя юность (15–18 лет).

Актуальность темы

Актуальность темы изучения возрастной периодизации и особенностей этапов психического развития дошкольника заключается в необходимости учёта возрастных возможностей детей.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников:

Младенчество (до 1 года).

Ранний детский возраст (2–3 года).

Преддошкольный возраст (3–5 лет).

Дошкольный возраст (5–6 лет).

Младший школьный возраст (6–10 лет).

Средний школьный, или подростковый возраст (11–15 лет).

Старший школьный возраст, или ранняя юность (15–18 лет).

Содержание  Цели учебного занятия Методы обучения и методические приемы Осваиваемые профессиональные компетенции Междисциплинарные связи Хронологическая карта практического занятия Контроль исходного уровня знаний Учебный материал Контролирующий блок Протокол учебного занятия  Домашнее задание  Список использованной литературы

Содержание

  • Цели учебного занятия
  • Методы обучения и методические приемы
  • Осваиваемые профессиональные компетенции
  • Междисциплинарные связи
  • Хронологическая карта практического занятия
  • Контроль исходного уровня знаний
  • Учебный материал
  • Контролирующий блок
  • Протокол учебного занятия
  • Домашнее задание
  • Список использованной литературы
Цели занятия  1Учебные дидактические цели: – организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний по профилактике заболеваний; – закрепить знания изученной темы; – систематизировать знания по данной теме. 2. Развивающие цели: – способствовать  развитию умения правильно обобщать  данные и делать выводы; – самостоятельной работы; – творческих способностей личности; – умение обучать пациента медицинским знаниям; – коммуникативность и умение работать в сотрудничестве. 3. Воспитательные цели: – стремиться воспитать у студентов  чувства ответственности  к индивидуальному здоровью и  здоровью окружающих людей.

Цели занятия

1Учебные дидактические цели:

– организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний по профилактике заболеваний;

– закрепить знания изученной темы;

– систематизировать знания по данной теме.

2. Развивающие цели:

– способствовать  развитию умения правильно обобщать  данные и делать выводы;

– самостоятельной работы;

– творческих способностей личности;

– умение обучать пациента медицинским знаниям;

– коммуникативность и умение работать в сотрудничестве.

3. Воспитательные цели:

– стремиться воспитать у студентов  чувства ответственности  к индивидуальному здоровью и  здоровью окружающих людей.

Тип занятия:   практическое занятие. Место проведения:   кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» №12. Количество часов:   180 минут. Материальное обеспечение учебного занятия: 1. Методическая разработка учебного занятия « Периоды детского возраста» (для преподавателя). 2. Учебно-методическая разработка учебного занятия « Периоды детского возраста » (для студентов). 3. Ноутбук, проектор, экран, доска, мел. 4. Фронтальный опрос (задание на раздаточном материале). 5. Тестовые задания.

Тип занятия:   практическое занятие.

Место проведения:   кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» №12.

Количество часов:   180 минут.

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка учебного занятия « Периоды детского возраста» (для преподавателя).

2. Учебно-методическая разработка учебного занятия « Периоды детского возраста » (для студентов).

3. Ноутбук, проектор, экран, доска, мел.

4. Фронтальный опрос (задание на раздаточном материале).

5. Тестовые задания.

Методы обучения и методические приемы  Метод Объяснительно-иллюстративный; Основное назначение Репродуктивный Уровни усвоения Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала Приемы Частично-поисковый Воспроизведение Формирование умений и навыков Рассказ, беседа, презентаций Воспроизведение Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов Умения и навыки использования полученных знаний Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму Воспроизведение Умения и навыки Эвристическая беседа, обобщение Умения и навыки

Методы обучения и методические приемы

Метод

Объяснительно-иллюстративный;

Основное назначение

Репродуктивный

Уровни усвоения

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Приемы

Частично-поисковый

Воспроизведение

Формирование умений и навыков

Рассказ, беседа, презентаций

Воспроизведение

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Умения и навыки

использования полученных знаний

Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Воспроизведение

Умения и навыки

Эвристическая беседа, обобщение

Умения и навыки

Профессиональные компетенции ПК 3.1. Консультировать население по вопросам профилактики заболеваний ПК 3.2. Пропагандировать здоровый образ жизни ПК 3.3. Участвовать в проведении профилактических осмотров и диспансеризации населения ПК 3.4. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний ПК 3.5. Участвовать в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний

Профессиональные компетенции

ПК 3.1.

Консультировать население по вопросам профилактики заболеваний

ПК 3.2.

Пропагандировать здоровый образ жизни

ПК 3.3.

Участвовать в проведении профилактических осмотров и диспансеризации населения

ПК 3.4.

Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний

ПК 3.5.

Участвовать в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:  Знать: - информационные технологии; - организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения; - правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска для здоровья; - заболевания, обусловленные образом жизни человека; - принципы здорового образа жизни, основы сохранения и укрепления здоровья; - факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни; - программы здорового образа жизни, в том числе программы.

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать:

- информационные технологии;

- организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения;

- правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска для здоровья;

- заболевания, обусловленные образом жизни человека;

- принципы здорового образа жизни, основы сохранения и укрепления здоровья;

- факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни;

- программы здорового образа жизни, в том числе программы.

Уметь: - проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней; - формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни; - информировать население о программах снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; - проводить разъяснительные беседы на уровне семьи, организованного коллектива о целях и задах профилактического медицинского осмотра, порядке прохождения диспансеризации и ее объеме, в том числе беседы с несовершеннолетними в образовательных организациях; -проводить доврачебный профилактический осмотр с целью выявления факторов риска развития заболевания

Уметь:

- проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней;

- формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни;

- информировать население о программах снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

- проводить разъяснительные беседы на уровне семьи, организованного коллектива о целях и задах профилактического медицинского осмотра, порядке прохождения диспансеризации и ее объеме, в том числе беседы с несовершеннолетними в образовательных организациях; -проводить доврачебный профилактический осмотр с целью выявления факторов риска развития заболевания

Междисциплинарные связи  1 Предшествующие: – информационные технологии в профессиональной деятельности; – гигиена; – основы патологии. 2 Сопутствующие: – ПМСП. – здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды. 3 Последующие: – государственная итоговая аттестация; – первичная аккредитация; – первичная специализированная аккредитация.

Междисциплинарные связи

1 Предшествующие:

– информационные технологии в профессиональной деятельности;

– гигиена;

– основы патологии.

2 Сопутствующие:

– ПМСП.

– здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды.

3 Последующие:

– государственная итоговая аттестация;

– первичная аккредитация;

– первичная специализированная аккредитация.

Фронтальный опрос  Сколько составляет внутриутробный этап развития? Назовите критические периоды развития органов. В каком периоде зародыш называется плодом? Цель патронажа? Когда проводится 1-й дородовый патронаж проводится 

Фронтальный опрос

  • Сколько составляет внутриутробный этап развития?
  • Назовите критические периоды развития органов.
  • В каком периоде зародыш называется плодом?
  • Цель патронажа?
  • Когда проводится 1-й дородовый патронаж проводится 
Эталоны ответов к Фронтальному опросу составляет 280 дней или 40; + - 2 недели. мозг- 3-11 неделя;  сердце - 2-7 неделя;  конечности - 4-8 неделя. 3) Плацентарный период (фетогенез) - включает период с 12-й недели до конца беременности. В этот период зародыш называется плодом. 4) Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери. 5) после постановки беременной на учет в женскую консультацию (которая и передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8 – 12 недель.

Эталоны ответов к Фронтальному опросу

  • составляет 280 дней или 40; + - 2 недели.
  • мозг- 3-11 неделя;

сердце - 2-7 неделя;

конечности - 4-8 неделя.

3) Плацентарный период (фетогенез) - включает период с 12-й недели до конца беременности. В этот период зародыш называется плодом.

4) Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

5) после постановки беременной на учет в женскую консультацию (которая и передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8 – 12 недель.

4. Обсуждение темы семинара (эвристическая беседа) Преподаватель совместно со студентами разбирают тему. Задает вопросы, предлагает студентам отвечать. Участвуют в обсуждения материала. Показать, на что ориентироваться в работе. Закрепить теоретические знание по теме. 105 мин.

4. Обсуждение темы семинара (эвристическая беседа)

Преподаватель совместно со студентами разбирают тему.

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать.

Участвуют в обсуждения материала.

Показать, на что ориентироваться в работе.

Закрепить теоретические знание по теме.

105 мин.

Ребенок постоянно растет, и его развитие протекает в определенной, закономерной последовательности.   Выделение этапов и периодов развития ребенка, имеющих свои анатомо-физиологические особенности, д ля дифференцированного подхода к ребёнку выделяют несколько этапов детского возраста:  I. Внутриутробный этап  - от зачатия до рождения.

Ребенок постоянно растет, и его развитие протекает в определенной, закономерной последовательности.

Выделение этапов и периодов развития ребенка, имеющих свои анатомо-физиологические особенности, д ля дифференцированного подхода к ребёнку выделяют несколько этапов детского возраста:

I. Внутриутробный этап  - от зачатия до рождения.

Внутриутробный этап развития  - составляет 280 дней или 40; + - 2 недели. Эмбриональный период  (эмбриогенез)    - включает первые 12 недель беременности . В начале периода происходит образование плаценты и плодное вживление зародыша в слизистую матки. С 8 по 14 день срока у зародыша формируется пуповина и нервная трубка. Нервная трубка является основой всей нервной системы малыша.  Стадия характеризуется закладкой и формированием внешних частей тела и внутренних органов и является наиболее ответственным периодом Критические периоды развития органов:  мозг- 3-11 неделя;  сердце - 2-7 неделя;  конечности - 4-8 неделя. К концу эмбрионального периода масса эмбриона составляет 20 г, а длина тела 6 см

Внутриутробный этап развития  - составляет 280 дней или 40; + - 2 недели.

Эмбриональный период (эмбриогенез)    - включает первые 12 недель беременности . В начале периода происходит образование плаценты и плодное вживление зародыша в слизистую матки. С 8 по 14 день срока у зародыша формируется пуповина и нервная трубка. Нервная трубка является основой всей нервной системы малыша.

Стадия характеризуется закладкой и формированием внешних частей тела и внутренних органов и является наиболее ответственным периодом

Критические периоды развития органов:

мозг- 3-11 неделя;

сердце - 2-7 неделя;

конечности - 4-8 неделя.

К концу эмбрионального периода масса эмбриона составляет 20 г, а длина тела 6 см

Плацентарный период (фетогенез)  - включает период с 12-й недели до конца беременности. В этот период зародыш называется плодом. В этой фазе выделяют: а)  ранний фетальный период  - от начала 9-й недели до 28-й недели; б)  поздний фетальный период  - от 28-й недели до родов. Условно беременность делится на 3 триместра : 1 – 3 мес. – 1-й триместр; 4 – 6 мес. – 2-й триместр; 7 – 9 мес. – 3-й триместр.

Плацентарный период (фетогенез)  - включает период с 12-й недели до конца беременности. В этот период зародыш называется плодом.

В этой фазе выделяют:

а)  ранний фетальный период  - от начала 9-й недели до 28-й недели;

б)  поздний фетальный период  - от 28-й недели до родов.

Условно беременность делится на 3 триместра :

1 – 3 мес. – 1-й триместр;

4 – 6 мес. – 2-й триместр;

7 – 9 мес. – 3-й триместр.

1-й дородовый патронаж проводится  после постановки беременной на учет в женскую консультацию (которая и передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8 – 12 недель.

1-й дородовый патронаж проводится  после постановки беременной на учет в женскую консультацию (которая и передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8 – 12 недель.

Первый дородовой патронаж к беременной женщине осуществляет участковая медицинская сестра детской поликлиники. Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери. При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на 3 группы факторов пренатального риска: 1) социально-биологические; 2) акушерско-гинекологические (включая осложнения беременности и состояние плода); 3) экстрагенитальные заболевания матери.

Первый дородовой патронаж к беременной женщине осуществляет участковая медицинская сестра детской поликлиники.

Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на 3 группы факторов пренатального риска:

1) социально-биологические;

2) акушерско-гинекологические (включая осложнения беременности и состояние плода);

3) экстрагенитальные заболевания матери.

Полученные сведения и данные рекомендации тщательно регистрируются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый дородовой патронаж».   Участковый врач знакомится с результатами патронажа, при необходимости посещает беременную женщину на дому. Совместно с акушером-гинекологом и участковым терапевтом принимает участие в привлечении администрации по месту работы к улучшению условий труда, дает рекомендации по улучшению режима питания и оздоровлению.

Полученные сведения и данные рекомендации тщательно регистрируются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый дородовой патронаж».

Участковый врач знакомится с результатами патронажа, при необходимости посещает беременную женщину на дому. Совместно с акушером-гинекологом и участковым терапевтом принимает участие в привлечении администрации по месту работы к улучшению условий труда, дает рекомендации по улучшению режима питания и оздоровлению.

2-й дородовый патронаж – проводится  в сроке 30 – 32 недели, т.е. при выходе женщины в декретный отпуск. Медсестра должна дать семье информацию по следующим вопросам: - подготовка комнаты (уголка) для новорожденного; - приданное для новорожденного; - предметы ухода за новорожденным; - аптечка для новорожденного; - подготовка молочных желез к кормлению; - питание и режим матери на период вскармливания; - признаки родовой деятельности и тактика беременной; - набор белья для выписки новорожденного из роддома.

2-й дородовый патронаж – проводится  в сроке 30 – 32 недели, т.е. при выходе женщины в декретный отпуск.

Медсестра должна дать семье информацию по следующим вопросам:

- подготовка комнаты (уголка) для новорожденного;

- приданное для новорожденного;

- предметы ухода за новорожденным;

- аптечка для новорожденного;

- подготовка молочных желез к кормлению;

- питание и режим матери на период вскармливания;

- признаки родовой деятельности и тактика беременной;

- набор белья для выписки новорожденного из роддома.

В нашей стране проводится ряд обязательных мероприятий по антенатальной охране плода, независимо от групп риска беременной. Это 2 основные программы: 1. Медико-генетическое консультирование семей, отягощенных наследственными заболеваниями. 2. Обязательная 3 кратная (по необходимости и более) ультразвуковая диагностика беременных в сроке 10-12 нед., 18-20 нед., 30-32 нед.

В нашей стране проводится ряд обязательных мероприятий по антенатальной охране плода, независимо от групп риска беременной. Это 2 основные программы:

1. Медико-генетическое консультирование семей, отягощенных наследственными заболеваниями.

2. Обязательная 3 кратная (по необходимости и более) ультразвуковая диагностика беременных в сроке 10-12 нед., 18-20 нед., 30-32 нед.

С начала 2023 года в России действует программа расширенного неонатального скрининга для раннего выявления врожденных заболеваний новорожденных. Объем тестирования вырос с 5 до 36 патологий, теперь в него включены наследственные болезни обмена, первичные иммунодефицитные состояния и спинально-мышечная атрофия. Расширенный неонатальный скрининг проводится во всех субъектах Российской Федерации .  Неонатальный скрининг, нередко именуемый в РФ «пяточка»

С начала 2023 года в России действует программа расширенного неонатального скрининга для раннего выявления врожденных заболеваний новорожденных. Объем тестирования вырос с 5 до 36 патологий, теперь в него включены наследственные болезни обмена, первичные иммунодефицитные состояния и спинально-мышечная атрофия. Расширенный неонатальный скрининг проводится во всех субъектах Российской Федерации .

Неонатальный скрининг, нередко именуемый в РФ «пяточка»

 II. Интранатальный этап - период родов начинается с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины. Длится от 2-4 часов до 15-18 часов; но так заканчивается период родов для ребенка.

II. Интранатальный этап - период родов начинается с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины. Длится от 2-4 часов до 15-18 часов; но так заканчивается период родов для ребенка.

III. Постнатальный период  – с момента рождения: 1. Период новорожденности - (неонатальный период)  - от рождения до 28 дней. а) ранний неонатальный период  - от рождения до 7 дней.     б) поздний неонатальный период  - от 7-го дня до 28-дня.

III. Постнатальный период с момента рождения:

1. Период новорожденности - (неонатальный период)  - от рождения до 28 дней.

а) ранний неонатальный период  - от рождения до 7 дней.

б) поздний неонатальный период  - от 7-го дня до 28-дня.

Адаптация ребенка к внеутробным условиям жизни, отражением которой служат пограничные состояния. Пограничные состояния - различные транзиторные изменения со стороны кожных покровов, слизистых оболочек и внутренних органов, развивающиеся у ребенка в первые дни после рождения и отражающие физиологическую перестройку организма.

Адаптация ребенка к внеутробным условиям жизни, отражением которой служат пограничные состояния.

Пограничные состояния - различные транзиторные изменения со стороны кожных покровов, слизистых оболочек и внутренних органов, развивающиеся у ребенка в первые дни после рождения и отражающие физиологическую перестройку организма.

2. Период грудного возраста (младенчества) – с 1-го месяца до 1 года жизни ребенка. Основные события: 1. За грудной период длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса более чем втрое. 2. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза выше, чем у взрослого человека. 3. Происходят процессы дифференцировки тканей, наиболее значимые в нервной системе.  4. Появляются и совершенствуются моторные функции:  А) в 1,5 месяца ребенок начинает держать голову.  Б) в 6-7 месяцев начинает сидеть.  В) в 6 месяцев появляются первые зубы. И к концу году их бывает восемь.  В этом возрасте чаще встречаются заболевания, связанные с неправильной организацией ухода и вскармливания: рахит, гипотрофия, диатезы.

2. Период грудного возраста (младенчества) – с 1-го месяца до 1 года жизни ребенка.

Основные события:

1. За грудной период длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса более чем втрое.

2. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза выше, чем у взрослого человека.

3. Происходят процессы дифференцировки тканей, наиболее значимые в нервной системе.

4. Появляются и совершенствуются моторные функции:

А) в 1,5 месяца ребенок начинает держать голову.

Б) в 6-7 месяцев начинает сидеть.

В) в 6 месяцев появляются первые зубы. И к концу году их бывает восемь.

В этом возрасте чаще встречаются заболевания, связанные с неправильной организацией ухода и вскармливания: рахит, гипотрофия, диатезы.

3. Преддошкольный период (старший ясельный) – 1 – 3 года. Основная особенность - становление второй сигнальной системы, психическое и социальное развитие, формирование характера ребенка.

3. Преддошкольный период (старший ясельный) – 1 – 3 года.

Основная особенность - становление второй сигнальной системы, психическое и социальное развитие, формирование характера ребенка.

4. Дошкольный период  – 3 – 7 лет . У ребенка интенсивно развивается интеллект, осознается свое социальное «я» и половая принадлежность.

4. Дошкольный период  – 3 – 7 лет .

У ребенка интенсивно развивается интеллект, осознается свое социальное «я» и половая принадлежность.

5. Период младшего школьного возраста –  7 – 12 лет . Особые этапы - поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка. В этот период возможна хронизация имевшихся патологических процессов и развитие сколиоза.

5. Период младшего школьного возраста  7 – 12 лет .

Особые этапы - поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка. В этот период возможна хронизация имевшихся патологических процессов и развитие сколиоза.

6. Период старшего школьного возраста –  12 – 18 лет (у мальчиков анатомически период полового созревания заканчивается к 20-22 годам). Основная особенность - фундаментальная перестройка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков. Подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающими, конфликтностью. Для подростков характерны функциональные заболевания: юношеская гипертония, ВСД.

6. Период старшего школьного возраста  12 – 18 лет (у мальчиков анатомически период полового созревания заканчивается к 20-22 годам).

Основная особенность - фундаментальная перестройка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков. Подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающими, конфликтностью. Для подростков характерны функциональные заболевания: юношеская гипертония, ВСД.

Универсальные потребности ребенка Дышать: – проводить проветривание помещения, где находится ребенок: 2-3 раза в день; – контролировать температурный режим помещения: 18-22˚С; – обеспечить ребенку двигательный режим; – организовать прогулки в течение дня при любой погоде: 2 раза в день; – создать возвышенное положение в постели; – укрепить дыхательную мускулатуру, путем проведения массажа, гимнастики; – обучать ребенка правильному дыханию.

Универсальные потребности ребенка

Дышать:

– проводить проветривание помещения, где находится ребенок: 2-3 раза в день;

– контролировать температурный режим помещения: 18-22˚С;

– обеспечить ребенку двигательный режим;

– организовать прогулки в течение дня при любой погоде: 2 раза в день;

– создать возвышенное положение в постели;

– укрепить дыхательную мускулатуру, путем проведения массажа, гимнастики;

– обучать ребенка правильному дыханию.

 Есть:  – рассчитать суточное и разовое количество пищи ребенку; – составить меню; – приготовить блюда, согласно рецептам детской кухни; – организовать необходимые условия для кормления; – покормить ребенка.

Есть:

– рассчитать суточное и разовое количество пищи ребенку;

– составить меню;

– приготовить блюда, согласно рецептам детской кухни;

– организовать необходимые условия для кормления;

– покормить ребенка.

Спать:  – нормализовать режим дня; – покормить ребенка, после чего: поговорить с ним, поласкать; – проветрить комнату перед сном; – создать спокойную обстановку; – не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном; – перед сном провести гигиенические мероприятия.

Спать:

– нормализовать режим дня;

– покормить ребенка, после чего: поговорить с ним, поласкать;

– проветрить комнату перед сном;

– создать спокойную обстановку;

– не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном;

– перед сном провести гигиенические мероприятия.

Быть чистым: – формировать навыки чистоплотности в зависимости о возраста; – обеспечить чистоту окружающей ребенка обстановки; – стимулировать и поощрять стремление малыша к опрятности; – регулярно, с учетом возраста, проводить гигиенические мероприятия; – обращать внимание на неопрятности ребенка, предоставить ему возможность самому устранить их; – быть примером для ребенка.

Быть чистым:

– формировать навыки чистоплотности в зависимости о возраста;

– обеспечить чистоту окружающей ребенка обстановки;

– стимулировать и поощрять стремление малыша к опрятности;

– регулярно, с учетом возраста, проводить гигиенические мероприятия;

– обращать внимание на неопрятности ребенка, предоставить ему возможность самому устранить их;

– быть примером для ребенка.

Двигаться: – организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка; – с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой; – создать условия для развития ребенка: обеспечить достаточное пространство для движений ребенка, не заменять прогулки – походами в магазины; – следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности; – не наказывать ребенка двигательным бездействием.

Двигаться:

– организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка;

– с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой;

– создать условия для развития ребенка: обеспечить достаточное пространство для движений ребенка, не заменять прогулки – походами в магазины;

– следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности;

– не наказывать ребенка двигательным бездействием.

Общаться: – исключить возможную патологию: проверить слух, зрение, патологию ЦНС, заикание и т.п.; – научить ребенка слушать; – эмоционально разговаривать с ним; – организовывать мероприятия по формированию речи с учетом возраста ребенка; – обеспечить правильное воспитание; – обеспечить общение со сверстниками; – использовать твердые запреты; – наказать ребенка соразмерно поступку.

Общаться:

– исключить возможную патологию: проверить слух, зрение, патологию ЦНС, заикание и т.п.;

– научить ребенка слушать;

– эмоционально разговаривать с ним;

– организовывать мероприятия по формированию речи с учетом возраста ребенка;

– обеспечить правильное воспитание;

– обеспечить общение со сверстниками;

– использовать твердые запреты;

– наказать ребенка соразмерно поступку.

 Оберегать от опасности, избегать опасности:  – создать безопасную окружающую среду: проверить безопасность игрушек; – устранить острые углы, низкое расположение стекол; – создать ограждение в опасных местах; – хорошо просушивать полы после мытья; – не стелить на стол свисающую с него скатерть; – хранить лекарства, химические средства и т.п. в местах, недоступных детям; – не оставлять ребенка без присмотра в любом возрасте; – следить за ребенком на воде, учить плавать; – оберегать от присоединения инфекции; – обучать детей с учетом их возраста правилам дорожного движения, правилам самообороны; – проводить беседы с детьми о недопустимости общения с незнакомыми людьми.

Оберегать от опасности, избегать опасности:

– создать безопасную окружающую среду: проверить безопасность игрушек;

– устранить острые углы, низкое расположение стекол;

– создать ограждение в опасных местах;

– хорошо просушивать полы после мытья;

– не стелить на стол свисающую с него скатерть;

– хранить лекарства, химические средства и т.п. в местах, недоступных детям;

– не оставлять ребенка без присмотра в любом возрасте;

– следить за ребенком на воде, учить плавать;

– оберегать от присоединения инфекции;

– обучать детей с учетом их возраста правилам дорожного движения, правилам самообороны;

– проводить беседы с детьми о недопустимости общения с незнакомыми людьми.

Учиться: – обеспечить ребенку достижение хороших результатов в обучении; – следить за соответствием учебного материала возрасту; – чередовать умственный труд с физическим; – избегать переутомлений ребенка; – использовать игровые ситуации в обучении; – тренировать память, внимание с помощью игр; – мотивировать обучение (ребенок должен знать, зачем ему это нужно); – обучить ребенка приемам мнемотехники, работе с литературой

Учиться:

– обеспечить ребенку достижение хороших результатов в обучении;

– следить за соответствием учебного материала возрасту;

– чередовать умственный труд с физическим;

– избегать переутомлений ребенка;

– использовать игровые ситуации в обучении;

– тренировать память, внимание с помощью игр;

– мотивировать обучение (ребенок должен знать, зачем ему это нужно);

– обучить ребенка приемам мнемотехники, работе с литературой

Контролирующий блок 1. Укажите продолжительность периода эмбрионального развития плода: а) 1 неделя; б) 2 недели; в) 2-12 недель; г) 4 месяца. 2.    Продолжительность периода внутриутробного развития составляет (в неделях беременности): а) 18; б) 24; в) 32; г) 40. 3. В какой период формируется пуповина и нервная трубка у зародыша: а) с 12 недель; б) в первый день зачатия; в) с 8 по 14 день; г) с 21 по 28 день. 4. Укажите грудной возраст: а) 0-6 месяцев; б)1-7 месяцев; в) 0-12 месяцев; г) 29 сутки жизни -1 год. 5. Укажите дошкольный возраст детей: а) 1-6 лет; б) 2-5 лет; в) 3-7 лет; г) 5-6 лет.

Контролирующий блок

1. Укажите продолжительность периода эмбрионального развития плода:

а) 1 неделя;

б) 2 недели;

в) 2-12 недель;

г) 4 месяца.

2.    Продолжительность периода внутриутробного развития составляет (в неделях беременности):

а) 18;

б) 24;

в) 32;

г) 40.

3. В какой период формируется пуповина и нервная трубка у зародыша:

а) с 12 недель;

б) в первый день зачатия;

в) с 8 по 14 день;

г) с 21 по 28 день.

4. Укажите грудной возраст:

а) 0-6 месяцев;

б)1-7 месяцев;

в) 0-12 месяцев;

г) 29 сутки жизни -1 год.

5. Укажите дошкольный возраст детей:

а) 1-6 лет;

б) 2-5 лет;

в) 3-7 лет;

г) 5-6 лет.

6. На каком сроке внутриутробного развития плода при условии воздействия тератогенного фактора возникают эмбриопатии? а) до 1 недели; б) до 9 недель; в) до 22 недель; г) до 38 неделе; 7. На каком сроке беременной женщине проводится 2-й дородовый патронаж: а) в 8-12 недель; б) в 5 недель; в) проводится   в сроке   30-32 недели; г) 40 недель. 8. На каком сроке беременной женщине проводят первый дородовый патронаж: а) в 8-12 недель; б) в 5 недель; в) проводится   в сроке   30-32 недели; г) 40 недель. 9. Укажите сроки неонатального периода : а) 38 - 42 недели внутриутробного развития; б) первые 2 часа жизни; в) 1- 7 сутки жизни включительно; г) от рождения до 28 суток жизни включительно. 10. Укажите возраст преддошкольного периода: а) 6 месяцев - 4 года; б) 1-З года; в) 1-4 года; г) 4-6 лет.

6. На каком сроке внутриутробного развития плода при условии воздействия тератогенного фактора возникают эмбриопатии?

а) до 1 недели;

б) до 9 недель;

в) до 22 недель;

г) до 38 неделе;

7. На каком сроке беременной женщине проводится 2-й дородовый патронаж:

а) в 8-12 недель;

б) в 5 недель;

в) проводится   в сроке   30-32 недели;

г) 40 недель.

8. На каком сроке беременной женщине проводят первый дородовый патронаж:

а) в 8-12 недель;

б) в 5 недель;

в) проводится   в сроке   30-32 недели;

г) 40 недель.

9. Укажите сроки неонатального периода :

а) 38 - 42 недели внутриутробного развития;

б) первые 2 часа жизни;

в) 1- 7 сутки жизни включительно;

г) от рождения до 28 суток жизни включительно.

10. Укажите возраст преддошкольного периода:

а) 6 месяцев - 4 года;

б) 1-З года;

в) 1-4 года;

г) 4-6 лет.

11. Укажите возраст, соответствующий периоду младшего школьного детства: а) 4-6 лет; б) 7-10 лет; в)11-12 лет; г) 16-18 лет. 12. В какой период зародыш называется плодом: а) плацентарный период; б) эмбриональный период; в) неонатальный период; г) нет правильного ответа. 13. В каком периоде внутриутробного развития человека происходит закладка органов: а) при оплодотворении яйцеклетки; б) в эмбриональном; в) перинатальном; г) в грудном. 14. В каком сроке внутриутробного развития плода формируются фетопатии при условии воздействия неблагоприятных для плода фак ­ торов: а) 1-2 неделя гестации; б) 2-6 недели; в) 11 неделя до начала родов; г) нет правильного ответа. 15.   Ребенок начинает удерживать голову в возрасте (мес.): а) 1-2; б) 3-4; в) 5-6; г) 7-8.

11. Укажите возраст, соответствующий периоду младшего школьного детства:

а) 4-6 лет;

б) 7-10 лет;

в)11-12 лет;

г) 16-18 лет.

12. В какой период зародыш называется плодом:

а) плацентарный период;

б) эмбриональный период;

в) неонатальный период;

г) нет правильного ответа.

13. В каком периоде внутриутробного развития человека происходит закладка органов:

а) при оплодотворении яйцеклетки;

б) в эмбриональном;

в) перинатальном;

г) в грудном.

14. В каком сроке внутриутробного развития плода формируются фетопатии при условии воздействия неблагоприятных для плода фак ­ торов:

а) 1-2 неделя гестации;

б) 2-6 недели;

в) 11 неделя до начала родов;

г) нет правильного ответа.

15.   Ребенок начинает удерживать голову в возрасте (мес.):

а) 1-2;

б) 3-4;

в) 5-6;

г) 7-8.

16. Ребенок самостоятельно сидит в возрасте (мес.): а) 2-4; б) 4-5; в) 6-7; г) 8-9. 17.  Первые молочные зубы появляются у детей в возрасте (мес.): а) 2 – 3; б) 4 – 5; в) 6 – 7; г) 8 – 9. 18. Количество молочных зубов у ребенка 1 года: а) 4; б) 6; в) 8; г) 12. 19. Какой фактор оказывает наибольшее влияние на физическое развитие плода во внутриутробном периоде: а) состояние плаценты; б) рост матери; в) рост отца; г) пол ребенка. 20. Как берется забор крови на массовое обследование новорождённых   ( неонатальный скрининг ): а) взятие крови из пальца; б) взятия крови из пятки; в) взятие крови из вены. 21. Первый дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.): а) 8 – 12; б) 20 – 22; в) 23 – 25; г) 26 – 28. 22.    Второй дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.): а) 18 – 20; б) 20 – 22; в) 22 – 24; г) 30–32.

16. Ребенок самостоятельно сидит в возрасте (мес.):

а) 2-4;

б) 4-5;

в) 6-7;

г) 8-9.

17. Первые молочные зубы появляются у детей в возрасте (мес.):

а) 2 – 3;

б) 4 – 5;

в) 6 – 7;

г) 8 – 9.

18. Количество молочных зубов у ребенка 1 года:

а) 4;

б) 6;

в) 8;

г) 12.

19. Какой фактор оказывает наибольшее влияние на физическое развитие плода во внутриутробном периоде:

а) состояние плаценты;

б) рост матери;

в) рост отца;

г) пол ребенка.

20. Как берется забор крови на массовое обследование новорождённых   ( неонатальный скрининг ):

а) взятие крови из пальца;

б) взятия крови из пятки;

в) взятие крови из вены.

21. Первый дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.):

а) 8 – 12;

б) 20 – 22;

в) 23 – 25;

г) 26 – 28.

22.    Второй дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.):

а) 18 – 20;

б) 20 – 22;

в) 22 – 24;

г) 30–32.

Ответы к тестовому заданию: 1 – в 2 – г 3 – в 4 – г 5 – в 6 – б 7 – в 8 – а 9 – г 10 – б 11 – б 12 – а 13 – б 14 – в 15 – а 16 – в 17 – в 18 - в 19 – а 20 – б 21 – а 22 – г

Ответы к тестовому заданию:

1 – в

2 – г

3 – в

4 – г

5 – в

6 – б

7 – в

8 – а

9 – г

10 – б

11 – б

12 – а

13 – б

14 – в

15 – а

16 – в

17 – в

18 - в

19 – а

20 – б

21 – а

22 – г

Протокол учебного занятия ФИО Фронтальный опрос 1. Обсуждение темы занятия 2. Задание 1 3. Задание 2 4. Задание3 5. Итог 6. 7. 8. 9. 10.

Протокол учебного занятия

ФИО

Фронтальный опрос

1.

Обсуждение темы занятия

2.

Задание 1

3.

Задание 2

4.

Задание3

5.

Итог

6.

7.

8.

9.

10.

Домашнее задание Выучить лекцию Периоды детского возраста Учебник: Соколова, Н. Г. Здоровый человек. Сохранение здоровья в различные периоды жизни : учеб. пособие / Н. Г. Соколова, И. А. Пономарева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 560 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35205-2. - Текст : электронный // ЭБС

Домашнее задание

Выучить лекцию

Периоды детского возраста

Учебник:

Соколова, Н. Г. Здоровый человек. Сохранение здоровья в различные периоды жизни : учеб. пособие / Н. Г. Соколова, И. А. Пономарева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 560 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35205-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222352052.html (дата обращения: 26.05.2023).

Список использованных источников Основная: Соколова, Н. Г. Здоровый человек. Сохранение здоровья в различные периоды жизни : учеб. пособие / Н. Г. Соколова, И. А. Пономарева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 560 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35205-2. - Текст : электронный // ЭБС

Список использованных источников

Основная:

Соколова, Н. Г. Здоровый человек. Сохранение здоровья в различные периоды жизни : учеб. пособие / Н. Г. Соколова, И. А. Пономарева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 560 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35205-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222352052.html (дата обращения: 26.05.2023).

Дополнительная:

Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 606 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35341-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222353417.html

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!