ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«СЛУЖИТЬ РОССИИ!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь
М.А. Балабан
Актуальность курса
Важнейшей задачей военно-патриотического воспитания молодёжи является подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых Сил, воспитание любви к своей Родине, поднятие престижа военной службы. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе.
Однако практика показывает, что уровень подготовленности определённой части выпускников школы не соответствует современным требованиям армии и флота, предъявляемым к молодому поколению. Результаты ежегодного обследования, проводимого в войсках и военно-учебных заведениях, показывают необходимость повышения во всех школах уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе.
С переходом Вооружённых сил на годичный срок службы и сокращением сроков начальной военной подготовки в армии встала необходимость более углублённого изучения военного дела именно в школе. Пройдя курс «Служить России!», юноши смогут почувствовать более подготовленными к военной службе, овладевшими азами военного дела.
Поэтому комплексный подход к подготовке юношей к службе в армии предполагает:
Осуществление всех сторон воспитания, т.е. трудового, нравственного, умственного, эстетического и физического в их единстве и взаимосвязи;
Обеспечение единства цели, задач, принципов, содержания, методов и форм воспитания;
Обеспечение единства всех влияний: целенаправленного воспитания, среды, семьи, общественности и СМИ;
Определение такого содержания военно-патриотического воспитания, отбор таких методов, средств, форм работы, которые бы обеспечивали наиболее качественную морально-психологическую, военно-физическую, военно-техническую, начальную военную подготовку молодёжи способной в короткий срок овладеть воинским мастерством и успешно нести службу в различных родах войск.
В элективном курсе «Служить России!» реализованы требования федеральных законов: «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, состоит из 7 разделов и 33 тем, 5 часов теоретических и 12 часов практических занятий.
Структурно программа курса выглядит таким образом:
«История Вооруженных Сил Российской Федерации».
«Организационная структура Вооружённых сил Российской Федерации».
«Уставы Вооружённых сил Российской Федерации».
«Строевая подготовка»
«Огневая подготовка»
«Тактическая подготовка»
«Физическая подготовка»
Преподавание курса проводит преподаватель-организатор курса «Основы безопасности жизнедеятельности.
Цель и задачи курса
Цель курса:
Воспитание в молодёжи чувства патриотизма и любви к Родине, готовность служить в Вооружённых силах Российской Федерации, профессиональная ориентация учащихся.
Задачи курса:
Воспитательные:
Воспитание гордости за свою страну, уважение к Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии.
Дать учащимся конкретные рекомендации по поступлению в военные учебные учреждения.
Воспитание гуманного отношения к людям.
Образовательные:
Формирование знаний о назначении Вооружённых сил Российской Федерации, их характере и особенностях.
Формирование знаний по безопасности и защите человека в чрезвычайных ситуациях, а также овладение практическими навыками использования коллективных и индивидуальных средств защиты населения при ЧС, знаний о правовых основах военной службы, размещением и бытом военнослужащих по призыву.
Ознакомление учащихся с нормативными документами: «О воинской обязанности», «Об обороне», «О статусе военнослужащих».
Ознакомление учащихся с размещением и военной службой личного состава войсковой части.
Изучение основных компонентов военной службы: образовательный, культурный, психологический, физический и другие.
Развивающие:
Формирование умений подготовки учащихся к военной службе в современных условиях.
Развитие физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
Формирование у молодёжи социальной активности.
Обоснование отбора содержания
Важнейшим для любого учебно-воспитательного процесса являются особенности отбора его содержания. Основанием отбора содержания элективного курса «Служить России!» стала примерная программа среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности», которая может быть представлена совокупностью теоретического, мотивационного и практического компонентов содержания. А также с учетом объективных программных и общественных интересов, имеющих целью более глубокого изучения раздела «Основы обороны государства и воинская обязанность» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и военно-профессиональную предпрофильную подготовку обучаемых.
С этих позиций учебный материал, предъявляемый учащимся курса, отбирался с учетом степени развитости учащихся конкретного возрастного уровня с точки зрения обобщенных характеристик-компонентов (осведомленности, сознательности, действенности и умелости). Соответственно содержание образования варьируется в зависимости от степени развитости у обучающихся отдельных компонентов готовности к познавательной деятельности.
Формирование содержания курса в соответствии с вышесказанным удовлетворяет следующим требованиям:
соответствие социальному заказу общества;
соответствие потребностям учащихся;
соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).
Таким образом, содержание программы элективного курса, определяемое примерной программой среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности», позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.
Общая характеристика учебного процесса
Работа по данному курсу строится на основе общих дидактических принципов: научности, доступности, индивидуального подхода, занимательности, добровольности.
Коллективные цели и отношения взаимопомощи и взаимозависимости способствуют реализации потенциальных возможностей учащихся.
В предложенном курсе, как и в преподавании общешкольных курсов, чаще других используются такие методы обучения как рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа, упражнения, практическое занятие.
Теоретическая цель элективного курса тесно связывается с практикой. Например, на занятиях по использованию индивидуальных средств защиты теоретическая цель – приобретение специальных знаний в области химии отравляющих газов – тесно связываются с практической целью - использование средств индивидуальной защиты и оказание самопомощи и взаимопомощи.
Занятия проходят в материально-технических оснащенных аудиториях, спортзала, спортивного городка образовательного учреждения. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время: время занятий 1 час.
В период прохождения элективного курса применяются организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Если на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают прочные знания и умения, если они научились заниматься самостоятельно, творчески, то перед элективным курсом ставятся более продуктивные цели и задачи, которые оказывают положительное влияние на качество обязательного обучения. Учащиеся элективного курса привлекаются преподавателем-организатором в качестве помощников, ассистентов, консультантов на уроках и дополнительных занятиях по предмету обучения.
Межпредметные связи
Межпредметные связи – один из дидактических принципов педагогики, который имеет важное значение для эффективности обучения учащихся. Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач преподавателя-организатора ОБЖ, ведущего элективный курс. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам.
Межпредметные связи позволяют всесторонне рассматривать изучаемые факты и явления, истолковывать их с точки зрения различных наук, выявляя своеобразие отдельных их сторон, полнее раскрывать всеобщую связь явлений, показывать учащимся возрастающее взаимопроникновение наук и тем самым обеспечить систематизацию знаний учащихся. Использование межпредметных связей при прохождении элективного курса «Служить России!» предполагает акцентировать деятельность учащихся на самостоятельном применении сведений из других курсов.
Поскольку межпредметные связи обеспечивают привлечение учащимися на занятиях знаний из области других предметов, важно с учетом требований программы выделить наиболее общие, устойчивые и долговременно действующие межпредметные понятия. Примером таких понятий могут быть понятия по истории, географии, физики, биологии, анатомии, химии и других предметов.
Способы привлечения знаний из других предметов различны. Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью конкретного планирования, которое осуществляется с учетом вида занятия в программе курса с межпредметными связями:
фрагментарный, когда лишь фрагменты, отдельный этап занятия, требует реализации связей с другими предметами;
узловой, когда опора на знания из других предметов составляет необходимое условие усвоения всего нового материала или его обобщения в конце учебной темы;
синтезированный, который требует синтеза знаний из разных предметов на протяжении всего урока и специально проводится для обобщения материала ряда учебных тем или всего курса.
Исходя из вышесказанного, к ведению занятий по элективному курсу «Служить России!», целесообразно привлекать не только учителей-предметников, но и специалистов, работающих в отраслях, соответствующих разделам программы элективного курса: пожарной охраны, правоохранительных органов, дорожного движения, гражданской обороны, представителей Вооруженных сил Российской Федерации.
Реализация межпредметных связей в элективном курсе закрепляет в памяти знания, достигнутые яркостью и полнотой восприятия изучаемого на основе взаимосвязей: осознанием важности обобщенных знаний смежных дисциплин в разнообразных условиях учебной и практической деятельности.
Сведения об учащихся, на которых рассчитан курс
Элективный курс «Служить России!» рассчитан в основном на учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы. Это активные участники подготовки отряда юнармейцев к военно-патриотической игре «школа безопасности – Зарница», учащиеся, интересующиеся и готовящие себя на поприще военной деятельности, а также учащиеся со слабым физическим здоровьем. Но рамки участников могут быть расширены за счет учащихся 11-х классов, так как именно в этом возрасте многие из старшеклассников находятся в допризывном возрасте. Ведь именно им необходимы и полезны те знания и навыки, который дает данный элективный курс.
Характеристика временных и материальных ресурсов
В ходе работы над реализацией программы элективного курса «Служить России!» используются как собственные, так и временные материальные ресурсы.
Так для проведения теоретических занятий используется оснащенный компьютерной техникой и мультимедийным проектором учебный класс образовательного заведения. Широко используется на таких занятиях мультимедийные презентации и научно-популярные фильмы по разделам и темам программы курса (См. Приложение «Мультимедийные ресурсы для проведения курса»).
Широко используется школьный спортивный зал и пришкольный спортивный городок для проведения занятий по разделу «Физическая подготовка». В наличии имеется спортивное снаряжение, инвентарь и другие приспособления. Огромную помощь в проведении занятий организаторам оказывает преподаватель физической культуры. Инвентарь спортивного городка только дополняют возможности для успешных занятий спортом и физкультурой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
История Вооруженных Сил России и военные реформы. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV – XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, и их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации – Защитники нашего Отечества.
II. Организационная структура Вооружённых Cил Российской Федерации.
Организационная структура Вооружённых Cил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил и рода войск. Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, отдельные рода войск, ракетные войска стратегического назначения. История создание и их предназначение.
III. Уставы Вооружённых сил Российской Федерации.
История создания в России воинских уставов. Уставы боевые и общевоинские.
Суточный наряд, его назначение и функции. Дневальный. Обязанности дневального по роте. Организация караульной службы.
Повседневная жизнь военнослужащего в Вооруженных Силах Российской армии.
IV. Строевая подготовка.
Строй и основные его элементы. Выполнение строевых приемов по команде. Обязанности военнослужащего перед построением и в строю.
Строевые приемы без оружия. Повороты на месте. Навыки выполнение действий по командам в движении строевым шагом. Случаи применения движения шагом или бегом. Техника строевого шага и бега. Отработка строевого шага и движения подразделения бегом. Движение походным шагом
Строи отделения. Навыки в перестроениях из одной шеренги в две и наоборот.
V. Огневая подготовка.
Назначение и общее устройство автомата Калашникова. Основные тактико-технические характеристики оружия. Назначение и основные ТТХ характеристики пистолета Макарова.
Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Чистка и смазка автомата. Постановка на хранение. Способы хранения и поддержания в боевой готовности.
Техника безопасности при обращении с автоматом Калашникова. Способы устранения неполадок. Практическая стрельба из пневматической винтовки.
Приемы и правила метания ручных наступательных гранат на местности с места на меткость и дальность.
VI. Тактическая подготовка.
Обязанности солдата в бою. Выбор места для стрельбы. Приемы изготовки для ведения прицельного огня из стрелкового оружия. Способы передвижения солдата в бою и выбор способа передвижения (переползания по-пластунски, переползания боком, переползания на четвереньках)
Умение ориентирование на местности без карты и с помощью карты. Определение сторон горизонта разными способами. Сущность ориентирование на местности. Использование компаса, часов для определения сторон горизонта по признакам местных предметов.
Оказание первой медицинской помощи себе и пострадавшему. Применение средств индивидуальной защиты в бою и при чрезвычайных ситуациях. Транспортировка пострадавшего.
VII. Физическая подготовка.
Учебно-тренировочные занятия в спортивном зале: прыжки через коня, упражнения на брусьях, перенос тяжестей, упражнения для дыхания
Формирование здорового образа жизни. Развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости. Групповые занятия.
Учебно-тренировочные занятия на спортивном городке: бег на короткие дистанции, упражнения на перекладине, бег на средние дистанции. Укрепление навыков выносливости, силы, быстроты и ловкости. Формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и преодолении искусственных препятствий с использованием разнообразных способов передвижения.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
Историю и боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации, символы воинской чести.
Требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина России.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования и правилах приёма в них.
Основы военной службы.
Порядок прохождения военной службы по призыву.
Учащиеся должны уметь:
Владеть приёмами строевой подготовки.
Выполнять неполную разборку - сборку автомата Калашникова.
Выполнять упражнения стрельб из пневматического оружия.
Развитие компетентности
Эффективная деятельность педагога в предложенном курсе по развитию учебно-познавательной компетентности основывается на овладении учащимися ценностями познавательной культуры в области школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», целостного видения приоритетных компонентов данного курса и освоении школьниками теоретических и технологических позиций их осуществления. Ценности, знания и умения, освоенные учениками в предложенном курсе, позволяют учителю более эффективно формировать, совершенствовать и использовать те же общеучебные умения в границах курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
В процессе курса учащиеся получают опыт:
освоения системы знаний о необходимости обеспечения обороноспособности и безопасности государства, специфике взаимоотношений военнослужащих, выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего высшего, в том числе и военного профессионального образования или для самообразования;
воспитания гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
развития личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, физической, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации в контексте проблем безопасности личности и общества;
овладения умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов безопасного поведения (предвидеть, предупредить), коллективных средств защиты необходимых для человека, общества и государства;
формирования навыков применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области начальной военной подготовки.
Программа элективного курса призвана помочь в осуществлении старшеклассниками школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности, в том числе военной.
Критерии эффективности реализации курса
Результативность реализации данного элективного курса измеряется, в первую очередь, степенью готовности и стремлением учащихся, особенного старшего звена, к пониманию важности защиты своего Отечества и выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимом ими в дело процветания Отечества.
Оценка результативности реализации программы элективного курса осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Конечным результатом реализации элективного курса должна стать положительная динамика роста патриотических и интернациональных чувств и обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Форма контроля | Оборудование и материалы | Дата проведения урока |
Раздел 1. История создания Вооруженных Сил России | План | Факт. |
1. | История Вооруженных Сил России и военные реформы 15-17 веках | Устный опрос | Учебник | | |
2. | Военные реформы в России во второй половине XIX века | Устный опрос | Учебник | | |
3. | Создание Советских ВС, их структура и предназначение. | Устный опрос | Учебник | | |
Раздел 2. Организационная структура Вооружённых Cил Российской Федерации |
4. | Виды Вооруженных Сил. История создание и их предназначение. | Устный опрос | Учебник | | |
5. | Рода войск. История создание и их предназначение. | Устный опрос | Учебник | | |
6. | Воинские формирования, не входящие в состав ВС России | Устный опрос | Учебник | | |
7. | Дни воинской славы России | Устный опрос | Учебник | | |
8. | Боевые традиции ВС России. | Устный опрос | Учебник, видеоматериал | | |
Раздел 3. Уставы Вооружённых сил Российской Федерации. |
9. | Уставы боевые и общевоинские, история их создания. | Устный опрос | Учебник | | |
10. | Суточный наряд, его назначение и функции. | Устный опрос | Учебник, видеоматериал | | |
11. | Размещение и быт военно-служащих. | Устный опрос | Учебник, видеоматериал | | |
12. | Организация караульной службы. | Устный опрос | Учебник | | |
13. | Часовой и его неприкосновенность. | Устный опрос | Учебник | | |
Раздел 4. Строевая подготовка. |
14. | Строй и основные его элементы. | Практика | Спортзал | | |
15. | Строевые приемы без оружия. | Практика | Спортзал | | |
16. | Обязанности военнослужащего перед построением и в строю. | Практика | Спортзал | | |
17. | Строи отделения, перестроения из одной шеренги в две и наоборот. | Практика | Спортзал | | |
18. | Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику. | Практика | Спортзал | | |
Раздел 5. Огневая подготовка. |
19 | Назначение и общее устройство автомата Калашникова. | Практика | АК | | |
20. | Техника безопасности при обращении с АК. | Практика | АК | | | |
21. | Назначение и общее устройство пистолета Макарова. | Практика | Видеоматериал | | | |
22. | Неполная разборка и сборка автомата АК-74. | Практика | АК | | |
23. | Приемы и правила метания ручных наступательных гранат. | Практика | Ручная граната | | |
24. | Практическая стрельба из пневматической винтовки. | Практика | Пневматичес-кая винтовка | | |
25. | Практическая стрельба из пневматической винтовки. | Практика | Пневматичес-кая винтовка | | |
26. | Практическая стрельба из пневматической винтовки. | Практика | Пневматичес-кая винтовка | | |
Раздел 6. Тактическая подготовка. |
27. | Обязанности солдата в бою. Выбор места для стрельбы. | Устный опрос | Учебник | | |
28. | Способы передвижения солдата в бою. | Практика | Спортзал | | |
29. | Умение ориентирование на местности без карты и с помощью карты. | Практика | Спортзал | | |
30. | Оказание первой медицинской помощи себе и пострадавшему. | Практика | Аптечка | | |
Раздел 7. Физическая подготовка. |
31. | Прыжки через коня, упражнения на брусьях. | Практика | Спортзал | | |
32. | Бег на 100 м. | Практика | Стадион | | |
33. | Итоговое контрольное тестирование | | | | |
34. | Бег на 1 км | Практика | Стадион | | |
| Итого: | 34 |
Мультимедийные ресурсы
Мультфильм «Десантник Степочкин» (© Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Киностудия «Актуальный фильм», 2004).
Научно-популярный фильм «300 лет Полтавской битве» (© ВГТРК «Россия», 2009).
Научно-популярный фильм «Александр Невский» (© Ленинградский комитет по телевидению и радиовещанию, Гостелерадио СССР, 1989).
Научно-популярный фильм «Александр Суворов» (© ВГТРК «Россия», 2007).
Научно-популярный фильм «Бородино» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2008).
Научно-популярный фильм «Неизвестная война. Битва за Москву» (© SOVINFILM, 1978).
Научно-популярный фильм «Парад века. Знамя Победы» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2009).
Научно-популярный фильм «Поле Куликово» (Творческое объединение «Экран»).
Научно-популярный фильм «Танки. Курская битва» (© Cromwell Productions, 1999).
Научно-популярный фильм «Черные береты» («Центрнауфильм», 2005).
Коллекция ЦОР преподавателя.
Примерные темы проектных работ по окончании курса
«С чего начинается Родина!»
Государственная символика Российской Федерации.
История армии – история страны.
Поля великих битв.
Великие полководцы и реформаторы Российской армии.
Неизвестная высота.
Полтавской битве - 300 лет.
Крымская война - 150 лет после окончания.
100-летие создание отечественного подводного флота.
Казачество в истории России.
Реликвии воинской славы России.
«Мы верим в тебя, солдат!».
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации.
Закон РФ «Об обороне».
Закон РФ «О военной обязанности и военной службе».
Закон РФ «О статусе военнослужащих».
Закон РФ «Об образовании».
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Аверин А.И. и др. «Начальная военная подготовка» / Учебник для СШ - М.: Просвещение, 1985.
Бака М.М. Готов к защите Родины. (Физическая подготовка допризывной и призывной молодёжи).- М.: Физкультура и спорт, 1986.
Дидактические аспекты повышения эффективности обучения учащихся по основам безопасности жизнедеятельности и военной службы / Бачевский В.И. – Нижний Новгород, 2002.
Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / авт.-сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; Под общей редакцией А.Т.Смирнова. – 2-ое изд., испр. – М.: Просвещение, 2004.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности» Книга для учителя. Сост. А.Т.Смирнова, Б.И. Мишин. - М.: Просвещение, 2001.
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Материал к урокам: Пособие для учащихся 11 классов и преподавателей-организаторов ОБЖ, допризывной подготовки / Бачевский В.И. – Нижний Новгород, 2002.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнёв. – М.; Просвещение, 2004.
Основы военной службы: Учебное пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнёв. – М.: Дрофа, 2004.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: методическое пособие / Н.И.Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Интернет ресурсы.(WWW.IT-N.RU, сообщество преподавателей ОБЖ)
20