МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа № 2»
Арского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО Малафеевская А.В._________ Протокол №_________ От « » августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ Набиуллина Ф.Х._________ « » августа 2018г. | «Утверждаю» ВРИО директора Саляхова А.А.__________ Приказ № От « » августа 2018г |
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол № ___
от «___»__________2018г.
Рабочая программа элективного курса
для 10 В класса
«Культура речи»
Составитель: Хабреева Рафига Багмановна
(учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)
2018-2019
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Культура речи» для 10 класса составлена на основе:
– приказа МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на основе приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
– учебного плана МБОУ «Арская СОШ № 2» Арского муниципального района РТ на 2018– 2019 учебный год
– примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)
Курс «Культура речи» предназначен для обучаемых 10 классов
средней (полной) школы и ориентирован на учеников классов базового
уровня.
Значение и актуальность данного курса в современном образовании
определяется необходимостью формирования у учащихся коммуникативной,
языковой и культуроведческой компетенций в условиях серьѐзного снижения
уровня речевой культуры современных выпускников.
Культура речи – понятие многоаспектное, базирующееся на
существовании в сознании носителей языка представления о «речевом
эталоне», соотносимом с понятиями «правильная (грамотная) речь»,
«хорошая (образцовая) речь».
Правильная (грамотная) речь – это такая речь, в которой соблюдаются
все нормы литературного языка: орфоэпические, фонетические, лексические,
морфологические, синтаксические.
Понятие хорошей (образцовой) речи, разработанное в трудах ряда
учѐных (Г.О.Винокура, С.И.Ожегова, В.И.Чернышева и др.), также
соотносится с понятием нормативной речи, но хорошая (образцовая) речь
ориентирована ещѐ и на рекомендации стилистики: логичность, богатство,
уместность, точность, чистота, выразительность.
Таким образом, под культурой речи понимается такой отбор и
организация языковых средств, которые способствуют наиболее
эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых
коммуникаций с непременным учетом литературных норм.
Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и
грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Эта сторона лингвистической подготовки проверяется в ходе ЕГЭ. Тестирование по русскому языку и культуре речи включено в вузовские экзамены на всех факультетах. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у абитуриентов.
Цель курса: способствовать углублению и расширению знаний учащихся
по культуре речи, подготовить выпускников средней школы к экзамену по
русскому языку в форме ЕГЭ, повысить общий уровень речевой культуры
учащихся.
Спецкурс рассчитан на 35 часов ,1час в неделю.
Учащиеся должны знать:
орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические,
синтаксические нормы русского языка
основные требования к хорошей речи (логичность, богатство,
уместность, точность, чистота, выразительность)
изобразительно-выразительные средства русского языка
Учащиеся должны уметь:
соблюдать орфоэпические, словообразовательные, лексические,
грамматические, синтаксические нормы языка в устных и письменных
высказываниях
владеть приемами редактирования текста (использовать возможности
лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный
повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.)
анализировать текст с точки зрения стилевых особенностей и
использования изобразительно-выразительных средств языка
выбирать языковые средства в зависимости от содержания текста, его
общей стилистической направленности, жанра и формы высказывания
Основные виды устных и письменных работ, которые можно проводить
в процессе изучения курса «Культура речи»
Устные работы
• Выразительное чтение учащимся текста с развернутым комментарием,
включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.
• Составление текстов в разных стилях: разговорном, официально-деловом,
художественном, публицистическом.
• Краткий пересказ содержания понравившегося фильма, спектакля,
художественного произведения.
• Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с
автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в
публицистических и художественных текстах).
• Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.
• Написание текстов в различных жанрах научного стиля (аннотация,
реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).
• Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления
агитационного характера.
• Написание сочинения-рассуждения.
В качестве итоговой аттестации по результатам изучения курса можно
использовать тест, включающий задания по культуре речи, аналогичные тем,
которые используются в тестах ЕГЭ по русскому языку. Итоговой работой
может стать также сочинение-размышление по предложенному тексту. В таком случае итоговая контрольная работа по элективному курсу станет важным этапом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Содержание программы элективного курса «Культура речи»
Тема 1.Языковые нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические, грамматические)
Тема 2.Лексика и фразеология
Тема 3.Выразительность русской речи
Тема 4 .Трудности русской грамматики
Тема 5.Текст.
Тема 6.Типы речи
Тема 6.Речевые и грамматические ошибки
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения |
план | факт |
1 | Понятие культуры речи. Качества хорошей речи | | |
2 | Ударение, литературное произношение и фоника | | |
3 | Лексика и фразеология | | |
4 | Употребление заимствований | | |
5 | Логические ошибки | | |
6 | Синонимы и синонимичные конструкции | | |
7 | Паронимы | | |
8 | Фразеологизмы и другие устойчивые словосочетания | | |
9 | Канцеляризмы, «наукообразная» речь | | |
10 | Разговорная лексика | | |
11 | Диалектизмы | | |
12 | Нелитературная лексика – просторечие, жаргонизмы | | |
13 | Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение | | |
14 | Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы: метонимия, синекдоха, гипербола, литота, | | |
15 | Тропы: перифраза, ирония, аллегория, реминисценция. | | |
16 | Стилистические фигуры. | | |
17 | Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: риторические вопросы, парцелляция, восклицательные предложения | | |
18 | Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: Ряды однородных членов, синтаксический параллелизм | | |
19 | Трудности русской грамматики | | |
20 | Род, число и падеж имен существительных .Трудные случаи образования форм | | |
21 | Родительный падеж множественного числа с окончаниями –ов и нулевым окончанием | | |
22 | Формы имен прилагательных | | |
23 | Употребление местоимений | | |
24 | Употребление глагольных форм | | |
25 | Порядок слов в предложении | | |
26 | Употребление причастий и причастных оборотов | | |
27 | Употребление деепричастий и деепричастных оборотов | | |
28 | Текст. Типы речи | | |
29 | Средства связи предложений в тексте | | |
30 | Анализ изобразительно- выразительных средств в текстах разных стилей | | |
31 | Композиция сочинения по тексту. | | |
32 | Типичные речевые и грамматические ошибки | | |
33 | Виды речевых ошибок | | |
34 | Практикум по написанию сочинения-рассуждения | | |
35 | Практикум по анализу текста | | |
15