СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Культура речи"разработан для обучаемых 10-х классов средней общеобразовательной школы.Значение и актуальность данного курса в современном образовании определяется необходимостью формирования у учеников коммуникативной,языковой и культуроведческой компетенций в условиях снижения языковой культуры у выпускников средней школы.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Культура речи"»

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа № 2»

Арского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено»

Руководитель МО

Малафеевская А.В._________

Протокол №_________

От « » августа 2018г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ

Набиуллина Ф.Х._________

« » августа 2018г.


«Утверждаю»

ВРИО директора

Саляхова А.А.__________

Приказ №

От « » августа 2018г

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол № ___

от «___»__________2018г.






Рабочая программа элективного курса

для 10 В класса

«Культура речи»



Составитель: Хабреева Рафига Багмановна

(учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)
















2018-2019

Пояснительная записка



Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Культура речи» для 10 класса составлена на основе:

– приказа МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на основе приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);

– учебного плана МБОУ «Арская СОШ № 2» Арского муниципального района РТ на 2018– 2019 учебный год

– примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)



Курс «Культура речи» предназначен для обучаемых 10 классов

средней (полной) школы и ориентирован на учеников классов базового

уровня.

Значение и актуальность данного курса в современном образовании

определяется необходимостью формирования у учащихся коммуникативной,

языковой и культуроведческой компетенций в условиях серьѐзного снижения

уровня речевой культуры современных выпускников.

Культура речи – понятие многоаспектное, базирующееся на

существовании в сознании носителей языка представления о «речевом

эталоне», соотносимом с понятиями «правильная (грамотная) речь»,

«хорошая (образцовая) речь».

Правильная (грамотная) речь – это такая речь, в которой соблюдаются

все нормы литературного языка: орфоэпические, фонетические, лексические,

морфологические, синтаксические.

Понятие хорошей (образцовой) речи, разработанное в трудах ряда

учѐных (Г.О.Винокура, С.И.Ожегова, В.И.Чернышева и др.), также

соотносится с понятием нормативной речи, но хорошая (образцовая) речь

ориентирована ещѐ и на рекомендации стилистики: логичность, богатство,

уместность, точность, чистота, выразительность.

Таким образом, под культурой речи понимается такой отбор и

организация языковых средств, которые способствуют наиболее

эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых

коммуникаций с непременным учетом литературных норм.

Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и

грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Эта сторона лингвистической подготовки проверяется в ходе ЕГЭ. Тестирование по русскому языку и культуре речи включено в вузовские экзамены на всех факультетах. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у абитуриентов.

Цель курса: способствовать углублению и расширению знаний учащихся

по культуре речи, подготовить выпускников средней школы к экзамену по

русскому языку в форме ЕГЭ, повысить общий уровень речевой культуры

учащихся.

Спецкурс рассчитан на 35 часов ,1час в неделю.

Учащиеся должны знать:

орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические,

синтаксические нормы русского языка

основные требования к хорошей речи (логичность, богатство,

уместность, точность, чистота, выразительность)

изобразительно-выразительные средства русского языка

Учащиеся должны уметь:

соблюдать орфоэпические, словообразовательные, лексические,

грамматические, синтаксические нормы языка в устных и письменных

высказываниях

владеть приемами редактирования текста (использовать возможности

лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный

повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.)

анализировать текст с точки зрения стилевых особенностей и

использования изобразительно-выразительных средств языка

выбирать языковые средства в зависимости от содержания текста, его

общей стилистической направленности, жанра и формы высказывания

Основные виды устных и письменных работ, которые можно проводить

в процессе изучения курса «Культура речи»

Устные работы

• Выразительное чтение учащимся текста с развернутым комментарием,

включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

• Составление текстов в разных стилях: разговорном, официально-деловом,

художественном, публицистическом.

• Краткий пересказ содержания понравившегося фильма, спектакля,

художественного произведения.

• Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с

автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в

публицистических и художественных текстах).

• Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.

• Написание текстов в различных жанрах научного стиля (аннотация,

реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

• Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления

агитационного характера.

• Написание сочинения-рассуждения.

В качестве итоговой аттестации по результатам изучения курса можно

использовать тест, включающий задания по культуре речи, аналогичные тем,

которые используются в тестах ЕГЭ по русскому языку. Итоговой работой

может стать также сочинение-размышление по предложенному тексту. В таком случае итоговая контрольная работа по элективному курсу станет важным этапом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.



Содержание программы элективного курса «Культура речи»



Тема 1.Языковые нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические, грамматические)

Тема 2.Лексика и фразеология

Тема 3.Выразительность русской речи

Тема 4 .Трудности русской грамматики

Тема 5.Текст.

Тема 6.Типы речи

Тема 6.Речевые и грамматические ошибки









Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Дата проведения

план

факт

1

Понятие культуры речи. Качества хорошей речи




2

Ударение, литературное произношение и фоника



3

Лексика и фразеология



4

Употребление заимствований




5

Логические ошибки



6

Синонимы и синонимичные конструкции



7

Паронимы



8

Фразеологизмы и другие устойчивые

словосочетания




9

Канцеляризмы, «наукообразная» речь



10

Разговорная лексика



11

Диалектизмы



12

Нелитературная лексика – просторечие, жаргонизмы



13

Изобразительно-выразительные средства языка.

Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение



14

Изобразительно-выразительные средства языка.

Тропы: метонимия, синекдоха, гипербола, литота,




15

Тропы:

перифраза, ирония, аллегория, реминисценция.




16

Стилистические фигуры.




17

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: риторические вопросы, парцелляция, восклицательные предложения



18

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: Ряды однородных членов, синтаксический параллелизм



19

Трудности русской грамматики



20

Род, число и падеж имен существительных .Трудные случаи образования форм



21

Родительный падеж множественного числа с окончаниями –ов и нулевым окончанием



22

Формы имен прилагательных



23

Употребление местоимений



24

Употребление глагольных форм



25

Порядок слов в предложении



26

Употребление причастий и причастных оборотов



27

Употребление деепричастий и деепричастных

оборотов




28

Текст. Типы речи



29

Средства связи предложений в тексте



30

Анализ изобразительно- выразительных средств в текстах разных стилей



31

Композиция сочинения по тексту.



32

Типичные речевые и грамматические ошибки



33

Виды речевых ошибок



34

Практикум по написанию сочинения-рассуждения



35

Практикум по анализу текста



























15