СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса " Культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса " Культура речи". 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса " Культура речи"»







Планируемые результаты



Учащиеся должны уметь: 

- производить лексический и орфоэпический разборы, а также стилистический разбор, отмечая характерные языковые и речевые средства,

- замечать в собственной речи и речи собеседников отступления от норм литературного языка,

- фиксировать замеченные нарушения норм, исправлять ошибки в собственной речи,

- пользоваться различными словарями,

-создавать тексты художественного и публицистического стилей на свободные темы, а также научный реферат по результатам исследовательской работы «Как мы говорим»,

- редактировать текст.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.). Виды речевой деятельности. Требования к хорошей речи. Что такое культура речи. Три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

1 раздел. Речевой этикет (2 ч.). Культура поведения и этические нормы общения. Культура речевого поведения. Речевой этикет. Речевые ситуации и формулы речевого этикета. Обращение. Знакомство. Приветствие. Прощание. Поздравление. Благодарность. Извинение. Грамматические средства выражения вежливости в русском языке (формы обращений, роль местоимений, глагольные формы, частицы).

2 раздел. Функциональные стили русского языка (5 ч.). Характеристика стилей речи. Научный и публицистический стили. Художественный стиль. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль.

3 раздел. Правильность речи (26ч.).

1. Орфоэпическая правильность речи Ударение. Нормы ударения и его вариантность. Произношение гласных и согласных звуков. Сочетания -чн- и -чт-. Произношение иноязычных слов. 

2. Грамматические нормы. 

алексические нормы 5 члексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Паронимия. Омонимия. Полисемия. Синонимия. 

б) морфологические нормы 7чвариантные окончания существительных муж. р. мн. ч. Им. п. (бухгалтеры – бухгалтера). Вариантные окончания существительных м. р. (в отпуске – в отпуску, стакан чая – стакан чаю). Вариантные окончания р. п. мн. ч. существительных м.р. (сто грамм – сто граммов). Колебания в роде имён существительных. Нормы употребления сложносоставных слов. 

в) синтаксические нормы 8ч: выбор падежа и предлога. Категории употребления форм род. и вин. п. при переходных глаголах с отрицанием. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений. Порядок слов. Употребление деепричастных оборотов.

Основные понятия курса.

Языковая норма. Орфоэпические и грамматические нормы языка. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Паронимия. Омонимия. Полисемия. Синонимия. Коммуникативная функция языка. Этика. Речевой этикет. Грубая и негрубая ошибки.

Список тем рефератов, проектов.

1. Правильно ли мы говорим по-русски?

2. Как мы говорим?

3. А как лучше сказать?

4. Речь и этикет.

Исследовательская работа «Как мы говорим».



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Речевой этикет

2

3

Функциональные стили речи русского языка.
Стилистические ресурсы языка

5

4

Правильность речи


26

5

Обобщение изученного материала Защита рефератов

3

Итого


35







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Дата

Корректировка

План

Факт

Причина

Способ устранения

1

Введение.Язык и речь. Что такое культура речи 

6.09




2

Культура поведения, этические нормы общения 

13.09




3

Грамматические средства выражения вежливости в русском языке 

20.09




4-5

Характеристика стилей речи

27.09,4.10




6

Языковые средства 

11.10




7

Виды тропов 

18.10




8

Стилистические фигуры 

25.10




9-10

Ударение. Нормы ударения и его варианты 

8.11,15.11




11-12

Произношение гласных и согласных звуков. Сочетание -чн-, -чт-. Произношение иноязычных слов 

22.11, 29.11




13-14

Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы 

6.12

13.12




15-16

Паронимия. Омонимия 

20.12

27.12




17

Полисемия. Синонимия 

10.01




18

Вариантные окончания им. п. мн. ч. существительных м. р. (бухгалтера – бухгалтеры)

17.01




19

Вариантные окончания пр.п. ед.ч. существительных м.р. (в отпуске – в отпуску) и р.п. ед.ч. существительных м. р

.24.01




20

Вариантные окончания р.п. мн.ч. существительных м.р. (сто грамм – сто граммов) 

31.01




21

Колебания в роде существительных 

7.02




22

Нормы употребления сложносоставных слов 

14.02




23-24

Обобщение пройденного материала

21.02

28.02




25

Выбор падежа и предлога 

7.03




26-27

Категории употребления форм р.п. и в.п. при переходных глаголах с отрицаниемТренировочные

14.03

21.03




28-29

Согласование сказуемого с подлежащим 

4.04

11.04




30

Согласование определений

18.04




31

Порядок слов 

25.04




32

Употребление деепричастных оборотов 

2.05




33-35

Обобщение изученного материала Защита рефератов

16.05-30.05