Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель____________ (Кенжегалиева А.К.) Протокол № 1 От «24» августа 2016г | Согласован Заместитель директора по УР _______(Рахманкулов Ю.Р.) «____»_____________2016 г | Утверждаю Директор МБОУ-оош с. Розовое ___________(Александров И.В.) Приказ №______ От «_____»____________2016 г |
Рабочая программа элективного курса по физике
«Механика в задачах»
9 класс
учителя второй
квалификационной категории
Кенжегалиевой А.К.
Составитель:
Учитель математики Кенжегалиева А.К.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от «26» августа 2016 г
Розовое
2016
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.
Основная задача курса – помочь учащимся сделать обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения.
Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование умения учащихся решать задачи. В практике обучения физической задачей обычно называют небольшую проблему, которая решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе методов и законов физики. Для учащихся физические задачи выступают как объект изучения. Поэтому очень важно, чтобы школьники представляли, что такое учебная задача, каково её содержание и структура, из каких частей она состоит, в чём заключается сущность процесса решения.
При решении задач необходимо уделять внимание последовательности действий, анализу физического явления, анализу решения и исследованию результатов. Следует также обратить внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. При этом следует подбирать задачи технического, краеведческого, межпредметного содержания, занимательные и экспериментальные.
Курс предполагает проведение занятий по лекционно-семинарской системе с использованием коллективных и индивидуальных форм работы. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В ходе изучения данного элективного курса учащиеся приобретут навыки самостоятельной работы, работы со справочной литературой; овладеют умениями планирования учебных действий на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов.
Для реализации курса требуются следующие средства обучения: стандартный набор физического оборудования для проведения демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета физики, сборники задач (см. литературу), а также разнообразный дидактический материал.
Материал, отобранный для данного элективного курса, представляет собой подборку таких задач, которые позволят более глубоко понять законы, объясняющие природные явления и технические процессы.
В разделах «Кинематика» и «Динамика» не используется дополнительного теоретического материала, но на основе базовой теории дается возможность подробнее рассмотреть традиционно сложные для учащихся задачи на относительность движения, на движение систем связанных тел. Кроме того, здесь подробно рассматривается динамика тел, движущихся по криволинейным траекториям. В разделе «Законы сохранения» предлагается решение комбинированных задач, охватывающих материал всего раздела «Механика».
В результате изучения программы элективного курса «Физика в задачах» школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, моделирование физических явлений. Учащиеся получают зачёт при условии представления самостоятельно составленных и решённых задач на итоговом занятии.
Содержание курса построено по принципу от простого к сложному таким образом, чтобы школьники не только приобретали новые умения и навыки, но и научились их творчески применять.
В соответствии с учебным планом МБОУ-ООШ с. Розовое, данный курс запланировано проводить во 2 учебной четверти (1 занятие в неделю, продолжительностью не более 8 недель). Поэтому, при планировании проведена корректировка часов, сокращено время на рассмотрение теоретических вопросов, с сохранением творческой и самостоятельной работы учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
При изучении факультатива учащиеся должны
знать:
- понятия равномерное и равнопеременное движение;
- величины, характеризующие механическое движение;
- законы сложения скоростей;
- сила тяжести;
- баллистическое движение;
- законы Ньютона; - гидростатическое давление.
- закон сообщающихся сосудов;
- понятия «сила Архимеда»;
- условия плавания тел;
- понятия «работа», «мощность», «энергия»;
- закон сохранения полной механической энергии;
- понятие «импульс»;
- закон сохранения импульса;
- понятие «количество теплоты»;
- уравнение теплового баланса;
- закон сохранения электрического заряда;
- закон Кулона;
- понятие «постоянный электрический ток»;
- величины, характеризующие электрический ток;
- закон Ома;
- закон Джоуля – Ленца;
- законы последовательного и параллельного соединения проводников.
уметь:
- строить графики в различных координатах, находить различные величины по графикам;
- раскладывать вектора скорости по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, применять закон сложения скоростей для решения задач повышенного уровня;
- находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом к горизонту;
- изображать силы, действующие на тело в различных случаях, находить направление результирующей силы;
- решать задачи с применением алгоритма в случае равномерного прямолинейного движения тела или равновесия;
- находить различные физические величины с использованием алгоритма по динамике при движении тела с ускорением;
- находить различные параметры, используя закон сообщающихся сосудов;
- изображать силы, действующие на тело в жидкой или газообразной среде;
- применять закона Архимеда к решению задач; - находить энергетические величины и связь между ними в общем случае и в механике;
- воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач;
- приводить примеры выполнения закона сохранения энергии и импульса в различных случаях; применять закон сохранения к решению задач;
- приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты;
- воспроизводить алгоритм, применять уравнения теплового баланса к решению задач;
- приводить примеры электрических явлений и применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда;
Содержание тем учебного курса
Класс 9
Учитель Кенжегалиева А.К.
Количество часов: 8
Всего 8 часов; в неделю 1 час.
№ пп | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Что такое физическая задача | 2 |
2 | Составление физических задач | 2 |
3 | Раздел «Кинематика» | 2 |
4 | Раздел «Динамика» | 2 |
Что такое физическая задача (2 часа)
Классификация физических задач по требованию, содержанию, характеру формулировки и способам решения. Примеры различных видов задач.
Составление физических задач (2 часа)
Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Правила решения физических задач. Приёмы решения физических задач.
Решение задач различного вида.
Раздел «Кинематика» (2 часа)
Материальная точка и способы описания её движения в различных системах отсчета. Уравнение движения материальной точки на плоскости. Решение задач.
Раздел «Динамика» (2 часа)
Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела и системы связанных тел, движение связанных тел по горизонтали и в вертикальной плоскости.
Учебно-тематическое планирование
Класс 9
Учитель Кенжегалиева А.К.
Количество часов: 8
Всего 8часов; в неделю 1 час.
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по темам | Контрольные работы | Дата проведения |
план | факт |
| Что такое физическая задача | 2 | | | | |
1 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, характеру формулировки и способам решения | | 1 | | | |
2 | Примеры различных видов задач. | | 1 | | | |
| Составление физических задач | 2 | | | | |
3 | Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Правила и приёмы решения физических задач. | | 1 | | | |
4 | Решение задач различного вида | | 1 | | | |
| Раздел «Кинематика» | 2 | | | | |
5 | Материальная точка и способы описания её движения в различных системах отсчета. Решение задач. | | 1 | | | |
6 | Уравнение движения материальной точки на плоскости. Решение задач. | | 1 | | | |
| Раздел «Динамика» | 2 | | | | |
7 | Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела. | | 1 | | | |
8 | Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. | | 1 | | | |
| Итого | 8 | 8 | | | |
Список литературы
Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение. 1983.
Буздин А.И., Зильберман А.Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача... – М.: Наука. 1990.
Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001./ Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М. 2002.
Голъдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа. 1973.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. – М.: Наука. 1985.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. – М.: Дрофа. 2002.
Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. и др. Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. – М.: Мнемозина. 2004.
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука. 1985.