СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронные образовательные ресурсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Электронные образовательные ресурсы»


Министерство образования, спорта и туризма Республики Беларусь

Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Бобруйска»













Доклад


Электронные образовательные ресурсы для общего среднего образования и системы воспитания в Республике Беларусь. Ресурсы «Дистанционный ресурс для педагогов!», «Турниры, олимпиады, конкурсы»








Подготовила:

учитель английского языка

Маркевич Ольга Алексеевна








2016

«Учитель живет до тех пор, пока учится.
Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»

К. Д. Ушинский


В образовательном процессе многое, если не всё, зависит от учителей. Вспоминая слова Джона Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», современный учитель должен шагать в ногу со временем. Ему необходимо вступать в «конкуренцию» с новыми технологиями и сетью Интернет, чтобы быть на «одной волне» с учащимися, предоставлять им актуальную информацию, знать и уметь чуть больше, чем это требуется в данный момент.

Предвосхищать изменения, творить новое  вот кредо современного Учителя!

Использование учителями возможностей новых информационных коммуникационных технологий (ИКТ) — одно из основных требований современности.

В разделе национального образовательного портала Министерства образования Республики Беларусь «Электронное обучение» представлены:

  1. электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для дошкольного, общего среднего, специального образования и системы воспитания;

  2. «Дистанционный всеобуч для педагогов»;

  3. интернет-ресурс по сопровождению интернет-олимпиад, турниров и конкурсов по учебным предметам.

Особое внимание хотелось бы уделить проекту «​Дистанционный всеобуч», который был задуман, чтобы помочь учителю освоить информационные ресурсы для дальнейшего использования их с максимальной пользой в образовательном процессе.

Корректное использование ИКТ позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к конкретному предмету или теме урока, успешно формировать образовательные компетенции, в том числе, направленные на работу с информацией из различных источников, воспитывать информационную культуру.

Все материалы Дистанционного всеобуча сгруппированы по разделам:

  • «О дистанционном обучении»

  • «Обучение онлайн»

  • «Обучающие курсы и семинары»

  • «Полезные ссылки для учителя»

В разделе «О дистанционном обучении» можно получить общие сведения о дистанционном образовании, узнать о его преимуществах и недостатках, познакомиться с историей развития удаленного обучения.

В разделе «Обучение онлайн» предлагаются материалы для самостоятельного изучения информационных коммуникационных технологий.

Основные достоинства обучения онлайн:

Экономия времени— все материалы вы изучаете дистанционно, а это означает, что вы обучаетесь без отрыва от дома и работы.

Экономия сил — вы выбираете индивидуальный график обучения с учетом своей загрузки на основном месте работы.

В разделе «Обучающие курсы и семинары» представлена информация об очных и очно-дистанционных мероприятиях, проводимых Национальным институтом образования. Приняв участие в таких «живых» семинарах,  вы расширите свои знания и получите практические навыки применения ИКТ, а также познакомитесь с коллегами из других школ Беларуси, поучаствуете в работе учебных групп, обменяетесь идеями.

Наконец в разделе «Полезные ссылки для учителя» можно получить доступ к огромному количеству информации по учебным предметам и организации классного руководства в учреждениях общего среднего образования, размещенной в сетевых дневниках (блогах).

Дистанционное образование — это термин, который используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от обучающих курсов  и курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации (так называемое «неформальное образование»), заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит в очном обучении.

Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программыИнтернетэлектронную почту, телефон и т. п.

Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих занятых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучаясь дистанционно, можно выбирать удобное для себя время занятий согласно собственному расписанию.

Дистанционное образование  тесно связанно с дистанционным обучением.

Принято считать, что дистанционное образование — это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учреждение образования), а дистанционное обучение — это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).

Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств сети Интернет).

Возможные варианты использования дистанционного обучения:

- совмещение традиционных очных занятий (урок)  с  дистанционными (например, проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных детей или, наоборот, для слабоуспевающих);

- организация постоянной группы обучаемых (киберкласс) из разных учебных заведений (городов, регионов, стран) для прохождения дистанционного курса, за обучением которых следит (консультирует, помогает) куратор;

дистанционное самообразование без поддержки куратора.


Дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны.


Преимущества дистанционного обучения:

Свобода доступа, мобильность
– обучаться можно практически в любом месте и в любое время, используя любые доступные средства (гаджеты). Занятой человек может обучаться без отрыва от основной работы.

Снижение затрат на обучение
– обучаемый несёт затраты на носитель информации, но не на методическую литературу. Отсутствуют материальные траты на проезд к месту обучения. Стоимость курса будет меньше, так как не учитывается заработная плата педагогов, содержание учебных заведений и так далее. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.

Гибкость обучения
– продолжительность и последовательность изучения материалов обучаемый выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

Возможность развиваться в ногу со временем
– пользователи электронных курсов развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами.
Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

Потенциально равные возможности обучения
– обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
Дистанционное обучение делает доступным обучение для людей, не имеющих возможности обучаться очно (например, людей с особенностями психофизического развития).

Возможность определять критерии оценки знаний
– в дистанционном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные обучаемым в процессе обучения.


Недостатки дистанционного обучения:

Необходима сильная мотивация
– практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

Электронное обучение не подходит для развития коммуникабельности
– при электронном обучении личный контакт учащихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Недостаток практических знаний
– обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим учителям «живой» практики.

Проблема идентификации пользователя
– пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучаемый сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение или очный зачет, что не всегда удобно.

Недостаточная компьютерная грамотность
– во многих странах особенная потребность в дистанционном обучении возникает в отдаленных районах.
Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения on-line.


План мероприятий на II полугодие 2016 года:

Хотелось бы познакомить Вас, уважаемые коллеги, с перечнем семинаров, проводимых управлением информационных образовательных технологий Национального института образования.

Желающим принять участие в работе семинаров можно присылать индивидуальные заявки.

Прием заявок на участие в семинаре осуществляется в порядке их поступления и может быть прекращен после укомплектования группы.

Участники семинара, зачисленные в группу, получат персональное приглашение по электронной почте.


ОКТЯБРЬ

Тема семинара

Категории слушателей

Кол-во человек

Форма проведения

Кол-во дней

Дата проведения

1

Создание дидактических материалов по иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий


Учителя иностранного языка

15

Тематический семинар

3

12–14. 10.2016










НОЯБРЬ

Тема семинара

Категории слушателей

Кол-во человек

Форма проведения

Кол-во дней

Дата проведения

1

Создание электронного учебного курса в системе MOODLE


Педагогические работники учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования

15

Тематический семинар

3

9–11. 11.2016

2

Реализация метода проектов с использованием ИКТ в работе классного руководител

Педагогические работники учреждений общего среднего образования

30

Очно-заочный семинар-практикум

1(очная часть)

20(дист. часть)

29.11.2016 
(очная часть)





ДЕКАБРЬ

Тема семинара

Категории слушателей

Кол-во человек

Форма проведения

Кол-во дней

Дата проведения

1

Технология использования интерактивной доски в образовательном процессе
(продвинутый уровень)


Педагогические работники учреждений общего среднего образования

30

Очно-заочный семинар-практикум

1(очная часть)

20(дист. часть)

13.12.2016 
(очная часть)


Хотелось бы остановиться на тематическом семинаре для учителей иностранного языка «Создание дидактических материалов по иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий».

«Пусть будет для учеников золотым правилом: все, что только можно, предлагать для восприятия чувствами, а именно: видимое  для восприятия зрением, слышимое  слухом, запахи  нюхом, что подлежит вкуса  вкусом, доступное прикосновение  прикосновением. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими ощущениями, пусть они сразу охватываются несколькими ощущениями».

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом дидактики». И с ним нельзя не согласиться. Поэтому педагоги многих стран активно используют в своей работе наглядные методы обучения, в том числе и при  изучении иностранных языков

Учителя всегда хотели иметь информативные и качественно выполненные дидактические материалы, которые помогали бы достичь в обучении более высоких результатов.

Использование на уроках иностранного языка вспомогательных наглядных средств (карт, таблиц, схем, наборов карточек с текстом, цифрами или рисунками и т. д.) способствует непроизвольной активизации памяти, мышления и воображения обучаемых и значительно сокращает время употребления родной речи на уроке. Картинка, схема или таблица может использоваться как средство, стимулирующее учащихся на высказывание нужного содержания с использованием необходимого языкового материала, презентации новой лексики, тренировки произношения и написания слов, для проведения диктантов и ролевых игр. И наконец, картинка — это простой, легкий и интересный в использовании материал, который может сделать урок более эффективным и занимательным.

Сначала для создания дидактических материалов педагоги вырезали картинки из журналов, сооружали самодельные карточки с загадками, рисовали шарады и ребусы. 
Потом настало время компьютеров, принтеров с цветной печатью. Технологии с одной стороны очень облегчили процесс создания вспомогательных материалов для обучения, с другой стороны — усложнили. Теперь учитель должен постоянно учиться работать с новыми программами и сервисами.

А на это не всегда хватает времени.

Но педагог понимает, что благодаря компьютерной технике можно активно внедрять в практику своей работы самые разнообразные формы учебных занятийпроектно-исследовательскую деятельность учащихсяуроки с компьютерной поддержкойпрезентациями и т. д.

Одним из самых популярных среди педагогов направлений применения компьютера и Интернета в своей работе является использование сервисов технологии Web 2.0.

Простота и эффективность таких сервисов являются главными критериями их использования при обучении иностранному языку. Существует множество бесплатных онлайн-конструкторов, которые позволяют без владения умениями и навыками программирования быстро создавать качественный продукт.

Также можно использовать уже готовые задания.

Помимо инструментов Web 2.0, которые предоставляет нам Интернет, создаются уникальные условия для ознакомления учащихся с культурным разнообразием стран изучаемого языка, что, к сожалению, далеко не всегда может дать традиционный учебник по иностранному языку.

Необходимым условием эффективного использования всех возможностей информационно-коммуникационных технологий является повышение педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания.

С целью оказания помощи педагогам в освоении информационно-коммуникационных технологий сотрудниками Национального института образования организован семинар «Создание дидактических материалов по иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий».

Также сотрудниками управления информационных образовательных технологий организована методическая помощь учителям иностранного языка:

  • Полезные ресурсы для учителя английского языка

  • Полезные ресурсы для учителя немецкого языка

  • Полезные ресурсы для учителя французского языка

  • Полезные ресурсы для учителя испанского языка


Отдельное внимание хотелось бы уделить конкурсу КОИ («Компьютер. Образование. Интернет»)-2016, который завершился в мае прошлого учебного года.

Цель конкурса:

стимулирование педагогов к активному использованию информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ)  в образовательном процессе; использованию (созданию) электронных образовательных ресурсов (далее — ЭОР)  в образовательном процессе.

Задачи конкурса:

- содействие развитию информационного образовательного пространства Республики Беларусь;

- выявление и распространение лучших образцов инновационного опыта педагогических работников в разработке и использовании ИКТ и ЭОР в образовательном процессе;

- создание условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; 

- создание открытого банка ЭОР, разработанных участниками конкурса и размещенных на образовательном портале adu.by в разделе Электронное обучение.

Участники конкурса:

в конкурсе могут принимать участие педагогические работники учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования Республики Беларусь.

Номинации Конкурса

«Электронный образовательный ресурс»:
категории: 
   – ЭОР в дошкольном и начальном образовании;
   – ЭОР в базовом и общем среднем образовании;
   – ЭОР в специальном образовании. 
«Проектно-исследовательская деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий».
«ИКТ в управлении образованием».

Для участия в конкурсе необходимо было зарегистрироваться, подав электронную заявку. 

Согласно Порядку проведения конкурса всем авторам и авторским коллективам гарантировалось соблюдение авторских прав. Авторы дали согласие на свободное распространение работ в учреждениях образования Республики Беларусь.

 Работы, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе Конкурса, включены в Республиканский банк электронных образовательных ресурсов.