СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Культура речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.

 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Культура речи".»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и базисным учебным планом.

Программа составлена на основе авторской программы элективного курса по русскому языку «Правила хорошей речи» для 9 классов Плотникова Н.Г. и учебника Л.А. Введенской («Русский язык и культура речи.» Ростов-на-Дону: Феникс, 2006).

Данная программа конкретизирует содержание программы элективного курса, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности.

Новизной программы элективного курса «Культура речи» является направленность курса на совершенствование и развитие навыков связной культурной речи обучающихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.

В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.

Курс «Культура речи» является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствующего формированию всесторонне развитой личности.

Распределение часов учебного времени в рабочей программе:

9 класс — 17 недель – 17 уроков (1 час в неделю).

Программа допускает вариантность применения, корректировку содержания с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

  • Научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса

  • Повысить уровень речевой культуры, коммуникативной компетентности учащихся

  • Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи;

  • Выработать навыки и методы самостоятельной работы с источниками, развить начальные навыки научно-исследовательской деятельности;

Ведущими методами обучения предмету являются: частично - поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно - иллюстративный и репродуктивный.

На уроках используются различные технологии: личностно - ориентированная, развивающее обучение, проблемное обучение и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Раздел 1: Введение(1 час)

Знакомство с курсом. Презентация курса. Стилистические ресурсы русского языка.

Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной.

Раздел 2: Подготовка и практика выступления (16 часов)

Культура речи, ее предмет и задачи.

Понятие о культуре речи. Работа с понятиями: речь, культура речи, речевой этикет.

Основные признаки культуры речи.

Закрепление представления о составляющих культуры речи.


Осторожно: слово!

Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.


Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство.

Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. «Борьба» с паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексикой.


Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис.


Виды речи. Приветственная речь.

Что такое приветствие. Каким оно должно быть?

Составление собственного монологического высказывания-приветствия.


Информационная речь.

Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа


Фигуры речи. Выразительные средства языка.

Работа с литературоведческими терминами и определениями. Анализ текста, поиск средств выразительности. Создание собственных текстов с использованием средств выразительности.


Орфоэпия.

Ударение. Культура произношения. Языковые нормы.


Искусство и культура общения.

Истоки культуры общения. Общение. Разные формы общения между людьми.


Подготовка и презентация публичных выступлений обучающихся.

Систематизация полученных знаний. Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения культуры речи ученик должен:

  1. Знать: основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качествах идеальной речи.

  2. Уметь: правильно подбирать лексические понятия; работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль; создавать собственные высказывания; сохранять стиль речи до конца высказывания; грамматически правильно выстраивать свою речь; усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

  3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Получения и оценки информации;

  • Реализации своих коммуникативных намерений в различных ситуациях общения

  • Использования в общении языковых средств разных функциональных стилей публичных выступлений





ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

  • наблюдение за активностью на занятиях;

  • результаты выполнения предложенных заданий;

  • анализ промежуточных творческих работ;

  • создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям. Оценка по пятибалльной шкале не выставляется (зачёт-незачёт).

  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


  1. Устный опрос.  

Дается устное задание по новому материалу.

 «5» – выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;


  1. Публичное выступление 


№ п/п

Критерии

Показатели критерия

Баллы

Оценка

1.

Соответствие содержания выступления заявленной теме.


нет отступлений

3


одно отступление

2

два отступления

1

содержание не соответствует теме

0

2.

Структура выступления


Структура выдержана полностью (вступление, основная часть, заключение)

3


Отсутствие одного из элементов

2

Отсутствие двух элементов

1

Структура не выдержана совсем

0

Логика высказывания не нарушена

1

3.

Невербальное поведение

Эмоциональность, мимика и жесты уместны, адекватны содержанию речи

2


Эмоциональность, мимика и жесты не всегда уместны, расходятся с содержанием речи

1

Эмоциональность, мимика и жесты отсутствуют




0

4.

Речевое оформление

Предложения построены верно

1


В построении предложений есть ошибки

0

Наличие связующих (вводных) слов

1

Отсутствие слов-паразитов

1

Отсутствие речевых повторов

1



5.

Соответствие регламенту

Выступление длится более 2 минут

0


1,5 – 2 минуты

2

1-1,5 минуты

1

Менее 1 минуты

0

Итого



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА



  • Рекомендуемая литература:

 

  1. Розенталь П.А. Стилистика. М.: Просвещение, 1985.

  2. Власенков А.И., Рыбникова О.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М. «Просвещение», 2006 г.

  3. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова М. Просвещение 1982 год.

  4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 год.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет М. Просвещение 1983 год.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М. 2002 год.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. Айрис рольф, 1996 год.

8. Чечет Р.Г., Софронова И.Н. Тесты по стилистике и культуре речи. Минск: «Тетра Системс», 2006 год.



  • медиаресурсы:

  1. Тренинг по публичному выступлению

https://www.youtube.com/watch?v=yv9YjpU_HQE



  • Интернет- ресурсы


    1. Учебник «Культура речи» http://www.klex.ru/5ew



2. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!